Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Глаз-алмаз, или О бриллиантовой тиаре от Фаберже и одном портрете

Изучая каталоги аукционного дома "Сотбис" (а это неиссякаемый источник всяческой красоты, от картин до украшений), натолкнулась на прелестную историю. О том, как важна "насмотренность" и какую роль могут сыграть детали. Ну и о счастливом случае! И дело касается одной великолепной бриллиантовой тиары...

Бриллиантовая тиара от Фаберже, ок. 1903. (с) sothebys.com
Бриллиантовая тиара от Фаберже, ок. 1903. (с) sothebys.com

Итак, в июле 2018 один из экспертов "Сотбис", Даниэлла Мачетти, возглавляющая ювелирное направление дома, побывала в очень красивом замке Гогенцоллерн, неподалёку от Штутгарта. Нет-нет, она там была не по делам, а просто наслаждалась красотой мест, как обычная туристка.

Однако если любишь своё дело, то ты почти всегда "на работе". Так что и синьора Мачетти фотографировала местные портреты прекрасных дам в драгоценностях. И, в частности, ей очень понравился один овальный портрет молодой красивой женщины - Цецилии Мекленбург-Шверинской, ставшей кронпринцессой Пруссии (1886-1954). Она, кстати, и похоронена на территории замка.

Цецилия Мекленбург-Шверинская. (с) sothebys.com
Цецилия Мекленбург-Шверинская. (с) sothebys.com

Увы, найти этот портрет в полноценном виде мне не удалось. Есть другой, написанный приблизительно тогда же, и, подозреваю, тем же художником. Но он нам не подходит, потому что там изображена другая тиара. А в тиаре-то тут и дело!

Синьора Мачетти любуется портретом, фотографирует его на память, ну и для того, чтобы потом показывать своим студентам как прекрасный образец ювелирного искусства начала XX века. Вроде бы всё. Но нет! Потому что в ноябре аукционный дом получает запрос. По электронной почте приходит фотография бриллиантовой тиары, и тут синьора понимает, что она её уже знает...

Цецилия Мекленбург-Шверинская, Каспар Риттер, 1908. (сс) Wikimedia Commons
Цецилия Мекленбург-Шверинская, Каспар Риттер, 1908. (сс) Wikimedia Commons

Клиентка - потомок Цецилии, в семье которой тиара хранилась много лет - не могла сначала поверить, что синьора Мачетти действительно уже видела определённый портрет в определённом замке и вот так быстро узнала тиару. Это всё-таки не то чтобы музей уровня Лувра, и совпадение получилось удивительным. Представляю себе этот диалог: "Я такая-то. Вот тиара, сокровище нашей семьи... - А, знаю-знаю! Это же тиара кронпринцессы Цецилии. - Но как?!.." :)

История же у тиары такая: в 1905 дочь герцога Мекленбург-Шверинского и Великой княжны Анастасии Михайловны, внучки Николая I, вышла замуж за кронпринца Пруссии. И тиара от Фаберже стала одним из подарков к свадьбе. Видите, вон она, справа? А в той, что слева, Цецилия красуется на портрете выше. Впрочем, и центральная заслужит своей портрет.

Фотография из местной прессы, из статьи о подарках к свадьбе будущей крон-принцессы. (с) sothebys.com
Фотография из местной прессы, из статьи о подарках к свадьбе будущей крон-принцессы. (с) sothebys.com

Много лет спустя, в 1949, дочь Цецилии вышла в ней замуж - кстати, свадьба была в том же замке. А вот кто именно в наше время был владелицей тиары, аукционный дом не стал раскрывать. Но понятно, что прямой потомок.

Тиара, безусловно, хороша сама по себе, и ушла она с торгов за почти за $435 000. Однако когда вещь с историей, это красит её ещё больше.

Бриллиантовая тиара от Фаберже, ок. 1903. (с) sothebys.com
Бриллиантовая тиара от Фаберже, ок. 1903. (с) sothebys.com

А мне тут больше всего нравится само восхитительное совпадение - "тиара с портрета"/ "тиара на фотографии". Видите, как интересно присматриваться к деталям! Именно этим, кстати, мы тут с вами обычно и занимаемся. :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!

Хобби
3,2 млн интересуются