Клубу юных биологов зоопарка в Москве до векового юбилея осталось всего 3 года. Это старейший естественнонаучный кружок в России. В чём успех и причина такого долголетия?
Детки у клетки
Лика Чертопруд, 15 лет
Я всего год в кружке. У меня родители – биологи, я сначала думала, что не буду заниматься «плагиатом» и займусь чем-нибудь другим, но потом передумала.
Недавно делала научную работу с харзой, которую переселили в новый вольер. Харза – животное из семейства куньих. Выясняла, как изменилось поведение животного после перестройки вольера. Выяснилось: психическое, моральное состояние зверя улучшилось. Раньше она проявляла агрессию, у неё наблюдалась навязчивая стереотипия – состояние, когда зверёк мечется вдоль решётки. Когда вольер оборудовали укрытиями, игрушками, канатами и палками, она стала играть, брать еду с рук.
Дома у меня живут гекконы токи. В нашей семье всегда были рыбки и ящерицы. А кошечек, собачек и птичек – никогда.
София Блынская, 14 лет
Я всегда хотела ездить в заповедники, заниматься научной работой. Поэтому год назад и пришла в КЮБЗ (Кружок юных биологов зоопарка. – Ред.).
Недавно делала научную работу по орангутангам. У меня была идея: выяснить, влияет ли на них атмосферное давление. Исследования показали, что я права. Ещё смотрела, как они используют территорию в вольерах. Орангутанги не проявляют агрессии друг к другу, самец спокойный и хорошо относится к самкам и детёнышам.
Дома у меня живёт кошка. Она постоянно копирует моё поведение. Её зовут Барбацуца, как и Лику Чертопруд. У нас в кружке все получают прозвища. Шура, Суп, Колбаса, Колобок. Есть мальчик по кличке Снегирь. На его первом выезде в Брянске у него была чёрная шапочка, красная куртка и характерное брюшко. Он вышел на улицу и замёрз. К нему подошла руководительница Ольга Батова и сказала: «Снегири прилетели!». Вот и привязалось к нему это прозвище.
Федя Ткаченко, 12 лет
Любовь к животным у меня давно, с детства. Когда родители летели со старшим братом в какую-нибудь страну, я оставался дома, потому что у меня болели уши в самолетах. У дедушки с бабушкой в деревне. Там было много животных: куры, козы, телёнок, меня тянуло к ним, я с удовольствием за всеми ухаживал, так всё и началось.
КЮБЗ – полное отсутствие официальщины. Здесь не следят за посещаемостью, не проверяют домашних заданий и не сдают зачётов. Есть разве что внутренняя олимпиада. Выиграл олимпиаду – тебя уважают, занял последнее место – задумайся.
Детей учат не просто любить живое, а именно вести научную работу. Если член кружка работу не выполнил, то его могут «поразить в правах» – например, не взять на каникулы в большую экспедицию. Но никого никогда не выгоняют.
Лика Чертопруд: сначала я пошла заниматься в кружок при зоологическом музее. Но оказалось, что в этом году там нет набора, да и мне показалось, что там не очень интересно. А здесь понравилось сразу. Руководители – такие же ребята, ровесники. Оказалось, здесь есть организационное бюро, состоящее из школьников, я стала его председателем.
Научная работа разная. В основном – наблюдение за животными. Нужно собрать данные, обсчитать, проверить статистическую достоверность и так далее. Задания различаются по сложности: есть простые – для маленьких детей; есть сложнее и серьёзнее – для взрослых наблюдателей. Время от времени статьи кюбзовцев выходят в сборнике зоопарка. И если ты ещё не взрослый, это не значит, что тебе откажут в публикации. Если работа хорошая, то ее обязательно разместят.
Федя Ткаченко: Я делаю работу по ламам, гуанако и викуньям. Раньше они жили в разных вольерах, а в этом году их переселили в общий. Цель – следить за их взаимоотношениями. Надо понять, можно ли им жить вместе.
Сейчас холода, поэтому звери не очень активные. Часто прихожу, а животные сидят в загоне и их не видно. За время наблюдений было всего два агрессивных контакта. Одна особь топнула, а другая убежала – вот и вся ссора. Пока что мои наблюдения сводятся к тому, что вместе их содержать можно. К середине весны вынесу точный вердикт.
Когда кружковцы ездят в уникальные места, статьи размещают и в центральных зоологических журналах. Прошлым летом юные биологи побывали на острове Шокальского – малоисследованной территории к востоку от Ямала.
ЦИФРЫ
1700 человек прошло через КЮБЗ с момента его основания в конце 1924 года. Среди них
Лика Чертопруд: Остров Шокальского – заповедник, в котором почти никогда не велись научные исследования. Наши ребята-кюбзовцы во главе с руководителем Володей Дубровским поехали в уникальную экспедицию по изучению птиц, рыб, леммингов и беспозвоночных. Даже видели белого медведя. Он к нам пришёл сам. Рядом с нашим домиком стояли баня и лабаз с рыбой. Запах рыбы его и привлёк. Нужно было стрелять и отпугивать медведя, а мы щёлкали фотоаппаратами.
Посвящение
Стать действующим членом клуба не так просто, хотя вход для всех желающих свободный в течение всего учебного года. Можешь прийти и стать вольнослушателем, или «поступающим», как говорят сами кюбзовцы. В таком звании можно ходить сколько угодно. Но – без прав и обязанностей. Если решился стать действительным членом, на очередном собрании устраивают нечто вроде экзамена. Ребята задают новичку вопросы по интересующей его теме. Допустим, интересуется он копытными – значит, в этом русле и будут спрашивать, например: «К какому семейству принадлежит лось?» или «Кто такие кондиляртры?». Никто никого не «валит».
Если новичок сдал экзамен, он становится кандидатом в члены кружка. За месяц кандидат должен подготовить реферат по какому-то виду, за которым планирует потом наблюдать, и выступить перед сверстниками. Руководитель проверяет доклад на ляпы и ошибки. Тех, кто докладывает только «по бумажке», могут завернуть.
Федя Ткаченко: В КЮБЗ я пришёл осенью, на первое собрание кружка. Поступил, и через две недели сдал доклад по орангутангам. Вот тогда меня и приняли в КЮБЗ.
Здесь интересно. В мой первый выезд я поехал в Чисмену в Подмосковье.
После одобрения доклада «поступающий» становится действительным членом клуба, у него появляются права и обязанности. Он имеет право идти со всеми в экспедицию, голосовать, «возникать», спорить. И он обязан вести годовую работу в зоопарке и дополнительную на выезде в заповедники.
Приключения
Со многими заповедниками КЮБЗ работает уже десятки лет: юные биологи ведут учёт птиц, млекопитающих и собирают вполне рабочие данные для специалистов. Экспедиции бывают двух категорий: выезд на субботу-воскресенье с ночёвкой в лесу и большие экспедиции на неделю и больше.
Владимир Дубровский, научный сотрудник, руководитель КЮБЗ: Раньше были однодневные поездки, но это было тогда, когда в Ромашково водились рябчики и лоси. Сейчас там ничего нет. Чтобы показать детям что-нибудь интересное, нужно ехать минимум два часа на электричке, а тогда уже смысла возвращаться нет. Нужно заночевать в лесу и научить подрастающее поколение это делать.
Здесь специальная работа не ведётся. Это зоологические экскурсии, где ребят учат навыкам полевого быта: как развести костёр, напилить дрова, сварить кашу. На такие выезды может поехать всякий, кого отпускают родители. Мини-экспедиции – довольно щадящие: от электрички нужно пройти всего три километра. Поэтому ограничивающих факторов только два: элементарная спортивность, позволяющая нести рюкзак, и умение вести полевой дневник.
София Блынская: На выездах в первую очередь нас учат, как жить в лесу, как развести костёр, собрать дрова. Потом учимся устраивать убежища, ставить тент, готовить еду на костре. Вторая цель выездов – наука. Показываем новичкам лес: кто живёт, кто поёт, что растёт.
Чтобы увидеть что-то интересное, надо ходить внимательно и тихо. Если вести себя тихо, шансы увидеть животных большие. Мы видели и кабанов, и косуль, и даже медведей. Как-то шли по хребту горы на Урале с руководителем и еще одной кюбзовкой. Из кустов к нам выскочили медведица и два медвежонка, очень симпатичные. Мы их напугали. Встреча прошла хорошо: звери успокоились и ушли в лес.
После того как лагерь, как тут говорят, «отаборился», т.е. занял и оборудовал площадку, ответственный за выезд разбивает ребят на группы по два-три человека во главе со старшим, опытным кюбзовцем. Группы расходятся на наблюдения до вечера. Утром, ещё в сумерках, экспедиция завтракает и расходится до обеда. В обед все собираются и едут обратно, в Москву. После поездки ребята показывают свои работы в полевых дневниках.
Тех, кто хорошо себя зарекомендовал на мини-выездах, могут взять и в дальнюю поездку. У некоторых возникают вопросы с дисциплиной, особенно когда старший в группе моложе остальных.
Владимир Дубровский, научный сотрудник, руководитель КЮБЗ: Некоторые родители приводят к нам детей, как в «школу мужества». У нас было два таких мальчика. Одного мы взяли в двухдневный поход – он там чуть ли не плакал. На лыжах два часа шёл два километра. Такой слабенький был и несчастный, хотя на голову меня выше. Всё это было ему ужасно неприятно, никакого удовольствия от всех этих птичек и зверьков он не получал. Бедный ребёнок, мы его потом просто брать с собой не стали.
Второй очень хорошо прижился в КЮБЗе. Психотип – «не сломает, так уронит». После того как прошёл третью экспедицию – у родителей был шок: парень сам сварил гречневую кашу и накормил родителей, пришедших с работы.
Продолжение
Огромная плеяда выпускников КЮБЗа включает не только биологов. Среди них – люди разных профессий: скульпторы, писатели, психологи, политики. Многие идут работать в родной зоопарк киперами-служителями, специалистами, которые кормят животных, убирают, заботятся об их здоровье.
Валерий Иванович Цветков, кандидат биологических наук, старый кюбзовец: КЮБЗ объехал полсвета. Я видел десять морей, три океана, ходил под воду на 26 метров. Материал, который я готовил, летал в космос.
За 90 лет через наш клуб прошло около двух тысяч ребят. Это основная база наших учёных-биологов. Тут своя гуманистическая субкультура высокоэтической направленности. Занятия и выезды воспитывают умение работать в коллективе, прививают любовь к природе и родине, формируют личность. Всё это делает КЮБЗ великолепной школой жизни и кузницей кадров для биологии.
Ребята в кружке живут большой семьёй – вместе обсуждают научные эксперименты и проводят свободное время. А ещё участники клуба рассказали нам про знаменитые кюбзовские гипнозы. Это своеобразное посвящение в юные биологи, испытание и обряд инициации. О подробностях старожилы клуба умолчали, это конфиденциальная информация. Так что если заинтересовались – приходите в клуб и узнайте всё сами. Возраст не ограничен – юным биологом можно стать и в десять, и в двадцать, и в пятьдесят, главное – желание и любовь к зверям!
ВЫПУСКНИКИ КЮБЗ
Вера Чаплина, детская писательница
Игорь Акимушкин, писатель, учёный-биолог, популяризатор биологии, автор 96 книг о жизни животных
Николай Воронцов, советский и российский учёный-зоолог, эколог и генетик, министр природопользования и охраны окружающей среды СССР
Алексей Яблоков, доктор биологических наук, профессор, председатель Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по экологической безопасности
Владимир Смирин, зоолог, выдающийся художник-анималист
Яна ЧУМАКОВА
Фото: moscowzoo.ru
Понравился материал? Подпишитесь на канал. 😊
Чтоб и дальше было так, не забудь поставить "лайк" 👍