Итак, напомню: 1929-1930 гг. по этому проекту были заложены подводные лодки II серии типа "Л" (по названию головной подводной лодки "Ленинец") с комбинированным минно-торпедным вооружением. Они предназначались для постановки минных заграждений на фарватерах, в узкостях и в местах предполагаемого развертывания кораблей противника, а также для нанесения ударов по кораблям и транспортам с использованием торпедного и артиллерийского вооружения. Это были первые подводные лодки - минные заградители советской постройки.Мы продолжаем смотреть судьбы лодок серии "Л". Их должно было быть шесть. К 1944 году осталось три (из них две Л-4 и Л-5 в ремонте). Но это данные на начало апреля 1944 года.
Подводная лодка "Л-5" была заложена 15 марта 1930 года на заводе №198 (им. Марти) в Николаеве под наименованием "Чартист". 05 июня 1932 года лодка спущена на воду.
15.09.1934 г. подводная лодка была переименована в "Л-5"
К началу войны числилась во 2-й линии, находилась в Севастополе и входила в состав 1-го ДПЛ 1-ой БПЛ. 21-26.07.1941 г. Первой из ПЛ ЧФ прошла безобмоточное размагничивание. Артиллерия на лодке не менялась (оставалась пушка Б-2). Орудие, предназначенное для ее перевооружения было установлено в доте №5 БО Севастополя.
Подводная лодка принимала активное участие в Великой Отечественной войне: минные постановки, навигационное обеспечение кораблей ЧФ. Совершила 6 транспортных рейсов в осажденный Севастополь, доставив туда 298 т боеприпасов, 75,7 т продовольствия и эвакуировав на Кавказ 37 человек
05.11.1942 г. - 08.44г. - прошла капитальный ремонт. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу больших подводных лодок.
16.06.1949 г. была переименована в "Б-35". 29.12.1955 года была разоружена и исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации.
18.01.1956 г. расформирована, на базе "Главвторчермета" в 1956 году в Севастополе разделана на металл.
Командиры лодки
март 1938 — октябрь 1942 — Алексей Степанович Жданов
октябрь 1942 — март 1943 — Борис Васильевич Гремяко
конец 1943 — апрель 1944 — Михаил Васильевич Леонов
апрель 1944 — сентябрь 1944 — Георгий Алексеевич Никифоров
сентябрь 1944 — 1947— Николай Филиппович Школенко
Подводная лодка "Л-6" была заложена 15 апреля 1930 года на заводе №198 (им. Марти) в Николаеве под наименованием "Карбонарий". 03 ноября 1932 года лодка была спущена на воду.
15.09.1934 г. подводная лодка была переименована в "Л-6"
12.1938-10.1941 года прошла в Севастополе на заводе № 201 модернизацию и капитальный ремонт. В ходе модернизации была заменена артиллерия, установлено орудие Б-24ПЛ. На начало ВОВ входила в состав 1-го ДПЛ 1-ой БПЛ.
19.10.1941 г. вступила в строй, принимала активное участие в Великой Отечественной войне: минные постановки, торпедные атаки, навигационное обеспечение кораблей ЧФ, транспортные рейсы в осажденный Севастополь.
10.01.1942 года на переходе Новороссийск - Поти из-за ошибки в предварительной прокладке (неправильно определена точка поворота) и неправильных действий командира села на мель в районе м.Геленджикский. Получила серьезные повреждения корпуса, рулей и винтов. Утром следующего дня была снята с мели и отбуксирована в Новороссийск. За аварию военный трибунал приговорил командира лодки к 10 годам, командира БЧ-1 Маркелова к 8 годам, дивизионного штурмана Керенского к 7 годам исправительно-трудового лагеря, с отсрочкой наказания и направлением в штрафную роту. Лодка была отбуксирована в Туапсе, а затем и в Поти для аварийного ремонтагде до конца августа находилась в доке.
25.11.1943 г. торпедной атакой тяжело повредила германский транспорт (956 брт), который затонул в 11.35 26.11.1943 в 3 милях южнее Евпаторийского маяка.
11.04.1944 г. вышла в свой последний поход в район юго-западнее м. Тарханкут (позиция №6). В течение похода на связь не выходила и в базу не вернулась. Не доложила о прибытии на позицию (по плану - 15.4), 21.4 не передала квитанцию на приказ перейти в район восточнее м. Олинька (позиция №3), в дальнейшем не ответила на многочисленные вызовы по радио.
Возможные причины гибели: отказ техники или ошибка личного состава, подрыв на плавающей мине у кавказского побережья, атака германского большого охотника "Uj 115"или "Uj 104". На "Л-6" погибло 54 члена экипажа.
По состоянию на 1 апреля 1944 года она еще "числится в живых", но 05.06.1944 г. подводная лодка "Л-6" была исключена из состава ВМФ. Таким образом "выжили"только две лодки, и обе весной 1944 года числились в ремонте.
Но были еще "ленинцы" более поздней, XIII-бис серии. Были... (но об этом в следующей статье)