Образец, извлеченный из шкафа Музея естественной истории в Лондоне, показал, что современные ящерицы произошли в позднем триасе, а не в средней юре, как считалось ранее.
Этот окаменелый родственник живых ящериц, таких как вараны, гила-монстры и медленные черви, был идентифицирован в хранящейся музейной коллекции 1950-х годов, включая образцы из карьера недалеко от Тортворта в Глостершире, Юго-Западная Англия. Тогда еще не существовало технологии, способной раскрыть ее современные черты.
Как ящерица современного типа, новая окаменелость влияет на все оценки происхождения ящериц и змей, вместе называемых Squamata, и влияет на предположения об их скорости эволюции и даже на ключевой фактор происхождения группы.
Команда, возглавляемая доктором Дэвидом Уайтсайдом из Бристольской школы наук о Земле , назвала свое невероятное открытие Cryptovaranoides microlanius , что означает «маленький мясник», в честь его челюстей, заполненных острыми режущими зубами.
Доктор Уайтсайд объяснил: «Я впервые заметил образец в шкафу, полном окаменелостей клевозавра , в кладовых Музея естественной истории в Лондоне, где я являюсь научным сотрудником. Это была достаточно распространенная ископаемая рептилия, близкая родственница новозеландской туатары, единственной оставшейся в живых из группы Rhynchocephalia, отделившейся от чешуйчатых более 240 миллионов лет назад.
«Наш образец был просто помечен как « Клевозавр и еще одна рептилия». По мере того, как мы продолжали исследовать образец, мы все больше и больше убеждались, что он на самом деле более тесно связан с современными ящерицами, чем с группой туатара.
«Мы сделали рентгеновские снимки окаменелостей в университете, и это позволило нам реконструировать окаменелость в трех измерениях и увидеть все крошечные кости, которые были спрятаны внутри скалы».
Cryptovaranoides явно чешуйчатый, так как отличается от Rhynchocephalia черепной коробкой, шейными позвонками, плечевой областью, наличием срединного верхнего зуба в передней части рта, постановкой зубов на полке у челюсти (а не сросшиеся с гребнем челюстей) и в архитектуре черепа, например, отсутствие нижней височной перемычки. Есть только одна важная примитивная особенность, которой нет в современных чешуйчатых железах, это отверстие на одной стороне конца плечевой кости, плечевой кости, через которое проходят артерия и нерв. криптовараноидыимеет некоторые другие, по-видимому, примитивные признаки, такие как несколько рядов зубов на костях нёба, но эксперты наблюдали то же самое у живой европейской стеклянной ящерицы, а многие змеи, такие как удавы и питоны, имеют несколько рядов крупных зубов. зубы в той же области. Несмотря на это, мозг у него развит, как и у большинства живых ящериц, а соединения костей в черепе предполагают, что он был гибким.
«С точки зрения значимости, наша окаменелость смещает происхождение и разнообразие чешуйчатых пород назад из средней юры в поздний триас», — говорит соавтор профессор Майк Бентон . «Это было время крупной реструктуризации экосистем на суше с появлением новых групп растений, особенно современных хвойных, а также новых видов насекомых и некоторых из первых современных групп, таких как черепахи, крокодилы, динозавры, и млекопитающие.
«Добавление самых старых современных чешуек завершает картину. Похоже, что эти новые растения и животные появились на сцене как часть серьезного восстановления жизни на Земле после массового вымирания в конце пермского периода 252 миллиона лет назад, и особенно Карнийского плювиального эпизода 232 миллиона лет назад, когда климат колебался между влажным и высохло и вызвало большое возмущение в жизни».
Студент- аспирант София Чамби-Троуэлл прокомментировала: «Название нового животного, Cryptovaranoides microlanius , отражает скрытую природу зверя в ящике стола, а также его вероятный образ жизни, обитающий в трещинах в известняке на небольших островах, которые существовали вокруг Бристоля. в это время. Название вида, означающее «маленький мясник», относится к его челюстям, которые были заполнены режущими зубами с острыми краями, и он мог охотиться на членистоногих и мелких позвоночных».
Доктор Уайтсайд заключил: «Это очень особенная окаменелость, которая, вероятно, станет одной из самых важных, найденных за последние несколько десятилетий. К счастью, она хранится в Национальной коллекции, в данном случае в Музее естественной истории в Лондоне. Мы хотели бы поблагодарить покойную Памелу Л. Робинсон, которая извлекла окаменелости из карьера и проделала большую подготовительную работу над типовым образцом и связанными с ним костями. Очень жаль, что у нее не было доступа к компьютерной томографии, которая помогла бы ей увидеть все детали образца».