Лирическая поэзия на уроках литературного чтения, да еще пейзажная (то есть без какого-либо сюжета) в начальной школе запросто может стать самой тоскливой и унылой темой для человека лет 8. Как ни распинайся учитель, какие видеоролики с выразительным чтением голосом какого-нибудь великого актера ни включай - тоска, тоска, тоска...
Открываешь учебник - а там три стихотворения, ни одной иллюстрации, только написано что все они про первый снег. Какой первый снег? Новый год на носу!.. На каникулы хочется, на улицу в снежки играть - тоже хочется, или даже просто спать под тёплым одеялом, а не вот это вот всё...
Как ЭТО может быть интересным? Что делать с тремя четверостишиями "ни о чем" целый урок, а потом еще и дз выполнять по этой же теме? И несложно догадаться, что это дз будет - "науизусть"... к завтрашнему дню... и тогда эти три четверостишия начнут казаться слишком длинными, слишком сложными, противными, неинтересными... Какие там эпитеты и метафоры? Скучно! Неинтересно, непонятно, неувлекательно... Зачем забивать этим голову?
И, между прочим, не только дети так думают - учителям порой тоже приходят похожие мысли в голову. А иногда одолевает отчаяние, когда готовишься к уроку, стараешься растормошить, открыть, показать, а видишь глаза со взглядом аквариумной рыбки и физически чувствуешь, что обладатели этих глаз ждут звонка на перемену, а не ищут в поэтических строчках прекрасные образные выражения.
Посмотрите на картину Аркадия Пластова "Первый снег". Кто вы на ней? Восторженные дети? А может, серьёзный взрослый, который деловито правит лошадью на дальнем плане?Ему-то совсем не до восторгов, он очень занят! В любом случае вы обязательно вспомните какой-нибудь из первых в году снегопадов, который запомнился.
Пока то, о чем мы читаем, далеко от того, что интересует в текущий момент времени, будет неинтересно. И единственный способ вовлечься в лирику - восстановить собственные воспоминания о похожем моменте.
Вам приходилось быть когда-нибудь на месте этих подружек с картины Игоря Попова? Или вы - вон тот человек в эркерном окне слева? Или снова - вечно занятый хлопотами персонаж, который виден в телефонной будке?
Кстати, нам и нравятся чаще всего стихи, в которых говорится о понятных нам чувствах, о знакомых переживаниях, "как будто обо мне". Редко кто из обычных людей в повседневной жизни останавливается, чтобы полюбоваться снежинкой, птичкой или каким-нибудь облачком вдалеке. Если только в этом не практиковаться ежедневно.
Из окон моего кабинета открывается чудесный вид на парк и пруды, а между высотными домами сквозят куски неба, часто очень необычного оттенка. Сегодня, например, облака были ярко-розовыми, а небо - нежно-сиреневым. Очень красиво. И как раз во время урока литературного чтения со скучными стихами про первый снег. Вернее, до скучных стихов мы дойти не успели, потому что за окном было красиво:
- А.В., посмотрите, какое небо красивое!
- Какое?
- Ну... розовое! И облака двигаются!
- Почему розовое - это красиво? Ну и что, что облака двигаются. Почему это заслуживает того, чтобы остановить урок и полюбоваться?
- Это необычно, ярко, это можно сфотографировать или нарисовать и на стену повесить! Это же красота!
- А вот Иван Бунин рисовать не умел, или не любил, или некогда ему было. Но увидел первый снег, почувствовал, что это красиво - и решил нарисовать то, что увидел, словами.
-Это как?
-А давайте почитаем!
И вот мы уже совсем как этот мальчик на картине Сергея Тутунова - смотрим за окно, удивляемся, радуемся, подмечаем красоту, которую сложно выразить словами. А Бунину - Нобелевскому лауреату - это было, наверное, несложно:
"Первый снег"
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.
И. Бунин
А посмотрите, какая история рассказана художницей Натальей Божко:
- У кого есть домашние животные? А они любят смотреть в окно? (возможность рассказать на уроке "случаи из жизни" - просто волшебный способ вовлечь в работу всех)
И уж после того, как вспомнили смешные эпизоды с любимыми питомцами, как же не увлечься чтением стихотворения Якова Акима:
И вот ведь как интересно - у Бунина первый снег похож на скатерть, а у Акима - на платок пуховый! А вы какой первый снег помните? А снежинки рассматривали? А рисовать или вырезать пробовали?.. Тут, конечно, опыта у всех хоть отбавляй, но случаи из жизни приостанавливаем и идем читать "Снежинку" Бальмонта... А тут почему-то уже и звонок! Завтра продолжим работу, как раз до теории с эпитетами и метафорами доберемся.
Ещё немного о том, как подружиться с лирикой и подружить с ней ребенка, можно почитать здесь: