Найти тему

"Первый снег" на уроке литературного чтения: снова читаем "скучную" лирику

Лирическая поэзия на уроках литературного чтения, да еще пейзажная (то есть без какого-либо сюжета) в начальной школе запросто может стать самой тоскливой и унылой темой для человека лет 8. Как ни распинайся учитель, какие видеоролики с выразительным чтением голосом какого-нибудь великого актера ни включай - тоска, тоска, тоска...

Открываешь учебник - а там три стихотворения, ни одной иллюстрации, только написано что все они про первый снег. Какой первый снег? Новый год на носу!.. На каникулы хочется, на улицу в снежки играть - тоже хочется, или даже просто спать под тёплым одеялом, а не вот это вот всё...

С. Насырова "Первый снег" (Изображение из открытых источников
С. Насырова "Первый снег" (Изображение из открытых источников
Как ЭТО может быть интересным? Что делать с тремя четверостишиями "ни о чем" целый урок, а потом еще и дз выполнять по этой же теме? И несложно догадаться, что это дз будет - "науизусть"... к завтрашнему дню... и тогда эти три четверостишия начнут казаться слишком длинными, слишком сложными, противными, неинтересными... Какие там эпитеты и метафоры? Скучно! Неинтересно, непонятно, неувлекательно... Зачем забивать этим голову?

И, между прочим, не только дети так думают - учителям порой тоже приходят похожие мысли в голову. А иногда одолевает отчаяние, когда готовишься к уроку, стараешься растормошить, открыть, показать, а видишь глаза со взглядом аквариумной рыбки и физически чувствуешь, что обладатели этих глаз ждут звонка на перемену, а не ищут в поэтических строчках прекрасные образные выражения.

А. Пластов "Первый снег". Изображение из открытых источников
А. Пластов "Первый снег". Изображение из открытых источников

Посмотрите на картину Аркадия Пластова "Первый снег". Кто вы на ней? Восторженные дети? А может, серьёзный взрослый, который деловито правит лошадью на дальнем плане?Ему-то совсем не до восторгов, он очень занят! В любом случае вы обязательно вспомните какой-нибудь из первых в году снегопадов, который запомнился.

Пока то, о чем мы читаем, далеко от того, что интересует в текущий момент времени, будет неинтересно. И единственный способ вовлечься в лирику - восстановить собственные воспоминания о похожем моменте.

И. Попов "Первый снег" (Изображение из открытых источников
И. Попов "Первый снег" (Изображение из открытых источников

Вам приходилось быть когда-нибудь на месте этих подружек с картины Игоря Попова? Или вы - вон тот человек в эркерном окне слева? Или снова - вечно занятый хлопотами персонаж, который виден в телефонной будке?

Кстати, нам и нравятся чаще всего стихи, в которых говорится о понятных нам чувствах, о знакомых переживаниях, "как будто обо мне". Редко кто из обычных людей в повседневной жизни останавливается, чтобы полюбоваться снежинкой, птичкой или каким-нибудь облачком вдалеке. Если только в этом не практиковаться ежедневно.

Из окон моего кабинета открывается чудесный вид на парк и пруды, а между высотными домами сквозят куски неба, часто очень необычного оттенка. Сегодня, например, облака были ярко-розовыми, а небо - нежно-сиреневым. Очень красиво. И как раз во время урока литературного чтения со скучными стихами про первый снег. Вернее, до скучных стихов мы дойти не успели, потому что за окном было красиво:

- А.В., посмотрите, какое небо красивое!

- Какое?

- Ну... розовое! И облака двигаются!

- Почему розовое - это красиво? Ну и что, что облака двигаются. Почему это заслуживает того, чтобы остановить урок и полюбоваться?

- Это необычно, ярко, это можно сфотографировать или нарисовать и на стену повесить! Это же красота!

- А вот Иван Бунин рисовать не умел, или не любил, или некогда ему было. Но увидел первый снег, почувствовал, что это красиво - и решил нарисовать то, что увидел, словами.

-Это как?

-А давайте почитаем!

С. Тутунов "Первый снег" (Изображение из открытых источников)
С. Тутунов "Первый снег" (Изображение из открытых источников)

И вот мы уже совсем как этот мальчик на картине Сергея Тутунова - смотрим за окно, удивляемся, радуемся, подмечаем красоту, которую сложно выразить словами. А Бунину - Нобелевскому лауреату - это было, наверное, несложно:

"Первый снег"

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

И. Бунин

А посмотрите, какая история рассказана художницей Натальей Божко:

Н. Божко "Скоро зима" (Изображение из открытых источников)
Н. Божко "Скоро зима" (Изображение из открытых источников)

- У кого есть домашние животные? А они любят смотреть в окно? (возможность рассказать на уроке "случаи из жизни" - просто волшебный способ вовлечь в работу всех)

И. Кочурова "Первый снег" (Изображение из открытых источников)
И. Кочурова "Первый снег" (Изображение из открытых источников)

И уж после того, как вспомнили смешные эпизоды с любимыми питомцами, как же не увлечься чтением стихотворения Якова Акима:

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

И вот ведь как интересно - у Бунина первый снег похож на скатерть, а у Акима - на платок пуховый! А вы какой первый снег помните? А снежинки рассматривали? А рисовать или вырезать пробовали?.. Тут, конечно, опыта у всех хоть отбавляй, но случаи из жизни приостанавливаем и идем читать "Снежинку" Бальмонта... А тут почему-то уже и звонок! Завтра продолжим работу, как раз до теории с эпитетами и метафорами доберемся.

Ещё немного о том, как подружиться с лирикой и подружить с ней ребенка, можно почитать здесь: