Найти тему

"Короткая, но дивная пора...": Как научить ребенка понимать пейзажную лирику. Читаем Тютчева. 2 класс.

Оглавление

В октябре учебники литературного чтения создают у школьников не менее тоскливое настроение, чем серое небо и дождик за окном. Наступает унылая пора в виде заучивания наизусть лирических текстов, скучных и "ниочёмных" на первый взгляд. Да и на второй тоже. А если еще и наизусть задали... Ууууу.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Ну посмотрите сами. Что на этой странице учебника может вдохновить второклассника к чтению, да еще и выразительному?

Страница учебника по литературному чтению (2 класс, под ред. Л. Климановой). Изображение из открытых источников
Страница учебника по литературному чтению (2 класс, под ред. Л. Климановой). Изображение из открытых источников

Между тем, это очень хорошо и правильно, что авторы учебника решили не дополнять текст никакими иллюстрациями. Этим они обеспечили полную свободу при подборе способа подачи материала и выборе визуального ряда. А без визуализации в начальной школе никак! Или подбирайте иллюстрации, или извольте очередной "мир глазами кузнечика" задавать.

Почему лирика - скучно?

Дети - натуры деятельные. А в лирических произведениях никаких событий не происходит. Кроме этого, проблемы заключаются в том, что:

  • у детей может не быть никакого опыта наблюдения за природой и любования ей (и они не виноваты!),
  • нет опыта общения со взрослыми, которые бы озвучивали при ребенке лирические чувства (без привязки к каким-либо событиям),
  • опыт выражения своих чувств скуден и на самом деле ограничивается эмоциями (грустно, весело, обидно) и оценочными характеристиками событий и явлений окружающего мира (вкусно, невкусно, горячо, мокро, холодно и т.д.).

Еще тяжелее, если в семье лирику считают лишним, ненужным, занудным -(в переводе - так и не научились воспринимать эмоциональную сторону жизни и понимать красоту окружающего мира. Это очень жаль).

Посмотрите на страницу учебника - поставлена вполне адекватная задача - наблюдать за лексикой. Это значит, никто не ожидает от детей красноречия и умения понимать лирику. Дети и пришли на урок, в том числе, чтобы этому научиться. Вопрос - как?

Красота - это событие, а иногда - и процесс

Практика наблюдения за окружающим миром и любования природой позволяет ребенку сделать открытие: каждый день - это событие. И даже в лирических стихотворения, отражающих такие наблюдения, на самом деле есть спрятанный событийный ряд.

Чтобы создать необходимый эмоциональный настрой для работы со стихотворением Ф.И. Тютчева "Есть в осени первоначальной..." можно использовать понятное им задание "Расположи серию иллюстраций по порядку". Например, на основе пейзажей Игоря Савченко:

Кадр учебной презентации. Из личного архива автора.
Кадр учебной презентации. Из личного архива автора.

Дети быстро определяют, где изображена ранняя осень, середина осени и поздняя осень. Могут объяснить своё мнение, указывая на очевидные признаки - изменение окраски листьев, листопад, особенности освещения. Уже здесь можно поискать и элементы эмоционального восприятия этих пейзажей.

После этого первое четверостишие стихотворения воспринимается как словесное описание того, что мы видим на одном из пейзажей. Нельзя обойти выражение "день как бы хрустальный" - покажите детям хрустальную вазу, дайте послушать хрустальный колокольчик, немного расскажите о минерале (горный хрусталь) и материале (свинцовом стекле или хрустале).

Полюбуйтесь гранями хрусталя, послушайте волшебный звон. Где всё это увидел художник в первоначальной осени? Сколько открытий! Как красиво!

И это мы прочитали только первое четверостишие! А ведь второе переносит нас в совсем другое место. Может быть, такое?

А. Венецианов "На жатве" ("Лето"). Изображение из открытых источников.
А. Венецианов "На жатве" ("Лето"). Изображение из открытых источников.

Нет, не подходит иллюстрация? А почему? Вот вам и серп, и колос! (Кстати, будьте морально готовы к тому, что слова "СНОП", "СЕРП", "СТОГ" дети, вероятнее всего, не знают).

Найдите и прочитайте в стихотворении строчки, которые доказывают, что эта репродукция не подходит в качестве иллюстрации.
Как называется место, в которое нас переносит автор? Каким вы себе представляете это поле?

Может, таким, как на пейзаже Натальи Юшмановой?

Н. Юшманова "Осень". Изображение из открытых источников
Н. Юшманова "Осень". Изображение из открытых источников

Дочитывание третьего четверостишия идет уже на одном дыхании, и уже хочется прочитать всё стихотворение целиком. Да не спотыкаясь на каждом слове, а плавно и выразительно, восхищенно и с придыханием. Кого-то не устроил и последний пейзаж - значит, можно нарисовать свой собственный и принести на следующий урок.

Кстати, а про лазурь-то нельзя забыть. Что это за краска? Где этот цвет виден? И (если таковой опыт есть) можно обратиться к уже известному с первого класса пейзажу Игоря Грабаря:

Изображение из личного архива автора
Изображение из личного архива автора
Чем отличается февральская лазурь от осенней?
Почему осенью она "чистая и тёплая"? А какая зимой?

И вот перед вами уже не угрюмые страдальцы, уныло склонившиеся над страницей без иллюстрации, а эмоциональные люди с живыми впечатлениями, которые делятся воспоминаниями о поездке на дачу, впечатлениями о прогулке в парке. Оказывается, есть, есть у них этот самый опыт любования природой! Просто он был до этого момента не осознан.

Примерный сценарий урока и презентация к нему доступны для скачивания в нашей группе в ВК здесь.

А вы любили пейзажную лирику в школе? А сейчас?

Кстати, эта статья открывает рубрику "Прокачай урок", в которой будут доступны не только рассказы и иллюстративный материал, но и файлы с методическими материалами для учителей, педагогов дополнительного образования и родителей.

#тютчев #литературное чтение #поэзия #русская поэзия #семейное обучение #музейные уроки #прокачай урок