В октябре учебники литературного чтения создают у школьников не менее тоскливое настроение, чем серое небо и дождик за окном. Наступает унылая пора в виде заучивания наизусть лирических текстов, скучных и "ниочёмных" на первый взгляд. Да и на второй тоже. А если еще и наизусть задали... Ууууу.
Ну посмотрите сами. Что на этой странице учебника может вдохновить второклассника к чтению, да еще и выразительному?
Между тем, это очень хорошо и правильно, что авторы учебника решили не дополнять текст никакими иллюстрациями. Этим они обеспечили полную свободу при подборе способа подачи материала и выборе визуального ряда. А без визуализации в начальной школе никак! Или подбирайте иллюстрации, или извольте очередной "мир глазами кузнечика" задавать.
Почему лирика - скучно?
Дети - натуры деятельные. А в лирических произведениях никаких событий не происходит. Кроме этого, проблемы заключаются в том, что:
- у детей может не быть никакого опыта наблюдения за природой и любования ей (и они не виноваты!),
- нет опыта общения со взрослыми, которые бы озвучивали при ребенке лирические чувства (без привязки к каким-либо событиям),
- опыт выражения своих чувств скуден и на самом деле ограничивается эмоциями (грустно, весело, обидно) и оценочными характеристиками событий и явлений окружающего мира (вкусно, невкусно, горячо, мокро, холодно и т.д.).
Еще тяжелее, если в семье лирику считают лишним, ненужным, занудным -(в переводе - так и не научились воспринимать эмоциональную сторону жизни и понимать красоту окружающего мира. Это очень жаль).
Посмотрите на страницу учебника - поставлена вполне адекватная задача - наблюдать за лексикой. Это значит, никто не ожидает от детей красноречия и умения понимать лирику. Дети и пришли на урок, в том числе, чтобы этому научиться. Вопрос - как?
Красота - это событие, а иногда - и процесс
Практика наблюдения за окружающим миром и любования природой позволяет ребенку сделать открытие: каждый день - это событие. И даже в лирических стихотворения, отражающих такие наблюдения, на самом деле есть спрятанный событийный ряд.
Чтобы создать необходимый эмоциональный настрой для работы со стихотворением Ф.И. Тютчева "Есть в осени первоначальной..." можно использовать понятное им задание "Расположи серию иллюстраций по порядку". Например, на основе пейзажей Игоря Савченко:
Дети быстро определяют, где изображена ранняя осень, середина осени и поздняя осень. Могут объяснить своё мнение, указывая на очевидные признаки - изменение окраски листьев, листопад, особенности освещения. Уже здесь можно поискать и элементы эмоционального восприятия этих пейзажей.
После этого первое четверостишие стихотворения воспринимается как словесное описание того, что мы видим на одном из пейзажей. Нельзя обойти выражение "день как бы хрустальный" - покажите детям хрустальную вазу, дайте послушать хрустальный колокольчик, немного расскажите о минерале (горный хрусталь) и материале (свинцовом стекле или хрустале).
Полюбуйтесь гранями хрусталя, послушайте волшебный звон. Где всё это увидел художник в первоначальной осени? Сколько открытий! Как красиво!
И это мы прочитали только первое четверостишие! А ведь второе переносит нас в совсем другое место. Может быть, такое?
Нет, не подходит иллюстрация? А почему? Вот вам и серп, и колос! (Кстати, будьте морально готовы к тому, что слова "СНОП", "СЕРП", "СТОГ" дети, вероятнее всего, не знают).
Найдите и прочитайте в стихотворении строчки, которые доказывают, что эта репродукция не подходит в качестве иллюстрации.
Как называется место, в которое нас переносит автор? Каким вы себе представляете это поле?
Может, таким, как на пейзаже Натальи Юшмановой?
Дочитывание третьего четверостишия идет уже на одном дыхании, и уже хочется прочитать всё стихотворение целиком. Да не спотыкаясь на каждом слове, а плавно и выразительно, восхищенно и с придыханием. Кого-то не устроил и последний пейзаж - значит, можно нарисовать свой собственный и принести на следующий урок.
Кстати, а про лазурь-то нельзя забыть. Что это за краска? Где этот цвет виден? И (если таковой опыт есть) можно обратиться к уже известному с первого класса пейзажу Игоря Грабаря:
Чем отличается февральская лазурь от осенней?
Почему осенью она "чистая и тёплая"? А какая зимой?
И вот перед вами уже не угрюмые страдальцы, уныло склонившиеся над страницей без иллюстрации, а эмоциональные люди с живыми впечатлениями, которые делятся воспоминаниями о поездке на дачу, впечатлениями о прогулке в парке. Оказывается, есть, есть у них этот самый опыт любования природой! Просто он был до этого момента не осознан.
Примерный сценарий урока и презентация к нему доступны для скачивания в нашей группе в ВК здесь.
А вы любили пейзажную лирику в школе? А сейчас?
Кстати, эта статья открывает рубрику "Прокачай урок", в которой будут доступны не только рассказы и иллюстративный материал, но и файлы с методическими материалами для учителей, педагогов дополнительного образования и родителей.
#тютчев #литературное чтение #поэзия #русская поэзия #семейное обучение #музейные уроки #прокачай урок