Найти в Дзене
Stalinium armor, comrade!

Почему не взлетел ИС-7

Оглавление

Для любителей истории советской бронетанковой техники опытный тяжёлый танк ИС-7 («Объект 260») стал поистине культовой машиной. Высочайший уровень бронезащиты, мощное 130-мм орудие с механизацией заряжания, продвинутая система управления огнём, выдающаяся для своего весового класса подвижность – достижения советских конструкторов танков второй половины 40-х гг. действительно впечатляют. Однако ИС-7 так и не был принят на вооружение Советской Армии, а всю созданную по нему техническую документацию и производственную оснастку в 1949 г. отправили в архив (мобрезерв).

В ряде публикаций утверждается, что этот танк настолько опередил своё время, что оказался невостребованным. Более реалистичное объяснение того, почему ИС-7 не был запущен в серийное производство, как правило, сводится к чрезмерной (68 т) массе танка: трудности эвакуации вышедших из строя машин, ограничения большинства тогдашних мостов и железнодорожных платформ поставили крест на амбициозных советских программах по созданию тяжёлых танков массой более 50 т.

Единственный сохранившийся образец ИС-7 в Кубинке; классический ракурс; фото с Броне-сайта Василия Чобитка
Единственный сохранившийся образец ИС-7 в Кубинке; классический ракурс; фото с Броне-сайта Василия Чобитка

Но так ли это было на самом деле? Разработка «Объекта 260» продолжалась несколько лет; в результате коренной переделки конструкции танка в 1946–1947 гг. получилась фактически новая машина. Работы над ИС-7 на ЛКЗ велись в тесном сотрудничестве с представителями ГБТУ ВС, следовательно, потенциальные проблемы с транспортабельностью нового тяжёлого танка должны были быть известны всем ответственным организациям и военным ведомствам задолго до начала испытаний опытных образцов. Кроме того, у военных к тому времени уже имелся опыт эксплуатации тяжёлых танков ИС-4 массой 60 т, серийно производившихся на ЧКЗ с 1946 г. В докладе по результатам государственных испытаний опытных образцов ИС-7, проведённых в июле-августе 1948 г., превышение изначальной массы не проходит как критически важный пункт:

1. Вес танка 67, 97 т против 65 т, установленных в тактико-технических характеристиках.
[...]
Указанная выше масса танка зафиксирована лишь в результате взвешивания одной машины, в дальнейшем будет произведено взвешивание последующих машин и одновременно будут проведены конструктивные и технологические мероприятия по снижению массы танка. Однако, учитывая плюсовые допуски на литье и прокат, а также то, что корпуса на опытную партию машин уже изготовлены, Министерство транспортного машиностроения просит разрешить установить плюсовой допуск 3%, против чего Министерство вооруженных сил не возражает.

Гораздо серьёзнее в докладе выглядит следующее отступление от тактико-технических требований:

10. Недостаточен гарантийный срок службы дизель-мотора М-50Т. Вместо 300 часов на стенде (установлен Правительством для дизелей новых тяжелых танков) двигатель отработал при испытании на машине 84 часа, и вышел из строя.

Прототип ИС-7 №1 на заводских испытаниях; башня повёрнута назад; осень 1947 г.
Прототип ИС-7 №1 на заводских испытаниях; башня повёрнута назад; осень 1947 г.

Указанный выше двигатель был одним из десяти дизелей М-50Т опытной партии, изготовленной Ленинградским дизельным заводом №800 в 1947–1948 гг. специально для прототипов ИС-7. Гарантийный срок всего лишь в 150 моточасов наработали только четыре двигателя, остальные выходили из строя один за другим и демонтировались с танков, ожидая проведения среднего либо капитального ремонта. Отсутствие работоспособных дизелей делало невозможным продолжение испытаний опытных танков. Проблему можно было решить путём замены М-50Т на другой дизель, если бы у него была альтернатива.

По состоянию на конец 1948 г. – начало 1949 г., после череды неудач с различными вариантами силовой установки, М-50Т оставался единственным реальным работоспособным двигателем, пригодным для установки в ИС-7.

В поисках подходящего мощного дизеля

Ещё осенью 1945 г., во время разработки одного из вариантов нового тяжёлого танка под индексом «Объект 260», конструкторы Опытного завода №100 столкнулись с серьёзной проблемой: на тот момент в СССР не существовало специализированного танкового дизеля мощностью 1000-1200 л.с. Достигнуть требуемых показателей на базе массово производившегося дизеля В-2 оказалось невозможно. Тогда в качестве временного варианта было предложено использовать в танке «Объект 260» силовую установку из двух двигателей типа В-2. К решению этой сложной задачи были привлечены барнаульский завод №77 и завод №76 г. Свердловска, параллельно и независимо друг от друга приступившие к разработке сдвоенной силовой установки для нового тяжёлого танка.

Известно, что только завод №77, с нарушением всех сроков, смог изготовить и отправить на ЛКЗ спарку дизелей В-16Ф, получившую обозначение 2В16. В декабре 1946 г. спаренная установка проработала на стенде всего пять (!) часов и вышла из строя, не завершив даже обкаточных испытаний. Повторные испытания 2В16, проводившиеся на ЛКЗ в январе 1947 г., закончились аварией и были прекращены. По оценке специалистов Опытного завода №100, спарка 2В16 была конструктивно непригодна для установки в ИС-7, а достичь заявленной мощности в 1200 л.с. не представлялось возможным из-за недоиспользования полной мощности двигателей.

Схема сдвоенной установки 2В16 в блоке с тяговым генератором ГТ-261
Схема сдвоенной установки 2В16 в блоке с тяговым генератором ГТ-261

К разработке двигателя для ИС-7 подключили московский авиационный моторостроительный завод №500 МАП. КБ завода под руководством А.Д. Чаромского на базе авиационного дизеля АЧ-30Б (АЧ – Алексей Чаромский) разработало четырёхтактный V-образный 12-цилиндровый двигатель ТД-30 мощностью 1050 л.с. с наддувом от приводного центробежного нагнетателя и двумя турбокомпрессорами. Помимо ТД-30, КБ был разработан дизель КЧ-30Т мощностью 1200 л.с., однако к его изготовлению на заводе так и не приступили.

Авиационный дизель АЧ-30Б; можно разглядеть приводной центробежный нагнетатель и один из двух турбокомпрессоров
Авиационный дизель АЧ-30Б; можно разглядеть приводной центробежный нагнетатель и один из двух турбокомпрессоров

В отличие от спарки 2В16, дизель ТД-30 оказался вполне работоспособным и пригодным для установки в ИС-7. С дизелями ТД-30 два танка ИС-7 образца 1946 г. прошли заводские ходовые испытания, выявившие существенные недостатки и дефекты этого варианта силовой установки: разрушение коленчатого вала, прогорание поршней из-за неустойчивой работы турбокомпрессоров, низкая габаритная мощность. Двигатели ТД-30 обладали крайне низкой надёжностью и систематически выходили из строя на длительных заводских пробегах опытных танков (сломались 4 из 5 дизелей), что делало невозможным проведение дальнейших испытаний. К декабрю 1946 г., несмотря на работы по восстановлению сломавшихся двигателей, на ЛКЗ остался всего один исправный дизель на оба танка.

По результатам заводских испытаний дизель ТД-30 был признан непригодным для эксплуатации в танке без существенной доработки. Проект усовершенствованного варианта ТД-30Б мощностью 1200 л.с. без турбокомпрессоров был готов только в конце 1947 г., а двигатели первой партии ожидались только в середине 1948 г. Главный конструктор завода №500 В.М. Яковлев обратился в НТК ГБТУ ВС с просьбой снизить и без того малый гарантийный моторесурс ТД-30 с 300 до 100 (!) часов, однако в этой просьбе ему было категорически отказано, в связи с чем все дальнейшие работы по этому двигателю прекратили по инициативе руководства завода.

К работам по двигателю для ИС-7 обр. 1946 г. привлекли и отдел 1600 опытного дизелестроения на харьковском заводе №75: под руководством ведущего инженера Г.А. Волкова был спроектирован двухтактный V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель ДД-1 мощностью 1000 л.с. с наддувом от двух приводных нагнетателей. Однако в ходе стендовых испытаний опытных образцов двигателей ДД-1 выявилась их низкая топливная экономичность, и все работы по ним были свёрнуты в пользу разработки дизеля новой модификации ДД-2.

Харьковский двухтактный дизель ДД-1
Харьковский двухтактный дизель ДД-1

Помимо традиционных дизельных двигателей, для ИС-7 разрабатывались принципиально новые силовые установки. Ещё в 1944–1945 гг. в КБ турбинного производства ЛКЗ с участием специалистов Опытного завода №100 проходили испытания экспериментальной газотурбинной силовой установки СД-1. С сентября 1945 г. КБ завода разрабатывало эскизный и технический проекты ГТД мощностью 2000 л.с. Параллельно с ГТД, на Опытном заводе №100 разрабатывали экспериментальную паросиловую установку ПД-1, пригодную для установки в тяжёлый танк. Все эти работы не могли быть завершены в ближайшей перспективе и требовали длительных лабораторных исследований.

Экспериментальный газотурбинный двигатель СД-1 на стендовых испытаниях, май 1945 г.
Экспериментальный газотурбинный двигатель СД-1 на стендовых испытаниях, май 1945 г.

Изучение трофейной немецкой документации не дало никаких результатов – счетверенная силовая установка из двигателей ЮМО-208, по оценке советских специалистов с завода №500 МАП, была непригодна для установки в танк из-за слишком больших габаритов. Таким образом, к началу 1947 г. возникла угроза срыва программы испытаний ИС-7 и всего проекта в целом.

Несостоявшаяся замена

Ещё одним временным вариантом силовой установки для ИС-7 стал К-800А/М-50Т – четырёхтактный V-образный 12-цилиндровый дизель с приводным центробежным нагнетателем мощностью 1050 л.с., разработанный на базе морского дизеля М-50 в ОКБ-30 Ленинградского дизельного завода №800 под руководством главного конструктора В.А. Константинова. Ведущим инженером двигателя был У.У. Келлер. М-50Т, так же, как и ТД-30, имел авиационное происхождение: базовый М-50 для торпедных катеров был создан на основе авиационного дизеля АН-1 конструкции А.Д. Чаромского.

Ко второй половине 1940-х гг. М-50Т был устаревшим двигателем, и значительно уступал другим танковым дизелям того времени как по объёмно-габаритной мощности, так и по удельной массе. Критическим недостатком М-50Т был низкий моторесурс: вплоть до конца 1948 г. завод №800 не смог обеспечить его работу даже на стенде в пределах 150 моточасов. Более половины дизелей М-50Т, собранных на заводе №800 в 1948 г., имело большой брак из-за низкого качества изготовления и кустарной сборки.

Последняя попытка «довести до ума» М-50Т была предпринята уже во второй половине 50-х гг., когда в КБ ЛКЗ разрабатывался новый тяжёлый танк «Объект 277»: дизель М-850, созданный на основе М-50Т, также обладал низкой надёжностью и неудовлетворительными характеристиками, все дальнейшие работы по двигателю (как и по самому «Объекту 277») были свернуты.

Дизель М-850
Дизель М-850

Последняя попытка

В 1948 г. в КБ московского завода №500 МАП, с участием конструкторов Опытного завода №100, разрабатывался танковый дизель ТД-511. Известно, что его разработка дошла только до стадии технического проекта и выпуска рабочих чертежей, в металле ТД-511 никогда не был изготовлен.

Не удалось создать в срок и двигатель ДД-2 с турбонаддувом разработки КБ харьковского завода №75: первый опытный образец собрали только в конце 1949 г., уже после прекращения всех работ по ИС-7. На стендовых испытаниях в 1950 г. ДД-2 выдавал только 800 л.с. вместо расчётных 1000–1200 л.с. В 1952 г., после нескольких лет доводки, все работы по ДД-2 были остановлены в пользу нового оппозитного двухтактного двигателя (будущий 5ТД).

Одним из последних вариантов двигателя для ИС-7 был танковый дизель ТД, разрабатываемый КБ Ленинградского дизельного завода №800 совместно с заключёнными конструкторами-двигателистами из «шарашки» ОКБ-30 МВД. 12-цилиндровый V-образный дизель с объёмным нагнетателем мощностью 1200–1300 л.с. удалось создать только в 1951 г. Известно только то, что стендовые испытания ТД закончились неудачей, и все дальнейшие работы по этому двигателю прекратили.

Дизель ТД
Дизель ТД

Слишком тяжёлый для мостов или для двигателя?

Таким образом, можно предположить, что одной из основных причин свёртывания всех работ по ИС-7 в феврале 1949 г. и последующее ограничение по массе в 50 т для разрабатываемых тяжёлых танков было фактическое отсутствие в СССР танкового дизеля требуемой мощности и надёжности. Советская двигателестроительная промышленность не смогла справиться с разработкой специализированного танкового дизеля большой мощности, пригодного для установки в тяжёлый танк ИС-7. Испытания всех созданных в рамках проекта опытных образцов двигателей закончились неудачей. К 1949 г. единственным реальным достаточно мощным (750 л.с.) дизелем оставался четырёхтактный V-образный 12-цилиндровый В-12, разработанный на базе В-2 ещё в 1943 г. Это накладывало серьёзные ограничения по массе для создаваемых новых тяжёлых танков (ИС-5 («Объект 730»), «Объект 752», «Объект 777»).

Прототип ИС-7 №1 на заводских испытаниях, осень 1947 г.
Прототип ИС-7 №1 на заводских испытаниях, осень 1947 г.

ИС-7 был отнюдь не последним тяжёлым танком, не пошедшим в серию из-за отсутствия работоспособного двигателя. Знаменитые опытные ленинградский «Объект 277» и челябинский «Объект 770», представленные руководству СССР на полигоне Капустин Яр, были, по сути, показушными образцами, с двигателями, не прошедшими доводку и минимально возможным моторесурсом. Н.С. Хрущёва часто обвиняют в необоснованном свёртывании программы тяжёлых танков. Однако, при более подробном ознакомлении со сложившейся в то время ситуацией в отечественном танкостроении, советское руководство действовало правильно: ставка на харьковский «Объект 432» обеспечила СССР современными танками на много лет вперёд, в то время как представленные тяжёлые танки не могли предложить принципиально новых решений повышения бронезащиты, а получение требуемых двигателей к ним было под большим вопросом. К тому же, производство удачного и надёжного тяжёлого танка Т-10 и его модификаций при Н.С. Хрущёве продолжалось.

Проблемы со специализированными танковыми дизелями большой мощности будут сопровождать советское танкостроение вплоть до начала 70-х гг. Отсутствие двигателя требуемой мощности форсировало работы по созданию газотурбинной силовой установки, успешно применённой в танке Т-80.

Литература

  • И.В. Павлов, М.В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945-1965 гг. Часть I. Легкие, средние и тяжелые танки
  • М.В. Коломиец. Супертанки Сталина ИС-7 и др. Сверхтяжелые танки СССР
  • Е.А. Зубов. Двигатели танков (из истории танкостроения). Послевоенный период