Женщины и мужчины, противоречия, сходства, уникальность и единство – как много на эту тему проведено исследований, написано книг! Но тайны так до конца и не разгаданы и продолжают привлекать пытливые умы людей, как и в древние времена.
Например, как интересно сложилась античная мифология, наполненная интереснейшими женскими и мужскими образами! А почему она, кстати, так сложилась? Не одна ли это из первых попыток обобщить и выделить, как бы мы сказали сегодня, каталогизировать, женские и мужские образы? Чем не истоки гендерной психологии?
И как заманчиво сегодня, в суете нашего времени, вдруг обнаружить, что и в каждом из нас есть тот самый античный Бог или Богиня, не так ли?
Об этом написала интересные книги американского психоаналитика Джин Шинода Болен «Богини в каждой женщине» и «Боги в каждом мужчине», рассмотрев архетипы женской и мужской данности.
Давайте представим себя на древнегреческом Олимпе и подумаем, кто мы и кто нас окружает? Напишите потом о своих "находках" в комментариях. Поговорим о женских образах.
В античной мифологии Богини с одной стороны сложны и многогранны, с другой – часто воплощают некоторую независимость.
Артемида (или Диана) – охотница, бьющая в цель, отражает целеустремлённость, умение рационально мыслить, дама из серии «Вижу цель – не вижу препятствий». Сильная женщина, она предпочитает и общение по большей части с женщинами.
Афина (Минерва) – Богиня мудрости - тоже сильная женщина, расчётливая, интеллектуально-хитрая, решительная, выбирает свой путь и собой не жертвует. С мужчинами создаёт прочные союзы, но не брачные.
Гестия (Веста) – юная Богиня семейного очага и жертвенного огня - она пребывает в духовном росте, социальна не зрела, стремится к духовному совершенству. Гестия очаровывает даже таких Богов, как Поссейдон и Аполлон, но она дала обет целомудрия. Гестия - само воплощение возвышенности и эфемерности.
Афродита (Венера) – Богиня любви и красоты – один из самых манящих образов. Много ли женщин не хотят почувствовать себя богиней любви и красоты? Много ли мужчин не хотят обладать красивой и манкой женщиной? Но это и самый сложный образ. Афродита - творческая натура, любит движение, перемены, сексуальна и обворожительна, стремится к новой жизни. Однако, она наказана богами за непостоянство и легкомысленное отношение к любовным связям… И тут интересно порассуждать – так уж Боги-каратели были движимы праведным гневом? А, может, им тоже хотелось уметь так жить, как Афродита?..
Интересно, что те Богини, которые, казалось бы, олицетворяли собой семейное счастье и благополучие в отношениях с мужчиной, всегда многое терпели, страдали, превозмогали… Да-да, уже тогда… Они не дорожили своей независимостью, и вступали, как сегодня квалифицировали бы психологи, в травмирующие созависимые отношения, однако в которых находилось и место счастью.
Гера (Юнона) – Богиня брака и семьи – верная дама, ответсвенная, обязательная, но очень ранимая неверностью избранника. В итоге может оказаться и мстительной.
Деметра (Церара) – Богиня плодородия и земледелия – суть Мать. И как настоящей матери ей присущи не только заботливость, но и жертвенность, а также тревожность и депрессивность. Как сочетать такие роли и данности материнства? Только каким-то волшебным образом. Деметра и считалась покровительницей волшебников и чародеев.
Персефора (Прозерпина) – Дочь Деметры – она всегда дочка, милая, очаровательная, при этом беспомощная, её хочется защитить, а если вдруг кому-то не хочется. Она мастерски включит своё умение манипулировать и сразу захочется. Будучи с мужчиной, она всё равно остаётся в некоторой духовной связи с матерью. Другими словами – явные проблемы с сепарацией. Как и у Деметры, кстати.
Узнали в себе какую-то из Богинь? А в своих близких?
Расскажу о своих «открытиях».
Рассуждая на эту тему, думая о своих близких, я заметила, чем тревожней, разнополярнее женщина, тем больше в ней умещается Богинь. Но их может быть и только две – но очень разных. И это уже будет сигналом к неусточивости психоэмоционального состояния и внутренней травмотичности.
А может быть и иной вариант: женщина думает о себе, определяя, возможно не осознанно, свой типаж одним образом, всю жизнь веруя в такую свою определённость, но фактически проявляется как совсем иная Богиня. И именно этим, я полагаю, в таких женщинах можно объяснить тревожность, пограничность и травмированность, присущую им.
Приведу примеры.
Моя мама всю свою взрослую жизнь активно считала своим призванием – быть матерью, то есть Деметрой. Она и заботлива, действительно очень придавалась такой роли, что характерно - созависима с дочерьми. Даже став бабушкой своим появившимся внукам, она до сих пор никак не может принять, что им она уже совсем не мать.
При этом мама всегда считалась (и на мой взгляд ею и является) красивой, яркой и эффектной женщиной. Она часто нравилась и нравится мужчинам, она с лёгкостью покоряла их сердца, вонзаясь до самых глубин. У неё было несколько мужей, в компаниях мама была кокетлива, она хорошо поёт и пользуется своим голосом, причём больше не для исполнения колыбельных, а для очаровывания представителей мужского пола. Конечно, советское воспитание, полученное в её интеллигентной семьи итээров, не направило маму по стопам лёгких связей Афродиты, но данный архетип ей очень подходит.
«В чём же проблема?» - можно сказать, прочитав эти строки. Яркая женщина и хорошая мать, почему бы и нет? Но почему-то нет…
Как мама-то она замечательная, но такая сложная, и для дочерей и для себя самой! И даже для внуков – любящая, но очень непростая бабушка! Хотя и всеми нами очень любимая. Так она тревожна, порой депрессивна, манипулятивна и задачна со своим «я-же-мать», что часто хочется ей сказать: «Занялась бы ты чем-то иным, а мы бы как-то уж сами…»
И, как раз, когда она занимается иным – своей сутью Афродиты – всё у неё получается очень гармонично. В этом образе она счастлива, легко порхает по жизни и в такой своей ипостаси получает всевозможные «плюшки» и «бонусы».
Борьба внутреннего образа Афродиты, с упорно надеваемым на себя образом Деметры сказались на маминой натуре – у неё редко получается быть спокойной, гармоничной, довольной своей повседневностью… Но, может, в этом её счастье и потому к ней тянуться люди? Не подумайте, что она такая уж всю жизнь страдалица, раздираемая противоречивыми образами. Нет, она умеет порой и радоваться жизни и украшать жизнь другим. И, что неоспоримо, с нею, действительно, не соскучишься…
Другой пример: моя подруга. Здесь я вижу борьбу (именно борьбу, а не гармоничное содружество) сразу нескольких Богинь.
Желание любить и быть любимой у неё мечется между с одной стороны целомудренностью и духовностью Гестии и с другой - сексуальностью и яркостью Афродиты.
Она каким-то волшебным образом умудряется, например, будучи эффектной и очаровательной денщиной, одновременно подчеркнуть в своём образе эротизм – открытым декольте, обтягивающей бёдра одеждой, источать чувственность и быть сердечно развёрнутой к любовным переживаниям и при этом рассказывать о своём чуть ли не врождённом запрете на сексуальность и закостенелой целомудренности (при том, что до недавнего времени она была в активном и долгом хорошем браке, причём не в первом).
Так же и с дочерне-материнскими проявлениями. Активная Деметра, опекающая, любящая и пестующая своих детей, являясь на данный момент главой своей семьи, доброй матушкой, но не забывающей выстраивать иерархию покровительницей, проявляя своё материнство во всемозможных данностях, она одновременно и… ранимая и незрелая Персефора. Когда-то недолюбленная и травмированная, она порой являет собой трогательную девочку, которая ждёт и вопрошает защиты и поддержки, даже у тех, кто просто проходя мимо добро улыбнулся… И она её, как правило, получает. По взгляду со стороны – часто значительно больше, чем иные. По её внутреннему ощущению – всегда не достаточно и разочаровывающе мало – как когда-то от родителей.
И во всех этих противоречиях моя любимая подруга часто душевно ранится, будто душа её мечется, но при этом остаётся очень очаровательной, притягательной и умеющей быть в какие-то моменты и счастливой.
Как и предыдущая героиня моего эссе, она умет в одночасье отринуть все противоречия и просто ярко жить и получать удовольствие. И с ней тоже уж никак не соскучишься!
В двух моих представленных женщинах можно заметить и проявления других Богинь, например, Геры, Афины. Но они не в конфликте с прочими, а лишь дополняют эту картину противоречивой данности.
А вы какую Богиню в себе узнали? Напишите об этом в коментариях. Если было интересно, не забудьте нажать кнопочку "Спасибо")
Автор: Степанова Екатерина Сергеевна
Педагог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru