Найти в Дзене
ПИЛИГРИМ СИБИРЬ

История Сибири — Минусинская котловина

Больная часть Минусинского района находится в лесостепи и простирается от Северного склона Западного Саяна на юге, и до отрогов Восточного Саяна на восток и север. Человек в этих местах появился в XII - VIII тысячелетии до н.э. Познепалеолитические поселения на Енисее, в своей массе относятся к последнему, сартанскому оледеннеию. В долине Енисея выше Красноярска выделено три ландшафтные зоны, одна из которых располагалась в Минусинской котловине представлявшей собой полупустыню.

Изучения неополитеческих памятников на юге приенисейского края продолжаются до сих пор, но даже те не многие, открытия и находки указывают на близость древних обитателей Минусинской котловины к "Серовской" и "Китойской" культурам в прибайкалье (1-я половина III тыс. до н. э.) Во второй половине IIIтыс. до н. э. на территории Минусинской котловины расцвела классическая для Сибири культура бронзового века - "афанасьевская", когда на территорию Хакасии с запада пришли европеоидные племена. Они впервые ввели в употребления металлические орудия и впервые, наряду с традиционными для неолитической Сибири рыболовством и охотой, сделали скотоводство преимущественной отраслью своего хозяйства. "Афанасьевские" мастера ещё не знали литья, а медные предметы обрабатывались ковкой. Хорошо было развито гончарное дело, резьба по дереву и кости, выделка кожи, пряжа.

В начале 2-го тыс. до н.э. культурный облик Минусинской котловины резко изменился. На смену "афанасьевской" культуре приходит "окуневская". Изменения произошло не за счет свойственных каждой культуре внутренних процессов, а в результате появления новых племен, отличавшихся от "афанасьевцев" существенными признаками, главным из которых является тот что они были монголоидами. Основной деятельностью "окуневцев" было скотоводство. "Окуневцы", однако, господствовали в минусинской степи относительно короткое время. Однако их след мы так же можем обнаружить в петроглифах Шаболинской писаницы, где представлен большой пласт "Окуневской" культуры.

В середине II тыс. до н.э. на смену им с запада вторгаются новые племена, принесшие свою культуру, известную под именем - "андроновской". Столкнувшись с на­селением "окуневской" культуры, "андроновские" племена не уничтожили полностью "окуневцев" а оттеснили их к югу, заняв освободившуюся территорию степей севернее реки Тубы.

Памятники "андроновской" культуры известны по всей Минусинской котловине, а преимущественно в Краснотуранском районе: в логу Каменка, на берегу Енисея в 1,5 км к северо-западу от горы Туран, недалеко от села Лебяжьего, но так же встречаются и в глубине степей, доходя до предгорий Саян.

В XIII - X вв. до н.э., "андроновская "культура в Минусинской котловине сменяется "карасукской", хозяйственная деятельность которой была близка к "андроновской". "Карасукская" культура - это период расцвета в истории развития культуры эпохи бронзы Южной Сибири. За время своего существования она оказала сильное влияние на культуры соседних племен, в первую очередь на Среднем Енисее. Влияние "карасукской" культуры так же можно проследить от Саяно-Алтая до Аральского моря. В "карасукскую" эпоху развивается бронзовая металлургия. Хозяйство "карасукских" племен было основано на скотоводстве. Скотоводческое хозяйство "карасукцев" давало некоторые излишки продуктов, которые обменивались у соседей на другие вещи. Так попадали на Енисей даже раковины каури, происходящие с берегов Индийского океана.

В недрах "карасукской" культуры, на заключительном "каменноложском" этапе, возникают новые особенности получившие свое полное развитие в "тагарской" культуре. В связи с ростом богатств, у отдельных племен все чаще возникают споры из-за пастбищных угодий. Совершаются насильственные захваты скота и имущества соседей, нередко перерастающие в межплеменные войны.

В VIII -VII вв до н.э. в Минусинской котловине сложилась "тагарская" культура, просуществовавшая до 1 в. до н.э. Это была последняя фаза военно-демократического строя родового общества. "Тагарская" культура относится к скифо-сибирской культурно-исторической общности. Долгое время схожесть культур Саяно-Алтая, Монголии, Казахстана, степей юга России и Украины объяснялась продвижением причерно­морских скифов с запада на восток, но открытия совершенные во второй половине ХХ — начале XXI в. кар­динально изменили эти представления. Оказа­лось, что самые ранние скифские памятники находятся на территории Тувы и Минусинской котловины, и прослеживается путь миграции скифского населения на запад. Подавляющее большинство земляных курганов, расположенных в Хакасии и южных районах Красноярского края, относятся именно к этому времени. Основой хозяйства тагарских племен было по-прежнему яйлажное скотоводство и мотыжное земледелие, но достигло совершенства в из­готовлении разнообразных бронзовых изделий. Наряду с одноразовыми глиняными формами для литья стали применять также металлические.

В 205-201 гг. до н.э. население Минусинской котловины было подчинено и частично вытеснено на запад. В борьбу вступили два народа с различными по уровню развития культурами - "тагарцев" конца бронзового века и гунов, людей железного века, народом сыгравшим столь значительную роль сначала в истории Азии, а позже и в истории Европы.

Придя в Минусинскую котловину, гунны уже имели в своем составе значительное количество других народов, прежде всего древних тюрок, которые вместе с ними передвинулись в верховья Енисея. Состав населения здесь стал гораздо более сложным; образовалась новая культура - "таштыкская". Хозяйство в "такштыкскую" эпоху по - прежнему было комплексным, основу его составляли скотоводство и земледелие. Но традиционные формы существенно изменились. Скотоводство стало полукочевным, в отличии от пастушеского "тагарцев". Развитие земледелия в "таштыкскую" эпоху тесно связано прежде всего с широким применением железа. Появляются железные проушные топоры, железные наконечники мотыг для обработки земли и серпы, появляется соха. Очевидно, в "таштыкское" время появились простые ручные мельницы с круглыми жерновами, о которых говорится в летописи династии Тан о жителях Минусинской котловины - хягасах. Что касается домашней жизни "таштыкцев", то для ее характеристики интересна глиняная посуда. В это время широко распространяются сосуды с поддоном. Многие из них воспроизводят в глине форму скифских котлов. Памятники "таштыкской" культуры распространены не только в Минусинской котловине, но и обнаружены на западе, в Кемеровской области.

Выделение родовой могущественной аристократии из общей массы общинников, разложение рода — вот чем характеризуется социальная жизнь в "таштыкскую" эпоху. Этот естественный процесс общественного и экономического развития значительно ускорился с приходом гуннов на берега Енисея. Для характеристики социальных отношений у "таштыкских" племен большое значение имеют могильники. Они перестали служить обычными родовыми усыпальницами. Пышные погребения в склепах знати контрастно противостоят многочисленным могилам общинников.

В 99 г. до н.э. в страну гунов была отправлена китайская армия под начальством полководца Лигуанли. В походе участвовал его внук Линин, возглавлявший отряд пехоты в 5 тыс. войнов. Гуны окружили Лилина и взяли его в плен. Оставшись у гунов, Лилин "получил во владение хягас", где и умер в 74 г. н.э. Но владычество гуннов оказалось недолговечным. Восстание против них возглавил уже сын и преемник Лилина. Но культурная связь с гуннами, помогли в какой-то мере возникновению в дальнейшем местной государственности потомков хягасов - енисейских кыргызов, к середине I тысячелетия.

В VI - VIII в.в. в Минусинской котловине обитали племена кочевников. Главенствующию роль в истории Южной Сибири в то время играли два крупных объединения тюркоязычных племен - теле и тюко, в социальных отношениях которых уже отчетливо просматривалось имущественное неравенство. В 627 г. в восточной части Центральной Азии возник каганат племени "теле", куда вошла и Минусинская котловина (енисейские кыргызы). В этом государстве господствовала военная власть богатых скотовладельцев, осуществляемая с помощью государственного аппарата (эль). Коганы пропагандировали в массах кочевников "божественное" происхождение своих предков. Время тюрских каганатов явилось важным этапом в консолидации тюркоязычных племен в их этнической истории в районах Южной Сибири. В это время укреплялись контакты с иноязычными кочевыми и оседлыми соседями. Создавались основы для формирования родственных по происхождению тюркоязычных народностей.

Одна из таких народностей-кыргызы. После вторжения гунов, в период их 150 -летнего господства, здесь появляется племя гянгунь (кыргызы). С этого времени Минусинская котловина где протекала река Гянь (Кем-Енисей), стала центром расселения племени гяньгун. В ней возникает новый тип населения, в результате смешения рыжеволосых и голубоглазых динлинов, с монголоидными тюркоязычными ганьгунами. Первое письменное упоминание о кыргызах под их собственным названием встречается в памятниках орхонской письменности восточного тюрского каганата (VIII в.)

Кыргызы жили на территории Минусинской котловины с VIII по XVII вв. В XVIII в. они были завоеваны монгольскими войсками Чингисхана. До XIV века Минусинская котловина находилась под контролем Монгольской империи. Но после падения в 1368 году государства Юань, монгольская империя, раздираемая междоусобной борьбой, потеряла контроль над этой территорией. В конце XIV века киргизы в борьбе против восточных монголов объединились в союз с ойратами, заняв в нём главенствующее положение. Предводитель киргизского тумена в Ойратской федерации Угэчи-кашка в 1399 году дал своему племенному союзу название «Хонгор» или «Хонгорай». В первой половине XVII века Хонгорай попал в вассальную зависимость от монгольских Алтын-ханов. В 1667 году джунгары под предводительством Сенге вторглись на территорию Хонгорая и разгромили войско Алтын-ханов. С этого времени Хонгорай стал вассалом Джунгарского ханства.

Под бременем угнетения XVII в. значительная часть кыргызов переселилось на Тянь-Шань и влилась в состав тяньшанских кыргызов. Опустевшие земли заняли родственные кыргызам тюркоязычненые племена, кетоязычные, самодийские и угорские племена.

После ухода значительного числа енисейских кыргызов, у местного населения Минусинской котловины усилились про русские настроения. Противодействие было сломлено в 1704 - 1705 гг. походами томских, кузнецких и красноярских казаков.

После строительства Абаканского (1707 г.) и Саянского (1718 г.) острогов началась постепенное заселение юга Приенисейского края преимущественно русским населением.

Использованные материалы: Теплоухов С. А. Древние погребения в Минусинском крае. Материалы по этнографии, т. III, в. 2, Л., изд. Русского Музея. Л., 1927.

Вяткина К.В. Шалаболинские (тесинские) наскальные изображения // Сборник музея антропологии и этнографии. - 1949. - т. XII;

Быконя Г.Ф. Памятники истории и культуры Красноярского края - 1995 - выпуск 3.

Л. Р. Кызласов. Таштыкская эпоха в истории Хакасско-Минусинской котловины. М., 1960

Бахрушин С.В. Енисейские киргизы в XVII в. // Научные труды III. Избранные работы по истории Сибири XVI-XVII вв. Ч. 2. История народов Сибири в XVI- XVII вв. М.: Издательство Академии Наук СССР, 1955.