Прогуливаясь по улице Алексея Толстого, напротив сквера Дзержинского можно остановиться и полюбоваться замечательным фасадом исторического здания под номером 26/28. Построено оно было, как легко заметить, в эпоху зрелого самарского модерна, то есть около 1910-х годов, а авторство приписывается архитектору Зельману Клейнерману.
Хотя композиция симметрична, динамику создает разная ширина оконных проемов - по краям окна широкие и имеют трехчастное деление, а под ними расположены эффектно оформленные входы с улицы. Все межоконные простенки фасада заполнены пилястрами, в первом этаже декорированными рустом, в втором – медальонами, фигурными кронштейнами и лепными букетами.
Наиболее богато украшены окна второго этажа: на замковых камнях разместились маски и грифоны, дополненные растительным орнаментом, над сандриками – рельефы с букетами Подоконные ниши оформлены геометрическим орнаментом, напоминающим балюстраду. Над карнизом симметрично расположились аттиковые стенки в форме неправильной трапеции, так же с барельефами и растительным орнаментом, между аттиками установлены парапетные столбики, «продолжающие» пилястры.
Если же оторвать взгляд от великолепной лепнины и присмотреться к зданию в целом, происходит небольшое открытие: от исторического особняка в действительности осталось немного – он «встроен» в новый дом! Кроме фасада, сохранилось название – «Дом Батюшковой».
Кто такая Батюшкова? Одна из самых известных и влиятельных жительниц Самары начала прошлого века. Надежда Васильевна Батюшкова, в девичестве Мешкова, родилась в потомственной купеческой семье и была родной сестрой знаменитого купца-миллионера, мецената и общественного деятеля Николая Васильевича Мешкова – владельца Камско-Волжского пароходства.
Будучи замужем за дворянином Н. Д. Батюшковым, имела пятерых сыновей и пятерых дочерей. Супруг Николай Дмитриевич служил в Самаре чиновником акцизного управления, был председателем городского общества велосипедистов, избирался гласным городской Думы. По совету шурина стал акционером Вольского цементного завода. Кстати, один из пароходов Николая Мешкова назывался «Батюшков»
Надежда Васильевна Батюшкова активно занималась благотворительной и общественной деятельностью: возглавляла Самарское общество попечения о бедных, Мариинский приют для детей воинов, Самарское отделение Императорского русского музыкального общества и участвовала буквально в каждом благотворительном мероприятии.
Помимо общественных дел, успешно вела семейный бизнес, управляя по доверенности конторой и пристанями Самарского отделения пароходства своего брата . Так, при строительстве Самарского отделения Крестьянского Поземельного и Дворянского Земельного банков цемент и бетонные перекрытия с собственных пристаней поставляло «Товарищество буксирного пароходства и торговли пермского купца Н.В. Мешкова» по договорам, заключенным с «доверенным лицом» Мешкова Н.В. Батюшковой.
Еще в самарских архивах сохранился интересный документ, касающийся семьи – жандармская справка. В ней начальник губернского жандармского управления полковник Критский 17 марта 1911 года доносит директору департамента полиции, что «Надежда Васильевна Батюшкова, жена дворянина г. Твери Николая Дмитриевича Батюшкова, оба левого направления», передала 200 рублей женщине, подозреваемой в революционной деятельности.
Что касается дома на улице Казанской – до 1899-го года усадьбой владел самарский купец В.Ф. Санников. Облагаемые налогом на недвижимость строения включали двухэтажный каменный дом с подвальным этажом, каменную «землянку» и каменные кладовые.
В 1902-м году дворовое место перешло к коммерции советнику Плешанову и находилось в его собственности до 1915-го года. Период зарождения, расцвета и дальнейшей трансформации самарского модерна укладывается как раз в этот период, так что перестройку по проекту Клейнермана проводил, очевидно, именно Иван Михайлович Плешанов. Батюшкова же купила особняк в 1915-м, а в эти годы, как мы знаем, фасадные маскароны, букеты и гирлянды уже остались в прошлом, уступив позиции строгому рациональному модерну, отражающему дух сурового военного времени.
В историю же, как часто бывает, дом вошел с именем последней дореволюционной владелицы.
Самый известный из десятерых детей Надежды Батюшковой – сын Константин. Дальний родственник и полный тезка известного поэта после окончания Самарского Реального училища обучался в Санкт-Петербургском политехническом институте, в 1912-м поступил добровольцем в гвардейский конный полк болгарской армии, в 1913-м - в гусарский Александрийский полк, известный как «Черные гусары».
Погиб 14-го сентября 1915-го года в разведке у села Бучаны. Посмертно награжден орденом, перезахоронен на кладбище Александро-Невской лавры. В 2018-м году на Родине в Самаре Константину Батюшкову установили памятник работы скульптора Ивана Мельникова.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете