Найти тему
СПбГЭУ

Ученый – тот, кто не может не заниматься наукой

Свою научную деятельность начал в нашем вузе и продолжает до сих пор известный уче­ный-экономист, специалист в области стати­стики и демографии, профессор Михаил Клупт.

Михаил Александрович, расскажи­те, как вы пришли в науку?

В шестом классе я прочитал «Иду на грозу» Даниила Гранина и тут же захотел стать физиком-теоретиком. Да вот беда, физика, которую я и сейчас считаю очень интересной наукой, мне как-то плохо давалась.

С математикой все обстояло гораздо лучше, а гуманитарные дисциплины и вовсе шли на ура. В девятом классе я нашел в библиотеке моего деда учебник Л.В. Некраша по статисти­ке, полистал и хотя далеко не все по­нял, сразу почувствовал, что это мое. Своя роль, как это не забавно звучит, принадлежала и футболу, в кото­рый мы почти ежедневно играли во дворе. Я со второго класса увлекался футбольной статистикой и после каждого тура футбольного чемпио­ната СССР занимался составлением турнирной таблицы с набранными и потерянным очками, забитыми и пропущенными мячами, их раз­ностью, соотношением, в общем, сам того не осознавая, использовал систему показателей.

Как складывался Ваш научный путь?

Я окончил Ленинградский финан­сово-экономический институт им. Н.А. Вознесенского (так тогда назы­вался СПбГЭУ) в 1975 году. Получил квалификацию – «экономист» по специальности «Статистика». Начал работать в нашем вузе сразу после его окончания и работаю, с двухлет­ним перерывом на службу в армии, всю жизнь. Заслуженный работник высшей школы Российской Феде­рации. Прошел путь от ассистента до декана факультета, в настоящее время работаю профессором кафе­дры статистики и эконометрики, на которой я и начал научную стезю полвека тому назад.

У меня были два замечательных Учителя с большой буквы – Эвелина Карловна Васильева, заведовавшая кафедрой статистики в годы моей научной молодости, и Анатолий Ми­хайлович Зимичев (1938 – 2016 гг.), известный российский психолог. Под их руководством я получил в 1975 году свою первую научную на­граду – медаль Минвуза СССР за луч­шую студенческую научную работу. Анатолий Михайлович не был каби­нетным ученым, судьба сводила его с очень разными людьми. В хитрос­плетениях человеческих отношений он в силу профессии и жизненного опыта хорошо разбирался и многому меня научил. А Эвелина Карловна, мой неизменный научный руково­дитель, еще в студенческую пору посоветовала мне мыслить не табли­цами, а проблемами. Ну и, конечно же, большое влияние на меня оказал мой дед, известный советский эко­номгеограф, заведовавший кафедрой в нашем вузе. Его не стало, когда мне было всего десять лет и мы, понятное дело, не обсуждали с ним проблемы мироздания, но получи­лось так, что все последующие годы он служил для меня примером.

Какова основная тема вашего науч­ного интереса?

Когда я, следуя совету Эвелины Кар­ловны, начал мыслить проблемами, а не таблицами, то постепенно стал воспринимать статистику как уме­лую помощницу практики и других наук – не менее, но и не более. Знание статистических методов мне всегда очень помогало. Но все же более всего интересовали загадки сверхсложной системы, называемой человеческим обществом. Думая о них, я порой вспо­минаю «Солярис» Станислава Лема. Ну а на сухом языке номенклатуры научных специальностей эта область моих научных интересов относится к социологии и демографии.

Можете ли назвать свои главные научные достижения?

Ученому, как, наверное, и любому человеку, трудно здраво судить о соб­ственных достижениях, равно как и об отсутствии оных. Лично мне больше всего нравятся две мои книги – «Демо­графия регионов Земли» (СПб.: Питер, 2008 г.) и «Демография на политиче­ской арене ХХ и ХХI столетий» (СПб.: СПбГЭУ, 2020 г.) – во всяком случае я их писал с удовольствием. А являются ли они научными достижениями – кто ж знает… Это ведь только время покажет.

В деятельности каких научных школ вы участвовали?

Я ученик научной школы, которую создали на кафедре статистики про­фессора А.И. Ротштейн, Б.Г. Плошко, Э.К. Васильева. Сегодня их традиции развивает Ирина Ильинична Елисеева, член-корреспондент РАН и заведующая нашей кафедрой. Моя роль в этой шко­ле более скромная – в лучшем случае одного из последователей.

Вы являетесь членом координа­ционного совета по вопросам семей­ной и демографической политики Санкт-Петербурга. Расскажите, что входит в обязанности совета, и какую функцию выполняете вы?

В конечном счете – содействие городским властям в разработке мер помощи семьям с детьми, пропаган­де ценностей семьи, материнства, отцовства. Дважды мне приходилось принимать активное участие в разра­ботке концепций политики Санкт-Пе­тербурга в этой сфере. Из недавних мероприятий запомнилось присуж­дение премий Санкт-Петербурга мно­годетным семьям, сумевшим воспи­тать достойное пополнение жителей нашего города.

Известно, что вы читаете курс, посвященный глобальным демогра­фическим проблемам. Какие, на ваш взгляд, демографические пробле­мы встали перед человечеством в последнее время?

Этот курс читается на направле­нии подготовки «Международные отношения». Он, если сказать совсем коротко – о стыках демографии и ди­пломатии, о том, как правительства и неправительственные организации пытались найти решения глобальных демографических проблем – пере­населения в бедных регионах мира, низкой рождаемости и дефицита молодых работников в относительно богатых странах, многомиллионных международных миграций, связан­ных с этими разрывами. До како­го-то времени это сопровождалось поисками консенсуса и более или менее получалось – примерами стали Всемирные конференции по пробле­мам народонаселения в Бухаресте, Мехико и Каире. Но в последние годы навязывание Западом своих ценно­стей и так называемых «правил» во всех областях жизни, в том числе в сфере семьи и гендера, стало столь агрессивным, что сколько-нибудь продуктивные переговоры в этой сфе­ре крайне затруднены, если вообще возможны. Так что самая сложная проблема человечества сегодня фор­мулируется предельно просто – не исчезнуть с лица Земли.

Что, на ваш взгляд, характеризует современную науку и современного ученого?

Петр Леонидович Капица, извест­ный советский физик и инженер, как- то сказал, что ученый – не тот, кто за­нимается наукой, а тот, кто не может ею не заниматься. К этой максиме я бы все же добавил, что приобретен­ный в студенческие и аспирантские годы опыт научных исследований очень полезен не только «стопроцент­ным» ученым, но и руководителям, и специалистам различных уровней, и, конечно же, преподавателям вузов.

Какой совет вы бы дали молодым ученым только начинающим свой путь в науке?

Не забывать, что счастье лежит на путях обыкновенных, но все же постараться рано или поздно сделать то, что не может сделать никто кроме вас. Ну и вспоминать в трудные ми­нуты строки Булата Окуджавы: «Не расставайтесь с надеждой, маэстро, не убирайте ладони со лба!»

Наука
7 млн интересуются