Свою научную деятельность начал в нашем вузе и продолжает до сих пор известный ученый-экономист, специалист в области статистики и демографии, профессор Михаил Клупт.
Михаил Александрович, расскажите, как вы пришли в науку?
В шестом классе я прочитал «Иду на грозу» Даниила Гранина и тут же захотел стать физиком-теоретиком. Да вот беда, физика, которую я и сейчас считаю очень интересной наукой, мне как-то плохо давалась.
С математикой все обстояло гораздо лучше, а гуманитарные дисциплины и вовсе шли на ура. В девятом классе я нашел в библиотеке моего деда учебник Л.В. Некраша по статистике, полистал и хотя далеко не все понял, сразу почувствовал, что это мое. Своя роль, как это не забавно звучит, принадлежала и футболу, в который мы почти ежедневно играли во дворе. Я со второго класса увлекался футбольной статистикой и после каждого тура футбольного чемпионата СССР занимался составлением турнирной таблицы с набранными и потерянным очками, забитыми и пропущенными мячами, их разностью, соотношением, в общем, сам того не осознавая, использовал систему показателей.
Как складывался Ваш научный путь?
Я окончил Ленинградский финансово-экономический институт им. Н.А. Вознесенского (так тогда назывался СПбГЭУ) в 1975 году. Получил квалификацию – «экономист» по специальности «Статистика». Начал работать в нашем вузе сразу после его окончания и работаю, с двухлетним перерывом на службу в армии, всю жизнь. Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Прошел путь от ассистента до декана факультета, в настоящее время работаю профессором кафедры статистики и эконометрики, на которой я и начал научную стезю полвека тому назад.
У меня были два замечательных Учителя с большой буквы – Эвелина Карловна Васильева, заведовавшая кафедрой статистики в годы моей научной молодости, и Анатолий Михайлович Зимичев (1938 – 2016 гг.), известный российский психолог. Под их руководством я получил в 1975 году свою первую научную награду – медаль Минвуза СССР за лучшую студенческую научную работу. Анатолий Михайлович не был кабинетным ученым, судьба сводила его с очень разными людьми. В хитросплетениях человеческих отношений он в силу профессии и жизненного опыта хорошо разбирался и многому меня научил. А Эвелина Карловна, мой неизменный научный руководитель, еще в студенческую пору посоветовала мне мыслить не таблицами, а проблемами. Ну и, конечно же, большое влияние на меня оказал мой дед, известный советский экономгеограф, заведовавший кафедрой в нашем вузе. Его не стало, когда мне было всего десять лет и мы, понятное дело, не обсуждали с ним проблемы мироздания, но получилось так, что все последующие годы он служил для меня примером.
Какова основная тема вашего научного интереса?
Когда я, следуя совету Эвелины Карловны, начал мыслить проблемами, а не таблицами, то постепенно стал воспринимать статистику как умелую помощницу практики и других наук – не менее, но и не более. Знание статистических методов мне всегда очень помогало. Но все же более всего интересовали загадки сверхсложной системы, называемой человеческим обществом. Думая о них, я порой вспоминаю «Солярис» Станислава Лема. Ну а на сухом языке номенклатуры научных специальностей эта область моих научных интересов относится к социологии и демографии.
Можете ли назвать свои главные научные достижения?
Ученому, как, наверное, и любому человеку, трудно здраво судить о собственных достижениях, равно как и об отсутствии оных. Лично мне больше всего нравятся две мои книги – «Демография регионов Земли» (СПб.: Питер, 2008 г.) и «Демография на политической арене ХХ и ХХI столетий» (СПб.: СПбГЭУ, 2020 г.) – во всяком случае я их писал с удовольствием. А являются ли они научными достижениями – кто ж знает… Это ведь только время покажет.
В деятельности каких научных школ вы участвовали?
Я ученик научной школы, которую создали на кафедре статистики профессора А.И. Ротштейн, Б.Г. Плошко, Э.К. Васильева. Сегодня их традиции развивает Ирина Ильинична Елисеева, член-корреспондент РАН и заведующая нашей кафедрой. Моя роль в этой школе более скромная – в лучшем случае одного из последователей.
Вы являетесь членом координационного совета по вопросам семейной и демографической политики Санкт-Петербурга. Расскажите, что входит в обязанности совета, и какую функцию выполняете вы?
В конечном счете – содействие городским властям в разработке мер помощи семьям с детьми, пропаганде ценностей семьи, материнства, отцовства. Дважды мне приходилось принимать активное участие в разработке концепций политики Санкт-Петербурга в этой сфере. Из недавних мероприятий запомнилось присуждение премий Санкт-Петербурга многодетным семьям, сумевшим воспитать достойное пополнение жителей нашего города.
Известно, что вы читаете курс, посвященный глобальным демографическим проблемам. Какие, на ваш взгляд, демографические проблемы встали перед человечеством в последнее время?
Этот курс читается на направлении подготовки «Международные отношения». Он, если сказать совсем коротко – о стыках демографии и дипломатии, о том, как правительства и неправительственные организации пытались найти решения глобальных демографических проблем – перенаселения в бедных регионах мира, низкой рождаемости и дефицита молодых работников в относительно богатых странах, многомиллионных международных миграций, связанных с этими разрывами. До какого-то времени это сопровождалось поисками консенсуса и более или менее получалось – примерами стали Всемирные конференции по проблемам народонаселения в Бухаресте, Мехико и Каире. Но в последние годы навязывание Западом своих ценностей и так называемых «правил» во всех областях жизни, в том числе в сфере семьи и гендера, стало столь агрессивным, что сколько-нибудь продуктивные переговоры в этой сфере крайне затруднены, если вообще возможны. Так что самая сложная проблема человечества сегодня формулируется предельно просто – не исчезнуть с лица Земли.
Что, на ваш взгляд, характеризует современную науку и современного ученого?
Петр Леонидович Капица, известный советский физик и инженер, как- то сказал, что ученый – не тот, кто занимается наукой, а тот, кто не может ею не заниматься. К этой максиме я бы все же добавил, что приобретенный в студенческие и аспирантские годы опыт научных исследований очень полезен не только «стопроцентным» ученым, но и руководителям, и специалистам различных уровней, и, конечно же, преподавателям вузов.
Какой совет вы бы дали молодым ученым только начинающим свой путь в науке?
Не забывать, что счастье лежит на путях обыкновенных, но все же постараться рано или поздно сделать то, что не может сделать никто кроме вас. Ну и вспоминать в трудные минуты строки Булата Окуджавы: «Не расставайтесь с надеждой, маэстро, не убирайте ладони со лба!»