Найти в Дзене

Истории грустных людей, рассказанные художником Тутуновым

История третья

Андрей Андреевич Тутунов и основатель Музея Актуального Реализма Виталий Вавилин в мастерской художника в Москве. Фото из архива музея
Андрей Андреевич Тутунов и основатель Музея Актуального Реализма Виталий Вавилин в мастерской художника в Москве. Фото из архива музея

Андрей Тутунов относится к плеяде художников - шестидесятников, которых объединяло стремление к искренности и жизненной правде в противовес официозу и пафосу соцреализма. Поэтому на его картинах мы не увидим передовиков производства и знатных доярок с орденами на груди.

А. Тутунов. Дежурная вахтерша. 1968. Холст, масло. Работа из собрания Музея Актуального Реализма
А. Тутунов. Дежурная вахтерша. 1968. Холст, масло. Работа из собрания Музея Актуального Реализма

Художник отдал дань любви и уважения тем людям и тем сторонам их бытия, которые до 60-х годов ХХ века были практически вне сферы внимания советского искусства. Правда жизни, люди как они есть, быт и труд без прикрас и громких слов, - именно это воплощал художник в своих картинах. Во многих работах он даже пытался поэтизировать эту нелегкую жизнь, находя в ней чистоту и особую красоту. Очень трогательно Андрей Андреевич относился к нелегкой судьбе женщин, особенно немолодых и неустроенных.

А.Тутунов. Баба Таня. 2010. Холст, масло. Работа из собрания Музея Актуального Реализма
А.Тутунов. Баба Таня. 2010. Холст, масло. Работа из собрания Музея Актуального Реализма

Один из любимых персонажей – «баба Таня, вдовствующая колхозница». Этот типаж художник рисовал неоднократно и в разные годы, как бы подчеркивая, что проблема тяжкого бытования одиноких стариков на грани нищеты была актуальна и при «развитом социализме» 70-х, не решена она и при «недоразвитом капитализме» начала 2000-х.

А. Тутунов. Вдовствующая колхозница. Житие бабы Татьяны. 1960 - 2005. Работа из собрания Музея Актуального Реализма
А. Тутунов. Вдовствующая колхозница. Житие бабы Татьяны. 1960 - 2005. Работа из собрания Музея Актуального Реализма

Проблема одиночества, как известно, существует и для мужчины. Персонажами картин Тутунова нередко становились мужики, чья жизнь – это тяжелый труд, не всегда здоровый отдых - с папиросой, бутылкой пива или чего покрепче. Но художник далек от критического анализа, напротив, он симпатизирует своим героям и сочувствует им. Не воспевает и не критикует, а сопереживает.

А. Тутунов. Уставший. 2007. Холст, масло. Работа из собрания Музея Актуального Реализма
А. Тутунов. Уставший. 2007. Холст, масло. Работа из собрания Музея Актуального Реализма

Андрей Андреевич считал, что «без сюжета искусства не существует». Сам он был наблюдательным, иногда ироничным, но всегда доброжелательным рассказчиком, умел увидеть и запечатлеть и комичность ситуации, подметить о многом говорящие мелочи.

А.Тутунов. Ожидающие. Трое сирот. 2007. Холст, масло. Работа из собрания Музея Актуального Реализма
А.Тутунов. Ожидающие. Трое сирот. 2007. Холст, масло. Работа из собрания Музея Актуального Реализма

Симптоматично, что уже 2000-х годах Тутунов возвращается к некоторым сюжетам 60-х – 70-х годов. Получилась как будто перекличка времен: другое общество, другая страна, изменились многие ценности, а люди и их проблемы – во многом те же: одинокая старость, тяжесть быта, бедность.

Один из повторяющихся мотивов у Тутунова – мотив ожидания. Многие его герои чего-то ждут – светлого будущего, любви, встречи с чем-то хорошим… Как, например, на картине «Ожидающие белого парохода».

А. Тутунов. Ожидающие белого парохода. 2011. Холст, масло. Работа из собрания Музея Актуального Реализма
А. Тутунов. Ожидающие белого парохода. 2011. Холст, масло. Работа из собрания Музея Актуального Реализма

Пожухлая трава на берегу маленькой речушки, рассохшаяся от старости большая лодка или баркас, и эта странная компания с печальными лицами. Женщина в зеленом платье безнадежно уставилась в землю, опустив плечи, та, что постарше, подперла щеку ладонью по-старушечьи, у девочки игрушка в руках, но она не играет, мужчины молча грустят, один вообще уснул. Общее настроение какой-то безнадеги, как в песне «На теплоходе музыка играет, а я одна стою на берегу…», популярной в 80-е годы…

А. Тутунов. Ожидающие белого парохода. Фрагмент
А. Тутунов. Ожидающие белого парохода. Фрагмент

Белый пароход – символ благополучия и радости, на котором герои картины надеялись уплыть к другой, более легкой жизни, не пришел и не придет. Иллюзии, что когда-то жизнь вот-вот станет более беззаботной и легкой, не оправдались, люди опять остались у разбитого корыта. Тутунов написал эту работу в 2011 году, когда ему было уже 82 года, и он хорошо понимал, что до эры всеобщего благоденствия и процветания еще очень далеко и надеяться на белый пароход не стоит.

И пойдут вскоре эти грустные разочарованные люди по своим делам: кто лодку чинить, кто корову доить, кто за баранку… А символ мечты – белый пароход – так и останется мечтой. С искренней добротой рассказывать правдивые истории Андрей Андреевич Тутунов был мастер.