История третья
Андрей Тутунов относится к плеяде художников - шестидесятников, которых объединяло стремление к искренности и жизненной правде в противовес официозу и пафосу соцреализма. Поэтому на его картинах мы не увидим передовиков производства и знатных доярок с орденами на груди.
Художник отдал дань любви и уважения тем людям и тем сторонам их бытия, которые до 60-х годов ХХ века были практически вне сферы внимания советского искусства. Правда жизни, люди как они есть, быт и труд без прикрас и громких слов, - именно это воплощал художник в своих картинах. Во многих работах он даже пытался поэтизировать эту нелегкую жизнь, находя в ней чистоту и особую красоту. Очень трогательно Андрей Андреевич относился к нелегкой судьбе женщин, особенно немолодых и неустроенных.
Один из любимых персонажей – «баба Таня, вдовствующая колхозница». Этот типаж художник рисовал неоднократно и в разные годы, как бы подчеркивая, что проблема тяжкого бытования одиноких стариков на грани нищеты была актуальна и при «развитом социализме» 70-х, не решена она и при «недоразвитом капитализме» начала 2000-х.
Проблема одиночества, как известно, существует и для мужчины. Персонажами картин Тутунова нередко становились мужики, чья жизнь – это тяжелый труд, не всегда здоровый отдых - с папиросой, бутылкой пива или чего покрепче. Но художник далек от критического анализа, напротив, он симпатизирует своим героям и сочувствует им. Не воспевает и не критикует, а сопереживает.
Андрей Андреевич считал, что «без сюжета искусства не существует». Сам он был наблюдательным, иногда ироничным, но всегда доброжелательным рассказчиком, умел увидеть и запечатлеть и комичность ситуации, подметить о многом говорящие мелочи.
Симптоматично, что уже 2000-х годах Тутунов возвращается к некоторым сюжетам 60-х – 70-х годов. Получилась как будто перекличка времен: другое общество, другая страна, изменились многие ценности, а люди и их проблемы – во многом те же: одинокая старость, тяжесть быта, бедность.
Один из повторяющихся мотивов у Тутунова – мотив ожидания. Многие его герои чего-то ждут – светлого будущего, любви, встречи с чем-то хорошим… Как, например, на картине «Ожидающие белого парохода».
Пожухлая трава на берегу маленькой речушки, рассохшаяся от старости большая лодка или баркас, и эта странная компания с печальными лицами. Женщина в зеленом платье безнадежно уставилась в землю, опустив плечи, та, что постарше, подперла щеку ладонью по-старушечьи, у девочки игрушка в руках, но она не играет, мужчины молча грустят, один вообще уснул. Общее настроение какой-то безнадеги, как в песне «На теплоходе музыка играет, а я одна стою на берегу…», популярной в 80-е годы…
Белый пароход – символ благополучия и радости, на котором герои картины надеялись уплыть к другой, более легкой жизни, не пришел и не придет. Иллюзии, что когда-то жизнь вот-вот станет более беззаботной и легкой, не оправдались, люди опять остались у разбитого корыта. Тутунов написал эту работу в 2011 году, когда ему было уже 82 года, и он хорошо понимал, что до эры всеобщего благоденствия и процветания еще очень далеко и надеяться на белый пароход не стоит.
И пойдут вскоре эти грустные разочарованные люди по своим делам: кто лодку чинить, кто корову доить, кто за баранку… А символ мечты – белый пароход – так и останется мечтой. С искренней добротой рассказывать правдивые истории Андрей Андреевич Тутунов был мастер.