В последнее время все большую популярность приобретают иммерсивные спектакли, то есть, те в которых зритель непосредственно участвует. Да, театр, как и прочие виды искусства не стоит на месте, он развивается. Правда, идея не нова, ее пытались претворить в жизнь еще Мейерхольд и Охлопоков. Но именно сейчас она прочно вошла в моду и, надеюсь, не скоро из нее выйдет. Ибо это крайне интересно: актеры общаются со зрителями, вовлекая их в действие спектакля, ходят по залу, нередко угощают разными вкусностями. В ЦАТРА сейчас идет иммерсивный спектакль "Театр-звезда", в Новом театре - "Лубянский гример", в ШСР - "На Трубе". А сотрудники МДТ имени Есенина, похоже, вообще решили взять на вооружение именно этот жанр. И, надо сказать, у них это отлично получилось.
"Вечера на хуторе близ Диканьки", в отличие от "Шерлока Холмса" играют на сцене. Но как! Актеры спускаются в зал, приглашают зрителей поучаствовать в колядках, угощают их деревенскими разносолами, ищут черта под креслами. Поэтому нам кажется, что мы и вправду перенеслись в украинское село, жители которого готовятся отпраздновать рождество.
Особенно живописна была аппетитная вдовушка Солоха (Ольга Гончарова), строящая куры и дьяку, и односельчанину, и имеющая в друзьях черта. Эта актриса блестяще сыграла чопорную миссис Хадсон, причем так, что никто не усомнился: эта дама - истинная англичанка. И вдруг - совершенно иной образ, другие движения, выражение лица, интонации. Кстати, она же была художником и отвечала за музыку, так что запоминающиеся наряды ряженых, красная свитка черта, венок Оксаны, сапожки баб - ее заслуга.
Еще один сюрприз преподнесла Анна Сардановская в роли Оксаны. В спектакле по Дойлу (у нас обычно пишут "по Конан Дойлу", но Конан - имя, которое было когда-то распространено и в России, вспомним Конана Молодого) у нее была небольшая роль Бэрил Стэплтон и я не поняла толком, что это за актриса. Здесь же ей было где развернуться. Гарная дивчина получилась кокетливой, самовлюбленной и озорной.
Удивил Ярослав Шевалдов. Он не только поставил этот спектакль, но и сыграл Вакулу. Кузнец получился что надо. Я два часа мучительно пыталась найти в нем хоть что-то от сторонника дедуктивного метода, знаменитого сыщика с Бейкер стрит. Ничего. Совсем другой человек.
Оригинально были сделаны сцены в царском дворце в Петербурге. Я, честно говоря, с нетерпением ждала их, так мне было интересно. Не скажу как это было сделано, но вместо заснеженных хижин зрители и вправду увидели величественный имперский город. А еще там очень потешные императрица и Потемкин.
Несмотря на то, что в спектакле занято всего семь актеров, зрителям казалось, что на сцене побывало человек пятнадцать. Многие артисты играли две-три роли, поэтому казалось , что это село густо заселено.
Минусов как таковых не нашла. Разве что Оксана, то есть Анна Сардановская один раз заговорила на чистом русском языке, чем сбила с настроя. Дело в том, что спектакль идет на суржике или на украинском (я точно сказать не могу, не лингвист). И это, кстати, стало причиной тому, что я не советую брать на него детей. Ибо совсем уж юное подрастающее поколение его просто не понимает. На сайте театра стоит возрастной ценз 12+, но многие зрители, к сожалению, привели отпрысков 7-11 лет. И мне их было искренне жаль. Ибо черт им, безусловно, понравился. Но все остальное вызвало только скуку, о чем мне и сообщил ребенок, сидящий рядом. Дети просто не понимали этого языка. Кстати, повесть Гоголя написана на чистом русском, поэтому зачем надо было вот так делать, я не поняла.
Спектакль получился очень ярким, гармоничным, действительно рождественским. Горячо рекомендую как МДТ имени Есенина, так и его "Вечера на хуторе близ Диканьки".
Сайты театра: https://www.mdtesenin.com/ и https://vk.com/teatresenina. Фотографии взяты с этих сайтов.
За приглашение благодарю https://vk.com/kogda_leto и https://vk.com/moskvalublu.