Найти тему

"Лубянский гример", или Машина времени в действии. Не верите? А зря!

Это было время, когда русский театр делал свои первые шаги. В столице блистали российские императорские театры, в провинции время от времени давали гастроли разные труппы, а в имениях вельмож существовали свои домашние театры. Играли в них крепостные, зачастую их простые имена вроде Иванов и Лукерий для благозвучия переиначивали в Жанов и Люсьен. Неграмотные актеры заучивали роли "наглядкою". При этом некоторые из них были настоящими самородками. Напомню, что и Прасковья Жемчугова, и Михаил Щепкин изначально были крепостными актерами. К сожалению, машина времени существует пока лишь в фантастических романах. Но возможность хоть одним глазком увидеть то время у вас есть. В Новом театре на Мясницкой сейчас идет спектакль "Лубянский гример".

Поставлен он «по мотивам» книги Лескова, рассказывающей о любви тупейного художника, то есть, парикмахера, Аркадия и крепостной актрисы Любови. К счастью, изменения сделаны очень корректно. Добавлены персонажи, которых нет в рассказе (сын и внук Любови Анисимовны, две крепостные актрисы, дьячок и пр.), чуть-чуть изменен конец (нет, его не сделали хэппи эндом, не волнуйтесь) и история заиграла новыми красками.

-2

Режиссеры, очень тактично отнеслись к тексту Лескова, сохранив полностью его дух, но добавив подробностей. Там, где Николай Семенович только упоминает о том, что на примадонну крепостного театра упала декорация, мы видим развернутую историю. А, еще действие перенесено в царствование Павла Петровича, потому что только при нем мы ходили Индию воевать, остальные цари поадекватнее были.

-3

Главные роли сыграли молодые актеры Дарья Дуженкова и Кирилл Клименко. И тот, кто занимался кастингом, определенно, попал в десятку. Дарья – само очарование, сама юность. Это прямо-таки воплощение чистоты. Знаете, бывают разные лица, даже если они красивые, они разные. Дарья выглядит как девушка XVIII-XIX века, причем как небогатая дворяночка, которую воспитывали в строгости, или крестьянка, которую мамка особо со двора не пускала. При этом Дарья сыграла не просто Любовь, но Любовь, которая играет роль индийской принцессы Саконталы. Да, во второй половине спектакля зрителей ждет представление в графском театре. То есть, тут своего рода матрешка получилась, спектакль в спектакле.

-4

Кирилл с его тонким лицом и изящными руками также кажется чужим в нашем столетии. Так и видишь его перед мольбертом где-нибудь в Италии лет 200 назад. Роль у него меньше, чем у Дарьи, но он смотрится очень естественно, как будто всю жизнь был крепостным гримером: внешняя почтительность и вежливость и железный стержень внутри.

-5

Роль их хозяина, графа, в одном из составов играет Леонид Якубович. И я была счастлива, что у нас был другой актер. Леонид Аркадьевич, я Вас искренне уважаю, Вы - ведущий от бога. Но дворяне 200 лет назад усов не носили. Да, пунктик у меня. Как увижу бороду или усы у персонажа, который должен быть бритым, жизнь не мила. В общем, у нас барина играл Артем Орлов. Какой это был граф! Вальяжный, самоуверенный, красивый, холеный.

-6

Роль Любови Анисимовны в старости досталась Евдокии Германовой. В принципе, можно больше ничего не говорить, все и так понятно. Но я скажу. Потому что это получилась прелестная старушка, местами образованная, местами невежда, наивная, но не дура.

-7

Очень интересно решен образ режиссера-француженки. Заезжая дива (Светлана Воронцова) выглядит как иностранка, но как наша современница. Она очень стройна, узколица, прелестна и говорит с акцентом. При этом одета сия дама в достаточно современный брючный костюм. Как ни странно, это смотрится вполне нормально. Вероятно, потому, что сам этот спектакль – некая разновидность игры со своими правилами.

-8

Еще две интересные роли – это крепостные актрисы, лукавая чаровница (Татьяна Козлова) и простушка (Светлана Мотолыгина). Именно вместе они отлично смотрятся, дополняя друг друга.

-9

Про костюмы я уже пару слов сказала, давайте продолжу. Они достаточно условные. И кюлоты у Аркадия сшиты не по правилам, и в одних корсетах и штанишках актрисы, даже крепостные, по дому не шастали. Но создать аутентичные наряды никто и не планировал. Задача была другой: сделать образы узнаваемыми. Отсюда темное платье с брошью и шалью у Любови Анисимовны, серая тройка и пенсне у ее сына, богатый халат у графа и пр.

-10

Спектакль проходит в здании самой настоящей барской усадьбы Салтыковых-Чертковых на Мясницкой. Зрители проходят по разным залам особняка, попадая и в балетный класс, и ванную комнату, и в кабинет графа. Кстати, зрители разделяются на 4 группы по 50 человек и их ведут разными путями. Поэтому в первой половине спектакля они видят они не одно и то же, учтите. Но затем все собираются в одном зале, где сначала смотрят спектакль «Прекрасная Саконтала», поставленный силами крепостной труппы, а потом узнают окончание истории Аркадия и Любови.

-11

Минусы.
Как таковых не нашла, на редкость гармоничный спектакль. Правда, сын Аркадия и Любови не мог стать потомственным дворянином, ибо его отец получил "благородное звание" после его рождения. Поэтому он относился бы к "обер-офицерским детям". Но в целом не критично.

-12

В общем, если желаете отлично провести время, искренне рекомендую "Лубянского гримера". Вообще, иммерсивные постановки – это не совсем театр, это немного аттракцион. Это не плохо, просто ты получаешь несколько иные впечатления. В классическом театре ты чинно сидишь в кресле в зрительском зале и обдумываешь происходящее на сцене. А иммерсивные спектакли дают тебе возможность едва ли не пощупать ту эпоху, о которой идет речь, настолько силен эффект присутствия. И мне они немного напоминают ролевые игры, потому что зритель становится как бы участником действия. Заодно и интерьеры особняка посмотрите, а они оформлены достаточно необычно, причем стили тут можно найти разные, и нео-готику, и модерн.

-13

Сайты театра:
https://лубянскийгример.рф/
https://vk.com/noviy_teatr

За приглашение спасибо
moskvalublu, Natalya Pamsik и @noviy_teatr.

Фотографии сделали Наталья Губернатора (
https://vk.com/noviy_teatr) и я.
#moskva_lublu, #moskvalublu, #Новый_театр, #лубянский_гример,