Сонм великих индейских духов или о происхождении рун
Считается, что руны произошли от финикийского письма. Финикийское письмо предположительно возникло в середине второго тысячелетия до нашей эры от Египетских иероглифов. В свою очередь от финикийского письма произошли, практически, все современные алфавиты. Ниже представлена гипотеза эволюции египетских иероглифов в финикийский алфавит.
1 – египетские иероглифы; 2 – египетская иератика; 3 – финикийский алфавит; 4 – финикийские графонимы; 5 – значение графонимов; 6 – латинский абецедарий.
Однако, есть факты, идущие в разрез с этой гипотезой. В культуре кельтов и северных народов, практически, каждый символ рунического алфавита осмысливается как бог. Символ не возникает раньше самого бога. Культ поклонения какому-либо божеству может обходиться совсем без символа. Символика появляется, когда возникает потребность в идентификации адептов культа, или необходимость донести тайный смысл происходящего обряда до посвященных. Чаще всего символом бога становится знак, появившийся в ходе культового обряда, и он очевиден для всех участвующих - иначе его не примут.
Финикийские знаки – с точки зрения культа опорочены мирской жизнью и не заслуживают быть выбранными в качестве символа бога. Скорее наоборот, финикийские торговцы заимствовали знаки для своего письма у других народов. Возможно, такое письмо долгое время служило для тайного общения между торговцами.
Считается, что руническая письменность на территории современной Европы появилась в начале первого тысячелетия до нашей эры. Поэтому гипотеза о том, что финикийцы заимствовали знаки у народов, проживавших на этой территории выглядит не убедительно.
Но у финикийцев существовали другие возможности для обретения письма. Они могли заимствовать знаки для своего алфавита у протоиндийской (хараппской цивилизации).
Ригведы говорят, что люди жившие в Индии того времени знали море и ходили по нему (гимны 1.19.7; 1.48.3....). Норвежский исследователь Тур Хейердал доказал, что в древности существовало судоходство между Индией, Бахрейном и Африканским побережьем. Российский историк и лингвист И.М. Дьяконов выдвинул гипотезу о том, что языки индийского народа мунда (адиваси) родственны шумерскому.
Британский ученый Леонард Вулли, изучавший дошумерский Ур делает вывод о вторжении людей моря, и предъявляет артефакты хараппского происхождения. Другой британский археолог Флиндерс Питри, изучавший додинастический период Египта также делает вывод о вторжении с моря на заре возникновения египетской цивилизации.
Ниже приведен свод хараппских знаков.
Можно предположить, что протоиндийская цивилизация была центром торговли, где сходились сухопутные и морские пути. Также она была центром, где смешивались культуры и языки. И известные нам хараппские знаки могут быть коллекцией символов сразу нескольких письменностей. Например, первая часть «Свода хараппских знаков» похожа на знаки письма ронго-ронго с острова Рапануи/Пасхи. Существует гипотеза, что связующим звеном между хараппской цивилизацией и Океанией были все те же народы мунда.
На острове Рапануи/ Пасхи есть образец еще одной письменности. Она выбита на деревянной дощечке в форме рыбы и напоминает знаки из другой части свода хараппских знаков. У этих знаков также есть схожесть с другой частью хараппских символов, а также с символами окуневской археологической культуры южной Сибири.
На шаманском костюме тоджинских оленеводов помимо полос и точек нанесены рунические символы. На первый взгляд эта схожесть – случайность. Но в своих исследованиях Ю.Е. Березкин сделал вывод, что представители окуневской культуры наиболее близкие родственники американских индейцев[1].
Изучая, практически, не тронутые цивилизацией индейские племена Южной Америки он же делает вывод, что своих духов/богов индейцы отождествляли с узором/символом.
«Маски племени каража изображали духов-животных — муравьеда, грызуна паку, сокола, жука. Особенно много было водных существ — рыбы, черепаха, кайман. Однако маски даже приблизительно не передавали сходства с животными. Это были либо спускавшиеся к ногам колпаки из пальмового листа, либо сложный наряд, увенчанный укрепленным над головой тростниковым цилиндром. Он был украшен узором из ярких перьев (ломаные линии, ромбы), по которому можно было определить, какого духа изображает танцор. Тело участника ритуала закрывали полосы луба либо лубяная материя с геометрическим орнаментом... Главное в маске племени каража — знаки. Именно эти нематериальные символы были, с точки зрения индейцев, неразрывно связаны с таинственным существом из иного мира, все остальное представлялось временным вместилищем духа»[2] - пишет Березкин.
Ниже на рисунке представлены предметы культа с нанесенными на них символами, зарисованные рукой Юрия Березкина. Срисовав с каждого культового предмета его символ можно составить набор символов, который будет соответствовать пантеону духов (богов).
Поэтому можно предположить,что на костюме тоджинского шамана – не просто символы, а пантеон духов (богов) которые шаману помогают.
Живущие рядом народы обменивались не только товарами. Происходило смешение кровей, культурное влияние, войны. Боги покоренных племен становились трофеями победителей. Их собирали как коллекцию и при этом сакральные символы – «уходили в народ» становились утилитарными. Я думаю, что именно так и появилась письменность в которой каждый символ отождествляется с богом. Именно таким алфавитом является, например Футарк.
В Океании существует слово «ру-нга», означающее «Вверх». Там же «дом собраний» называется «фаре-руна-нга». Конечно, это трудно приять, но прародиной рун может оказаться именно Океания.
Эпицентром рунической письменности в Азии является территория от Таласской долины до Орхона и от Хакасии до Турфана. Эти рунические символы такие же как и скандинавские, но их больше. На сегодняшний день в Азии выделено 39 символов.
Кроме этого в Азии существует предыстория рун. В Китае к Востоку от Сианя в провинции Шэньси были обнаружены руноподобные символы Banpoдатируемые Vтысячелетием до н. э. Их наносили на керамическую посуду. Раннехараппские символы тоже напоминают некоторые из рунических символов и датируются III тыс. до н.э.
Рунические алфавиты в Европе использовалась, практически, повсеместно. Появление этих алфавитов нельзя объяснить культурным заимствованием. Язык тесно связан с религией. Латиница заменяла собой рунические алфавиты по мере распространения христианства. Руны принесли с собой народы вышедшие из Азии. Эта письменность была для них родной.
[1] Березкин Ю.Е. «Сибирь и первые американцы»
[2] Березкин Ю.Е. «Голос дьявола среди снегов и джунглей»