Найти тему

Как преодолеть трудновыполнимые подготовительные правила перед причастием.

5,1K прочитали

Согласно 9-му апостольскому правилу православные христиане должны причащаться на каждой литургии. Я уже писал, что на своем двухлетнем опыте ежевоскресного причастия и 20-ти летнем опыте крайне редкого причащения убедился, что 9-ое апостольское правило несет на себе не столько юридическую силу, сколько силу духовного закона: невозможно оставаться христианином, если постоянно, непрерывно, часто, на каждой литургии не причащаться. Христианский дух обмирщяется, ум и сердце незаметно для себя вновь пропитываются целями и задачами мира сего, и душа перестает быть христианкой. Душе томительно такое состояние, голос совести постоянно говорит: в храм, ко причастию. Но мирской дух заглушает: работа, деньги, покупки, праздники, поездки, развлечения, так все делают и нормально.

Нужно признать, что при всех высокопарных словах о человеке, нет у человека сил бороться со своей природой. Здесь нужно вмешательство извне. Здесь нужен иной дух, здесь нужен Дух Христов. Словами это невозможно объяснить. К этому можно только приобщиться и как можно чаще, чтобы сила Христова попалила некоторые наши страсти и душа смогла уже осозновать силу Христову и действовать осознанно. Редкое причащение (раз в месяц и реже), в моем случае, по большому счету не позволяло изменить жизнь.

Читающие люди и редко причащающиеся сразу же возразят, что нет сил и времени готовиться к каждому воскресению. Мало того, я не только соглашусь, но и добавлю. Что как только захочешь причаститься, так все в жизни ополчается: и родные, и работа, и погода, и обстоятельства и внутренний голос - проще отказаться и жить как все "нормальные" люди. Мне что больше всего надо?

Это типичное состояние редко причащающегося человека, при этом он может очень активно участвовать в жизни церкви, быть сотрудником церкви, быть катехизатором, учителем, профессором. Но все эти регалии становятся человеку по большому счету обременительными и заставляющими думать о себе больше, чем есть на самом деле. Если нет живой жизни во Христе, т.е. в постоянном причащении, то новозаветная вера просто превращается в ветхозаветную веру. Там тоже постились, молились, учили законы Моисея, ждали Мессию...

Новозаветная церковь живет Христом, Христос живет в церкви, и человек пребывает во Христе. И невозможно быть в мире и не обмирщаться без постоянного духовного обновления, без постоянного причастия. Это не мои выдумки. Это как минимум 9-ое апостольское правило, кое мною как духовный закон было опробовано, и лично свидетельствую, что только при неукоснительном его соблюдении и начинается жизнь человека как христианина.

Иной вопрос как подойти к этому?

У каждого путь свой. Я лично сам не знаю почему стал молиться ежедневно: Господи помоги мне исповедоваться и причащаться.

Через некоторое время возникло желание непременно исповедоваться на каждой литургии. Особой молитвенной и постовой подготовки это не требовало. Чтобы не задерживать причащающихся, я всегда дожидался последнего исповедника, и подходил на исповедь. И обновленный, окрыленный отходил. Так служба стала восприниматься уже более полно. Когда это вошло за правило и стало обыденным, я задался вопросом, а что мешает мне после этого причаститься?

Конечно же! В субботу я ел мясо, в субботу я не готовился. И тут на помощь пришел очень важный документ Московской Патриархии, датированный 3 февраля 2015 года - «Об участии верных в Евхаристии». Его можно найти на сайте Московской патриархии по ссылке http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html?ysclid=lbr0wmb6ma886872591

В этом документе на 5-ой странице можно прочитать: "Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения."

Да, вы не ослышались: если часто причащаться и если поститься всеми установленными Уставом постами, то можно приступать без дополнительного поста. Это не я придумал, это позволение нашей Церкви. Далее в этом же документе сообщается, что Евхаристический пост, т.е. пост с 12 ночи до самого причастия включая и питие воды является обязательным.

Т.е. все просто. Постимся среду, пятницу кроме сплошных седмиц, многодневными постами и соблюдаем Евхаристический пост и подходим ко причастию в любой день без дополнительного поста. Это официально разрешено и документально подтверждено.

http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html?ysclid=lbr0wmb6ma886872591
http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html?ysclid=lbr0wmb6ma886872591

Другой барьер, мешающий подойти ко причастию - это длинное молитвенное правило. Здесь же в этом документе находим на 6 странице:

"Неизменной частью молитвенной подготовки является Последование ко святому причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия"

Т.е. канон ко причастию с молитвами является неизменным, т.е. всегда сохраняется. Далее сказано:

"Личное молитвенное правило должно совершаться вне богослужений, которые всегда предполагают соборную молитву."

После запричастного стиха, когда священнослужители причащаются в алтаре, хор поет концерт или тропари, иногда чтецы читают молитвы ко причащению, каждый может выслушать эти молитвы, либо если поется концерт, то помолиться молитвами ко причащению самостоятельно. Концерт не является канонической и обязательной частью литургии, и просто традиционно заполняет паузу для прихожан. Поэтому молиться во время концерта можно абсолютно спокойно. Профессор богословия Алексей Осипов вообще называет концерт на литургии вредной традицией и абсолютно ненужной.

Лично я утром перед литургией стараюсь успеть помолиться утренним правилом и помолиться каноном ко причащению. А молитвы прочитать или прослушать прямо перед причастием. Иногда не удается полностью это выполнить, однако это не является препятствием ко причащению, хотя сердце конечно же сокрушается об этом, но еще горячей становиться молитва и желание исправиться к следующему разу. Не помню источник, но одно духовное чадо пожаловалось своему духовнику, что не чувствует своего недостоинства перед причастием. Духовник посоветовал опускать несколько молитв ко причастию и духовное чадо сразу почувствовал свое недостоинство.

Насчет "обязательных" трех канонов: Спасителю, Пресвятой Богородице и Ангелу хранителю. Я их лично давно не читаю, иногда душа требовала почитать покаянный канон ко Спасителю, я читал. Но сейчас я заменяю эти каноны ежедневным чтением следованной Псалтири. Об этом в вышеуказанном документе на 6-й странице есть запись:

"Следованная Псалтирь предполагает возможность замены канонов и акафистов Иисусовой молитвой и поклонами." Иисусову молитву я совершаю по возможности: в дороге, при монотонной работе, при засыпании и просыпании, в минуты душевного беспокойства и искушений. И конечно, когда вспомню об этом, что конечно же происходит не всегда.

Насчет обязательности посещения всенощных бдений я руководствуюсь мнением одного московского священника, что если человек имеет тяжелую физическую работу, либо он из многодетной семьи, то какое всенощное бдение ему! Лично мне были сказаны слова. Хотя и до этого я уже много лет не находил в себе сил посещать всенощное бдение, хотя понимаю, что как духовная цель - это мне предстоит с Божией помощью когда-то осуществить.

Самым трудным моментом является неготовность священников просто так, как многим им кажется, допускать до частого причащения своих духовных чад: сначала перестань грешить! сначала выполни все требования! уйдет благоговение, если часто будешь причащаться!

И так далее. Здесь я ничего не могу посоветовать, потому что советуют как раз духовные отцы. Мне лично никогда не отказывали батюшки, и я знаю, что если где-то откажут, я тут же постараюсь пойти или поехать в другой храм и там причаститься. В этом же вышеуказанном документе несколько раз повторяется требование к священникам об учете жизненных обстоятельств, недостаточности духовного опыта прихожан и прочее, чтобы им легче было применять смягчительные требования к своим духовным чадам.

Недавно я общался со священником, который направлялся на СВО, и он поделился, что очень был строгим раньше. Но как только он побывал в Греции и увидел, как батюшки после литургии выходят с Чашей и идут по поселку по домам причащать всех многодетных, он сильно смягчился. Действительно в Греции и в других православных церквях мы можем увидеть иные требования и правила, которые сильно "мягче", чем в нашей Церкви. Мы, находясь в лоне Русской Православной Церкви, должны конечно же соблюдать все правила нашей церкви, но должны понимать, что это правила не есть духовные непреложные законы, а по больше части традиция, юридические требования, общий порядок, из которого всегда могут и бывают исключения.

Не редко приводимые слова Апостола Павла, как доказательство строгих требований и недопущение духовных чад ко причастию:

"Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем."(1Кор.11:29)

часто обрастают всевозможными требованиями ко причастию, к которым якобы эти слова относятся, равно как и предупреждение Апостола Павла вслед за этим словами: "Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает."(1Кор.11:30)

Но при этом не приводят вышестоящий текст из этой главы Послания, который говорит о том, что нельзя просто так есть хлеб и вино как обычную пищу, не рассуждая, что это есть Истинное Тело и Истинная Кровь Христа.

Так как во времена жизни Апостола Павла продолжалась традиция причащаться вечером, как на Тайной Вечери, и соответственно на этих службах, называемыми вечерами любви или агапами, приносили обычную пищу и ели ее. Молились и причащались. При этом конечно же и могли пить вино, и упиваться, и объедаться. А также богатые могли устраивать свои отдельные столы от бедных. Таким образом причастие превращалось в обычный мирской праздник. Вот против этого и были сказаны слова Апостола Павла, из которых мы должны извлечь то, что нельзя причащаться и не рассуждать, т.е. не думать, что мы причащаемся Истинными Телом и Кровью Спасителя. Т.е. от нас требуется прежде всего вера.

Также по словам о.Даниила Сысоева непосредственно перед причастием нужно думать не о своих грехах, что является следствием нашего эгоизма (все о себе и о себе), а нужно думать о Христе, его Теле и Крови.

Также можно воспомнить, что Христос пришел в мир, был распят, сошел во ад, воскрес не за то, что человечество стало готовым, а по Своей Любви. И Господь даровал нам этим кратчайший путь ко спасению не как награду, а как дар. Соответственно мы не можем думать, что только принеся какие-то труды и плоды, сможем быть достойными этой награды - Причастия. Мы никогда не будем достойны, и великие святые при жизни тоже были недостойны, но причащались, потому что верили. И мы будем причащаться и причащаемся, потому что верим и знаем, что Господь по своей милости и любви дает нам Себя как дар. Мы же должны в это верить.

Нам по человеческому рассуждению хочется и легко по себе мерить все, в том числе и Бога. Если мы знаем, что в магазине просто так ничего не дадут, что нужно обязательно заплатить установленную цену и только после этого получить желаемое, то мы по своей расчетливости и злости считаем, что также и у Христа: только за 3 канона, 3 дня молитв, исповедь, всенощную мы получим причастие.

Нет. Этого Господу не нужно от нас, Он готов дать Всего Себя за просто так, нужна только вера. Соединившись со Христом раз, два, десять, мы можем ощутить потребность в бОльшем молитвенном правиле, в более усердном посте, что по благословению духовного отца можно осуществлять. Так уже действует Сила Христа в нас, и мы уже знаем, что это не наша заслуга, а действие Благодати Христа и Святого Духа. Т.е. этим я хочу выразить мысль, что те духовные подвиги, о которых мы читаем в житиях святых, для самих людей будущих прославленных святых при жизни были трудными, но все же выполнимыми. По своей жизни, духовному опыту и благодати, полученной прежде всего многочисленными причастиями, святые постепенно, порой годами восходили на ступени духовной жизни. Применять их нам без воцарившегося в сердце Христа невозможно и опасно. Духовная работа должна содержать усилие, но не насилие над собой. Потому что сломаться очень легко.

Так легко при ежевоскресном причастии готовиться каждый день по немногу. Те же три канона если разделить на 6 дней, уже будут совсем небольшим дополнением к ежедневно совершаемым нами молитвам. Даже если каждый день перед приемом пищи к молитве Отче наш прибавлять по одной-две песни канона, все три канона будут вычитаны легко за неделю.

Причащаться на каждой литургии намного проще чем кажется, а плоды от этого, опять же, намного больше, чем можно себе представить!