Решил отдать должное нескольким фильмам, которые серьезно напугали в 80-е годы. Одна из первых таких страшилок – детская как бы фильм-сказка «Чертенок» (1981), которую прокатывали в зимние школьные каникулы в 1982-м или 1983 году. Заблуждаются те, кто считает, что до Перестройки в СССР из ужастиков был только «Вий».
Я тогда был во втором или третьем классе и от этой премьеры натерпелся страха. Подавленное состояние у меня тогда длилось дня три, и потом вспоминать про это кино было боязно.
Это не просто фильм-сказка. Разница с картинами Роу, которые, при всей их готичности, дети смотрели в садичном возрасте, радикальная.
Кино делали «Ленфильм» и «Таллинфильм». Прибалтам в СССР традиционно обеспечивали повышенное качество жизни, считались нормальным, что их культура тяготеет к западной, да и снимать можно было на своем языке (вот такая была империя зла). Наверно, поэтому и ужастик спокойно согласовали для детской аудитории.
«Чертенок» был адским дебютом Хелле Карис, которая позже сняла разнузданную картину «Серебряная пряжа Каролины» (1984) и снова мрачную страшную готику «Дикие лебеди» (1987).
Это довольно жесткий этно-хоррор, да еще и хоррор из серии про семью мутантов, экранизация рассказа Оскара Лутса. Причем первые 45 минут страшнее, чем последние полчаса, видимо, автор маскировал от худсоветов, что фильм по сути ужастик. Кстати, и добавка в виде песенок была отвлекающим маневром, это никакой не мюзикл, микропесенки меру условности сильно не меняют и не успокаивают.
Мрачнак с первых кадров: огромный черный ворон высматривает добычу, пикирует на сидящего в траве птенца, рядом с которым стоят детишки. Под музыку как из триллера, смиксованную с эстонской народной песней (сочетание жесткое, как раз под этно-хоррор). «Костя, мне страшно!» – вскрикивает девочка. И это только пролог...
Далее кроваво-красная земляника, не сулящая ничего хорошего, и постепенно сгущающийся мрак, вороны, бу-эффект с совой...
Брат с сестрой собирают землянику в лесу и не замечают, как наступает ночь. В темноте приходит чертиха и утаскивает их в свое логово, где живет семейка чертей, которой не так далеко до «У холмов есть глаза». Сцена, где мутанты ужинают кроликом и лягушками (блюда без готовки, мягко говоря) как раз из этой серии, детки точно свернули не туда.
На атмосферу ужастика кроме всего прочего работают ручная камера, короткий фокус, крики, резкие звуки, искажение изображения, психоделические сны, клиффхэнгеры, закатывание картинки в красный монохром как в джалло Дарио Ардженто, суровая свинья, да еще есть черный козел, почти как в «Ведьме».
Также много спецэффектов. В колдовстве местами используется кукольная анимация, элементы акробатики, довольно суровый грим, обратная киносъемка (просто прием тут очень в тему).
Чертенок ведет себя не как милый мальчик, а как дитя Сатаны с погремушками из черепов. Мистические испытания, которые старая Чертиха устраивает пацану, тоже тревожат... Набор выразительных средств богатый, режиссер явно хотела успеть побольше за отпущенное время.
Брата и сестру ждет печальная участь, но им удается сбежать. Да еще за ними увязался чертенок (такое бывает в хоррорах про племена мутантов).
Дальше не так страшно, фильм переходит на попытки Чертенка прижиться среди людей, хотя некоторые выходки рогатого пацана вызывают оторопь, как и жесткие нравы деревенских деток. В основном Карис в ужастике отовралась по полной на первых двух третях фильма. Но и этого было достаточно, чтобы омрачить несколько дней моего беззаботного детства.
Кстати, я долгое время не думал, что это советский ужастик, так как в детстве мне показалось, что он снят не в Эстонии, а в ГДР. Позже продолжу вспоминать фильмы 80-х, после которых было трудно засыпать.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!