Найти тему
Морская коллекция

Русские паруса Токугавы. Наследники «Дианы»

Рисунок серийного корабля в стиле Кимизава «Мифунэ в стиле Кимидзава» ( Коллекция Мацудайра библиотеки префектуры Фукуи )
Рисунок серийного корабля в стиле Кимизава «Мифунэ в стиле Кимидзава» ( Коллекция Мацудайра библиотеки префектуры Фукуи )

К середине 19-го века японцам стало все труднее уворачиваться от настойчивых предложений дружбы и торговли. Предложения поступали все чаще и чем дальше, тем более вооруженные корабли их привозили, тем требовательней становились просители. Корабли приходили и с севера (от Российской империи) и с других сторон (от США, Англии и Франции). Слишком удобно располагались Японские острова, слишком хорошие варианты по базированию и снабжению они могли обеспечить. Пример Китая, который открыли против его воли, был слишком нагляден. Тем не менее условно западный и, соответственно, северный подходы довольно сильно различались. Споры на эту тему возникают в комментариях регулярно и можно на конкретном историческом материале сравнить два мира и двух шапиро.

Западный метод был зафиксирован здесь:

На очереди север. Первая задокументированная встреча японцев и русских произошла в 1701 году, Камчатская экспедиция Владимира Атласова спасла после кораблекрушения японца Дэмбэя. В 1739 году русские корабли побывали на берегах провинций Рикудзэн и Ава, по серебряным монетам, которыми русские расплачивались с аборигенами, бакуфу от голландцев узнало о стране Оросия. Русские активно осваивали тихоокеанские берега, японцы потихоньку заселялись на Хоккайдо, Курилы и Сахалин. Отношения были в целом дружелюбными, потерпевшим кораблекрушения помогали и там и там. В 1792 года при возврате японского экипажа судна «Синсё-мару» состоялся первый официальный контакт между государствами во время экспедиции поручика Адама Лаксмана.

Идиллию разрушил известный нам по рок-опере Николай Резанов. Во время своего путешествия в 1804 году он попытался "открыть Японию". Полгода Резанов жил в предоставленных люкс-апартаментах на полном обеспечении японского императора. Но, потянув время, японские чиновники отказались и принять посольство и наладить торговлю. Резанов обиделся и не нашел ничего лучше, чем принудить Японию силой. Он поручил лейтенанту Н. Хвостову и мичману Г. Давыдову уничтожить японские фактории на Курильских островах и Сахалине. В 1806—1807 годах добросовестные исполнители разорили японские фактории на Сахалине и острове Итуруп, а также сожгли четыре японских судна и уничтожили сторожевой пост на острове Рисири, а пленных японцев с ультиматумом отправили к сёгуну.

Японцы в ответ укрепили оборону Хоккайдо и южных Курил. А в 1811 году на Кунашире местные японские власти захватили командира шлюпа «Диана» В.М. Головнина со спутниками.

Японский свиток, изображающий пленение Головнина и его спутников
Японский свиток, изображающий пленение Головнина и его спутников

Только в 1813 году его помощнику Петру Рикордо при помощи многоступенчатой спецоперации с захватом в качестве заложников экипажа японского судна «Кандзе Мару » и активной помощи капитана этого судна Такадайи Кахеи удалось освободить Головнина с товарищами.

Диана (шлюп)
Диана (шлюп)
шлюп «Диана»
шлюп «Диана»
шлюп «Диана»
шлюп «Диана»
шлюп "Диана"
шлюп "Диана"
шлюп "Диана"
шлюп "Диана"

 "Диана" обстреливает сяну на Кунашире. 1811
"Диана" обстреливает сяну на Кунашире. 1811
Шлюп.  "Диана" Мидель-шпангоут
Шлюп. "Диана" Мидель-шпангоут

Парусный шлюп «Диана». Перестроен в 1807 году корабельными мастерами И. В. Курепановым и А. И. Мелеховым из транспорта для перевозки леса, построенного в 1805 году на Олонецкой корабельной верфи в Лодейном Поле на реке Свирь. С конца 1813 года-блокшив в Петропавловской гавани.

Водоизмещение 300 тонн, длина 27,7 м, ширина по миделю 7,6 м.
Парусное вооружение — трёхмачтовое полное с прямыми парусами.
Артиллерийское вооружение — 14 шестифунтовых пушек, 4 восьмифунтовых карронад, 4 трёхфунтовых фальконета.

Памятник в честь японо-российской дружбы (г. Хакодате). Он был возведен  потомками Головина, Рикордо и Кахеи Такаядаи  в 1999 году .
Памятник в честь японо-российской дружбы (г. Хакодате). Он был возведен потомками Головина, Рикордо и Кахеи Такаядаи в 1999 году .

10 августа 1853 года в Нагасаки прибыл русский фрегат «Паллада» с дипломатической миссией вице-адмирала Е. В. Путятина. Японцы приняли русских радушно, но с заключением торгового трактата откровенно тянули время. Путятин решил, что пока японцы думают, он успеет посетить Манилу и Корею.

-11
-12

Парусный фрегат «Паллада». Корабль 5 ранга. Охтенское адмиралтейство, Санкт-Петербург. Автор корабельного чертежа В. Ф. Стоке. Строительство начато 2 ноября 1831 года. Спущен на воду 1 сентября 1832 года. Введён в эксплуатацию Август 1833 года. Затоплен в январе 1856 года ввиду небоеспособности в Амурском лимане

Длина по верхней палубе 52,73 м. Ширина по мидельшпангоуту 13,31 м. Высота 4,0 м (высота борта). Осадка 7,01 м (кормой), 5,07 м носом). Глубина интрюма 4,27 м. Паруса. Вооружение 52 орудия.
Адмирал Путятин глазами японцев (1853 год)
Адмирал Путятин глазами японцев (1853 год)
Путятин на переговорах в Нагасаки, японский рисунок 1853 года
Путятин на переговорах в Нагасаки, японский рисунок 1853 года

Когда 21 октября 1854 года ( 30 августа 1854 года) адмирал Ефим Путятин, теперь на фрегате «Диана» (1853), вернулся в Японию за ответом, Япония уже была открыта коммодором Перри, первое торговое соглашение было заключено. Начался период Бакумацу после 200-летней изоляции страны. Сёгунат согласился на переговоры с русскими о заключении русско-японского договора о мире и дружбе, назначил представителем Сеймона Кавадзи. Переговоры шли в Идзу и Симода, но позиция сёгуната была жесткой. В результате Симодский договор все-таки был заключен 7 февраля 1855 года.

Парусный фрегат «Диана»
Парусный фрегат «Диана»
Парусный фрегат «Диана»
Парусный фрегат «Диана»
Парусный фрегат «Диана»
Парусный фрегат «Диана»

Парусный фрегат «Диана». Корабль 5 ранга. Соломбальская верфь, Архангельск. Строительство начато 21 мая 1851. Спущен на воду 19 мая 1852. Введён в эксплуатацию июль 1852. Выведен из состава флота, потерпел крушение в декабре 1854 года.

Водоизмещение предположительно 2200 тонн. Длина по верхней палубе 52,8 м. Ширина по мидельшпангоуту 13,6 м. Высота борта 4,0 м. Осадка 7,0 м (кормой), 5,0 м (носом). Паруса. Экипаж 486 человек. Вооружение-52 орудия

Залив Симода.1856 год
Залив Симода.1856 год

Через несколько дней после начала переговоров в Идзу, 23 декабря произошло сильное землетрясение в 8,4 балла (Ансэй Токайское землетрясение). Русские спасли многих японцев, которых смыло цунами, но «Диана» получила множество повреждений и не могла выйти в море. Кавадзи разрешил фрегату ремонт в деревне Тода, но по дороге «Диана» попала в шторм, села на мель и затонула 17 января 1855 года. Вопреки приказу сёгуна, запрещавшему контакты с русскими, жители деревни Миядзима (ныне город Фудзи ) спасли с потерпевшего кораблекрушение корабля многих русских моряков.

Из двух якорей фрегата один был поднят в 1954 году и выставлен в Местном музее судостроения Тода города Нумадзу вместе с другими экспонатами. Второй был поднят в 1976 году и выставлен вместе со статуей Путятина в парке Sanshikenya Ryokudo в Gokanjima города Фудзи.

До 1970-х годов было подготовлено несколько планов по подъему фрегата «Диана», но они так и не были реализованы из-за большого количества ила на месте затопления.

Картина Валерия Шиляева "Гибель фрегата Диана
Картина Валерия Шиляева "Гибель фрегата Диана

Тонущий фрегат Диана
Тонущий фрегат Диана
Якорь Дианы и статуя адмирала Путятина в парке Sanshikenya Ryokudo в Gokanjima города Фудзи
Якорь Дианы и статуя адмирала Путятина в парке Sanshikenya Ryokudo в Gokanjima города Фудзи

-22
второй якорь в Местном музее судостроения Тода города Нумадзу
второй якорь в Местном музее судостроения Тода города Нумадзу

Кавадзи решил, что русским проще будет построить новое судно вместо затонувшего фрегата, чтобы вернуться в Россию. 24 января 1855 года было получено согласие сёгуната. Плотника Какити Оаки из деревни Тода попросили помочь русским в строительстве. Постепенно русские и жители деревни, которые помогали с постройкой, подружились.

Корабль построили довольно быстро, Путятин назвал его «Хеда»(ヘダ号)в честь бухты, где он был построен, в знак уважения и благодарности к жителям села Тода, которые помогали русским во всем. Проект был создан членами экипажа Александром Колокольцовым ( впоследствии генерал- лейтенантом ) и Александром Можайским (впоследствии контр-адмирал, изобретатель первого в России и одного из первых в мире самолётов).

Основой для проекта стала шхуна, построенная как яхта для командующего Кронштадтским военно- морским портом Фабиана Готлиба фон Беллинсгаузена. Чертежи ее были опубликованы в « Морском сборнике » ( выпуск за январь 1849 год), который был в библиотеке «Дианы». Яхта имела вместимость 75 брт, длину 21,0 м, ширину 6,4 м.

Японцы обеспечивали материалы и рабочую силу в виде 300 плотников, с их стороны руководили процессом Сеймон Кавадзи и губернатор Нираямы Хидетацу Эгава. Несмотря на отсутствие у японцев опыта западного судостроения, дело спорилось. Японские плотники умело управлялись с деревом, но с изготовлением болтов и других металлических деталей возникли проблемы. Сложности были и с изготовлением руля, японцы его чуть не испортили. При этом русские высоко оценили удобство некоторых японских столярных инструментов, например Сумицубо, чернильницы для разметки деревянных элементов.

Построили стапель, заложили корпус, 14 марта спустили корабль на воду. Стоимость строительства составила 3100-4000 рё без учета работ.

Картина, изображающая церемонию спуска на воду «Хеды» . Размеры корпуса весьма условны
Картина, изображающая церемонию спуска на воду «Хеды» . Размеры корпуса весьма условны

2 мая (20 апреля по русскому календарю) судно вышло из Тоды в свое первое плавание. На борту было 48 человек (шесть офицеров, два юнкера и сорок матросов), включая Путятина. 21 мая (9 мая ) оно зашла в Петропавловск на Камчатке, а 20 июня (8 июня ), прибыло в Николаевск и присоединилось к эскадре. В дороге шхуна едва разминулась с британскими кораблями (шла Крымская война). Небольшая «Хеда» не смогла вместить весь экипаж фрегата и остальные добирались домой на иностранных торговых судах.

После войны российское правительство решило подарить шхуну Японии в благодарность за доброе отношение к экипажу «Дианы» и в честь заключения русско-японского договора. В ноябре 1856 года (11 октября 1856 года) полковник Константин Посьет передал судно сёгунату. С другой стороны, согласно воспоминаниям Таунсенда Харриса, американского посланника в Японии, передана была копия «Хеда» , построенная в Николаевске.

Чертеж первого корабля типа "Кимидзава" "Хэда". Нарисован русскими  , с изображением Андреевским флагом .
Чертеж первого корабля типа "Кимидзава" "Хэда". Нарисован русскими , с изображением Андреевским флагом .

« Хэда » стала прототипом для целой серии японских парусников в европейском стиле, получившей название Кимисавагата ( Kimisawa-gata, Кунтакугата). По парусному вооружению это двухмачтовая шхуна с вертикальными парусами. Название серии произошло от округа Кимидзава, где расположена деревня Тэда, невольно ставшая центром местного судостроения. Название «Кимидзава-гата»(君沢形) стало даже нарицательным не только для кораблей данного типа, но и для всех шхун сразу.

«Хэда» имела общую длину 81 сяку 1 сун (24,6 м), длину палубы 12 кэн (21,8 м), ширину 23 сяку 2 сун (7,0 м), осадку 9 сяку 9 сун (3,0 м). ), и водоизмещение 87,52 или даже 100 тонн. «Кимидзава-гата» отличались незначительно, имели длину 12 кэн 3 сяку (22,7 м), ширину 3 кэн 2 сяку (6,1 м) и глубину 8 сяку 5 сан (2,6 м).

Корпус Heda был изготовлен из древесины сосны и камфорного дерева, днище оббито медными листами для предотвращения биологического обрастания, металлические детали над ватерлинией были сделаны из меди, а остальные - из железа. Парусина в Японии была редкостью, поэтому было всего три паруса, треугольный парус на носу и по одному гафельному парусу на каждой мачте, а запасных парусов не было. Кроме того судно имело шестью весел японского типа, что обеспечивало скорость 3,5 узла. Вооружения на «Хеде» не было, но было место для восьми орудий.

В ходе строительства японские мастеровые и чиновники жадно перенимали европейские технологии судостроения. Каждый из них вел свои записи того, что удавалось узнать, с размерами и деталями оснащения. Японцев также поразила скорость работ по европейскому образцу. С разрешения сёгуна домены Сага и Мито прислали специалистов перенимать опыт.

Один из кораблей Кимидзавагата
Один из кораблей Кимидзавагата

Уже во время постройки «Хэда» сёгун распорядился построить еще одно судно по этому образцу, потом еще одно, потом еще два и еще три. Всего в Тода было построено к январю 1856 года шесть таких судов. Еще четыре построили на верфи Исикавадзима. 29 мая 1856 года шхуны типа «Хэда» (с некоторыми изменениями) стали именоваться «Кимидзава-гата». Серийные корабли класса Kimizawa были оснащены 8 пушками и использовались для учений по стрельбе.

Однако, по словам первого лорда флота Кайсю Катсу (1823-1899) и Соун Куримото именно Kimisawa-kata сыграли очень важную роль во внедрении в Японии судостроительных технологий западного образца. По словам Катсу и других, попытки строительства кораблей в западном стиле, таких как « Хо-о- мару », до появления типа Кимидзавы были лишь видимостью, а «Хэда-го» и Кимидзавы были первыми настоящими западными кораблями японского производства. Впервые в стране были применены киль и обшивка медными листами. Это послужило толчком к внедрению судостроительных технологий западного образца для японских кораблестроителей. Японцы называют «Хэда» "русским дедушкой японского флота".

Еще шесть шхун того же типа, но меньшего размера, было построено губернатором Нираямы Хидетоси Эгава ( Тародзаэмон Эгава) по приказу сёгуна. Они получили обозначение тип «Нираяма»(Нираяма-гата).

Общая длина 6 кэн (10,9 м), внутренняя ширина 8 сяку и 5 сун (2,6 м) и глубина 4 сяку и 8 сун (1,5 м), что примерно влвое меньше длины «Кимидзава». . Корпус в основном из сосны . Оснащен 16 веслами в японском стиле или 20 веслами в западном стиле в качестве вспомогательного движителя. Вооружен 24- фунтовой короткой пушкой Далайбус, небольшой корабельной гаубицей.

Благодаря уменьшению размера значительно сократился срок постройки, один корабль можно было построить за 12 дней, а стоимость снизилась до 295 рё, примерно 10 % от класса «Кимидзава». Уменьшение размеров было необходимо для использования при обороне Синагава-Дайба, где небольшие глубины.

Шесть кораблей «Нираяма» были построены примерно с января 1856 года до 1857 года. 4-й и 5-й корабли были построены в Симоде . Строительством занимались корабелы, имеющие опыт работы на Кимидзава Ката. После ввода в строй они использовались в качестве учебных и патрульных кораблей, в качестве канонерской лодки для сил Синагава Дайба, защищавшего Токийский залив .

Даже первый паровой военный корабль Японии Тиёдагата «Чиодагата» (千代田形」).(третий пароход , построенный в Японии после Унгё Мару княжества Сацума и Рёфу Мару княжества Сага) 1866 года был по конструкции шхуной, напоминающей «Кимисава-гата», многие из строителей этой канонерки набирались опыта с «Кимисава-гата».

Благодаря российскому прототипу, шхуны активно внедрялись на каботажные перевозки Японии, способность идти против ветра, хорошая управляемость небольшим экипажем стали решающим преимуществом. В эпохи Мейдзи и Тайсё большинство перевозок внутри Японии производилось на таких судах. Кроме того возникли смешанные варианты, когда парусное вооружение шхуны устанавливалось на традиционные японские джонки.

В Японии корабли типа «Кимидзава» в основном использовались в качестве учебных и транспортных кораблей военно-морского флота сёгуната Токугава. Названия кораблей давались по порядку номеров: «Кимидзава-ката Ичибан» и «Кимидзава-ката Нибан». Из них «Кимидзава Ката Итибан» - это подаренный русскими «Хэда» (или его копия, если верить американцу). Шесть кораблей, построенных в Тода, были отправлены в Синагаву примерно в январе 1856 года. Примерно в августе 1856 года по два корабля были переданы в княжества Тёсю и Айдзу. Скорее всего 12 кораблей, в том числе тип «Нираяма», использовались в качестве канонерских лодок береговой обороны Синагава Дайба для защиты Токийского залива.

Kimisawagata по предложению Джона Манджиро пытались использовать в качестве китобойного судна. «Кимидзава Ката Ичибан» под командованием Мандзиро вышел из Синагавы в апреле 1859 года к островам Огасавара, но был поврежден штормом и вернулся.

Есть сведения, что «Кимидзава Ката Итибан» позже использовался в битве при Хакодате .

В 1872 году, во время визита Японию великого князя Алексея Александровича ( сына Александра II ), его сопровождал генерал-лейтенант Константин Посьет, бывший офицер «Дианы». Посьет, обнаружив при посещении порта знакомый корабль, пытался просить у японцев о сохранении "дедушки японского флота", но корабль не сохранился и судьба его неизвестна.

В общей сложности известно о 16 кораблях, построенных по образцу «Хэда» для флота Токугава:

Тип «Кимидзава»Kimisawagata (君沢形) (1856)- 6 штук

Водоизмещение - 100 т. Размеры - 22,7 * 6,1 * 2,6 м. Вооружение - возможна установка  8 орудий. Экипаж 35 чел.

Тип «Нираяма» Нираямагата (韮山型)( 1857)- 6 штук.

Водоизмещение 30 т. Размеры - 10,9 * 2,6 * 1,5 м. Вооружение - 1 24 фунт. орудие

3 Тип «Тоёшима»Тойосимагата (豊島形)(1857)- 4 штуки.

Водоизмещение 500 т. Размеры - 36,4 * 7,6 * 6,4 м. Вооружение - ? орудий Экипаж 18 чел.

.

Heishin Maru. Рисунок, записанный в копиях производственных данных Хэйсацумару ( архив префектуры Ямагути ). Он несет флаг Хиномару , который является общим для японских кораблей, и флаг фамильного герба Моури , «три звезды в одном знаке» , который указывает на корабль домена Тёсю .
Heishin Maru. Рисунок, записанный в копиях производственных данных Хэйсацумару ( архив префектуры Ямагути ). Он несет флаг Хиномару , который является общим для японских кораблей, и флаг фамильного герба Моури , «три звезды в одном знаке» , который указывает на корабль домена Тёсю .

Специалисты, работавшие в деревне Тода на постройке первой японской шхуны унесли полученный опыт с собой. В княжестве Тёсю Дензо Такасаки и Коэмон Озаки построили в Хаги военную шхуну «Хейсинмару» по мотивам «Кимисава».Корабль был спущен на воду в январе 1857 года и назван в честь китайского зодиака.

Heishatsu Maru при общей длине 25 м и водоизмещении 47 тонн он классифицируется как двухмачтовая шхуна с вертикальными парусами. Корпус деревянный. На каждом борту в носовой части устанавливалось по одной пушке.

Верфь Эбисугахана была временно закрыта в сентябре 1857 года, но в 1858 году открыта вновь для постройки Масаносукэ Суфу более крупного парусного военного корабля «Косин Мару» (завершен в 1860 году) .

Heishatsu Maru стал первым военным кораблем западного типа в княжестве Тёсю, он эксплуатировался как учебное судно и транспортное судно в Осаке . В 1860 году с Годзо Матсима в качестве капитана он совершил океанское плавание в Эдо, и на его борту был заключен секретный договор с княжеством Мито по свержению сёгуната.

«Хейсин Мару» не был мощным военным кораблем, но он участвовал во Второй экспедиции Тёсю и войне Босин.

Японская шхуна " Айя Мару", захваченная русским броненосным крейсером " Россия " во время русско-японской войны , 26 апреля 1905 г.
Японская шхуна " Айя Мару", захваченная русским броненосным крейсером " Россия " во время русско-японской войны , 26 апреля 1905 г.

Сегодня макет русской шхуны стоит в местном музее на берегу бухты Хеде.

Европейский вариант судостроения оказался гораздо слабее распространен в парусном флоте Японии. В Урага построили Хоо Мару (鳳凰丸), княжество Мито построило Асахи-мару (旭日丸), княжество Сацума построило Шохей-Мару (昇平丸) и Хоузуи-Мару (鳳瑞丸), а Сага свой вариант. Магистрату Хакодате также было поручено построить «Кимидзава-гата», но у местных был свой проект, по которому построили двухмачтовую шхуну западного типа « Хакодате Мару » (3 единицы).

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам