Найти тему
Морская коллекция

Испанские паруса Токугавы. «Сан-Хуан Баутиста»

Оглавление

Копия построенного японцами галеона 1613 года Сан-Хуан-Баутиста в Исиномаки
Копия построенного японцами галеона 1613 года Сан-Хуан-Баутиста в Исиномаки

Долгий день напролет
Поет – и не напоется
Жаворонок весной.
Басё (1644–1694)

Японцы географически, исторически, ментально одна из самых морских наций планеты. Практически копия англичан. Морем предки японцев попали с континента на свои острова, морем они кормились, причем не только его дарами. Корейское, китайское, вьетнамское, филиппинское, индонезийское и даже сиамское побережье помнят набеги японских пиратов-воку. В 16-м веке японцы уже имели мощный военный флот со стандартизованными кораблями разных классов. Появление европейцев (первыми были португальцы, за ними появились испанцы) только обогатило японское кораблестроение.

«Нихон-мару», флагман японского флота ведет бой с кораблем-черепахой при Ангольпхо, 1592 г.
«Нихон-мару», флагман японского флота ведет бой с кораблем-черепахой при Ангольпхо, 1592 г.
Банда пиратов-ваков высаживается на побережье Кореи, 1380 г
Банда пиратов-ваков высаживается на побережье Кореи, 1380 г

Объединение Японии под властью сёгунов клана Токугава (эпоха Эдо) поставило перед ними вопрос о развитии страны и взаимоотношениях с окружающим миром. Первоначально японцы сделали ставку на активное знакомство и сотрудничество с европейцами.

 Датэ Масамунэ (1567-1636)
Датэ Масамунэ (1567-1636)
Себастьян Вискаино (1551-1615)
Себастьян Вискаино (1551-1615)
Луис Сотеро (1574-1624) Миссионер из Севильи, Испания.
Луис Сотеро (1574-1624) Миссионер из Севильи, Испания.
Даймё со свитой
Даймё со свитой

В 1611 году на Японию обрушилось сильнейшее землетрясение. Для скорейшего восстановления княжества Сендай даймё решил сделать упор на внешнюю торговлю. Примерно в 1611 году клан Сендай договорился с испанцем Себастьяном Вискаино (испанский посланник в Японии) о постройке корабля по европейскому образцу. Датэ Масамунэ, дайме Сендая планировал отправить на нем в Испанию делегацию для заключения соглашения о торговле между Японией и испанскими колониями в Америке в обмен на принятие японцами христианства. Другой версией является поиск Масамунэ союзников в Европе для свержения клана Токугава.

Масамунэ брал на себя расходы по строительству, снаряжению корабля и выплате жалованья матросам. Вискаино должен был стать капитаном и кроме того получал право на загрузку товаров для торговли.

С японской стороны стройкой руководили Ёрисигэ Акиу (Гёбу) и Тикааки Каватода (Нюиден), в строительстве корабля участвовало 800 плотников , 700 кузнецов и 3000 разных рабочих. На всё ушло 45 дней. Новый корабль, галеон испанского типа, Вискаино назвал «Сан-Хуан Баутиста» («Святой Иоанн Креститель»), в документах княжества Сендай он упоминается просто как Курофунэ (Большой черный корабль).

японские торговцы
японские торговцы
Самураи из свиты Цуненага
Самураи из свиты Цуненага

Миссия покинула Японию в октябре 1613 года (18 сентября Кэйчо), на борту были испанский миссионер Луис Сотеро, вассал Масамунэ Цуненага Хасекура и сопровождавшая его миссия (всего 12 человек от даймё и еще 10 от сёгуната), а также около 40 торговцев и более 180 членов экипажа. Первой целью корабля стала Новая Испания, 25 декабря (16 декабря 18 года Кэйчо) корабль прибыл в Акапулько в Мексике. Здесь крестились 78 японцев, 40 из них отправились сопровождать Цунэнагу в Европу.

Портрет Цунэнага Хасэкура. Собрание Сендайского городского музея
Портрет Цунэнага Хасэкура. Собрание Сендайского городского музея
Хасекура Цуненага (1571-1621)
Хасекура Цуненага (1571-1621)

Сан-Хуан Баутиста  и  Цуненага Хасекура в Риме, 1617 год; картина Клода Деруэ, изображающая флаг Хасекуры (оранжевый флаг с красной свастикой ) на кончике паруса галеона.
Сан-Хуан Баутиста и Цуненага Хасекура в Риме, 1617 год; картина Клода Деруэ, изображающая флаг Хасекуры (оранжевый флаг с красной свастикой ) на кончике паруса галеона.
Путешествие Цуненага Хасекура
Путешествие Цуненага Хасекура
Японский корабль  в заливе Акапулько в книге, изданной в Испании в 1632 году (корабль D на рисунке), Считается, что это «Сан-Хуан Баутиста», стоявший на якоре в 1614–1615 годах.
Японский корабль в заливе Акапулько в книге, изданной в Испании в 1632 году (корабль D на рисунке), Считается, что это «Сан-Хуан Баутиста», стоявший на якоре в 1614–1615 годах.

 Фамильный герб рода Хасекура, изображенный на свидетельстве о гражданстве города Рима.
Фамильный герб рода Хасекура, изображенный на свидетельстве о гражданстве города Рима.

Испанцы были не очень рады прибытию японцев, они могли нарушить крайне важные торговые связи между Филиппинами и Новой Испанией (манильские галеоны). Корабль был интернирован и возвращен по настоятельной просьбе японцев. Но корабль перегонял испанский экипаж, которому под страхом смерти было приказано непременно вернуться. В апреле 1615 года галеон с делегацией монахов-францисканцев отправился на Лусон Северным экваториальным течением, которым пользовались манильские галеоны, затем его перегнали в Урагу (Япония).

Японская делегация тем временем продолжила путь по суше-на атлантическое побережье, откуда из Веракруса была доставлена в Испанию. Цуненага имел аудиенцию у короля Филиппа III, а затем уехал в Рим, чтобы получить аудиенцию у Папы Павла V. Цуненага получил римское гражданство и вошел в состав римской знати, но, хотя папа согласился послать миссионеров, торговля оставалась правом только короля Испании.

Хасэкура Цуненага на аудиенции у Папы. Сан-Хуан Баутиста изображен слева.
Хасэкура Цуненага на аудиенции у Папы. Сан-Хуан Баутиста изображен слева.

30 сентября 1616 года (20 июня 1616 года) по просьбе Луиса Сотеро галеон совершил второй рейс в Америку. На его борту находились 10 испанцев, Ёсихиса Ёкосава из клана Сендай, отец Каталина и 200 японцев. Около 100 человек погибло при шторме. 23 февраля 1617 года (18 января 1617 года) галеон прибыл в Лос-Молинез, штат Калифорния, откуда направился в Акапулько.

На обратном пути «Сан-Хуан Баутиста» забрал вернувшихся из Европы Сотелло и Хасекура, а также подбросил до Манилы нового генерал-губернатора Филиппин Алонсо Фахардо. В Маниле делегация провела около двух лет и вернулась в Нагасаки на другом корабле. 20 сентября 1620 года (24 августа 1620 года) впервые за семь лет они вернулся в Сендай. Судьба корабля точно неизвестна, по некоторым данным его продали в Маниле испанскоподданному.

К этому времени японская политика кардинально изменилась в сторону самоизоляции. Отношение к христианству и миссионерам стало полностью негативным. Хасэкура Цунэнага умер от болезни вскоре после возвращения в Японию, а Сотеро был казнен (сожжен на костре) за попытку незаконно проникнуть в княжество Сацума.

В 1993 году на судостроительной верфи Мураками в префектуре Мияги была спущена на воду реплика легендарного корабля. Стоимость составила около 1,7 млрд иен. 10 августа 1996 года на нем открылся в Ватанохе города Исиномаки тематический парк под названием Музей кораблей миссии Кэйчо префектуры Мияги. Из-за повреждений, вызванных землетрясениями 2011 и 2017 годов корпус пришел в негодность и в конце 2021 года был начат демонтаж судна. Замену в виде судна с корпусом из стеклопластика и размерами в 4 раза меньше планируется ввести в строй в 2024 году.

-17

22 мая 1993 г. Церемония спуска на воду Первый шаг в открытое море
22 мая 1993 г. Церемония спуска на воду Первый шаг в открытое море

-19
-20
-21
восстановленные чертежи корабля
восстановленные чертежи корабля

«Сан-Хуан Баутиста», Япония, 1611год.

Длина между перпендикулярами (длина 18) 34,28 м, полная длина 55,35 м, длина корпуса 47,10 м, осадка около 3,80 м, высота 48,80 м, длина киля
26,06 м. Длина грот-мачты (3 сяку между 16 мачтами) 32,43 м, максимальная ширина 11,25 м, Фок-мачта (высокая 14 1 сяку 5 солнц)28,05 м. Ширина 10,91 м. Бизань- мачта (Яхобасира 9 1 сяку 5 сан) 18,19 м. Глубина 4,55 м

Каюта
Каюта
колокол
колокол

сцена на корабле в комнате  Луиса Сотелло
сцена на корабле в комнате Луиса Сотелло
место штурмана
место штурмана
камбуз
камбуз
ворот-подъемник
ворот-подъемник
пушка
пушка
Обед:сушеный рис, сушеная рыба и соленые огурцы
Обед:сушеный рис, сушеная рыба и соленые огурцы
Испанец учит японца шить паруса
Испанец учит японца шить паруса
трюм
трюм
носовая фигура«Аун но Рю»по образцу дракона Аун в музее Канрантей Мацусима.
носовая фигура«Аун но Рю»по образцу дракона Аун в музее Канрантей Мацусима.
герб семьи Датэ, Куёмон.
герб семьи Датэ, Куёмон.

«Сан-Хуан Баутиста» был не единственным испанским кораблем, построенным в Японии.

30 сентября 1609 года у побережья деревни Ивавада, район Исуми , провинция Казуса, сел на мель испанский галеон «Сан-Франциско», один из манильских галеонов, перевозивший серебро, керамику и пчелиный воск между Филиппинами и Новой Испанией. На борту было 373 человека, включая Родриго де Виверо ( Дон Родриго), возвращавшегося в Америку бывшего губернатора Филиппин. 56 человек погибли в катастрофе, но остальные 317 человек были доброжелательно приняты жителями, щедро поделившимися одеждой и едой. Дон Родриго и знатные испанцы были приняты хозяином местного замка, а затем и сёгуном.

Советник Иэясу Токугава Анджин Миура (в девичестве британскоподданный Уильям Адамс) с разрешения сёгуна построил для пострадавших 120-тонный галеон, который получил имя «Сан-Буэна-Вентура» (San Buena Ventura). 1 августа 1610 года испанцы на нем покинули порт Ураги и 27 октября прибыли в Акапулько Вместе с испанцами в Америку прибыли 23 японца.

Галеон впоследствии использовался на стандартном маршруте между Манилой и Акапулько.

Кстати, упомянутый в начале Себастьян Вискайно прибыл в Японию на новом корабле «Сан-Франциско» в 1611 году, чтобы поблагодарить за помощь испанским морякам после крушения. Подаренные Иэясу королем Испании Филиппом III часы до сих пор хранятся в Храме Кунозан Тосёгу.

Однако, если копнуть еще чуть глубже, то окажется, что Анджин Миура (Уильям Адамс) еще ранее построил в Эдо первый в Японии судостроительный док, в 1604 году закончил строительство 80-тонного, а в 1607 году 120-тонного парусника европейского образца.

И да, именно этот реальный исторический персонаж стал прототипом героя романа Джеймса Клавелла, а затем сериала «Сёгун» 1980 года.

-35

Карта Японии, сделанная издателем карт в Лейдене, Голландия, в 1705 году,
Карта Японии, сделанная издателем карт в Лейдене, Голландия, в 1705 году,

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам