250 лет назад на месте нынешней Площади Революции было небольшое озеро с лесной поляной вокруг. К началу 19-го века , с ростом города, озеро засыпали, на поляне расположился главный городской базар, а вокруг начали расти деревянные домики. В конце 1840-х площадь приобрела нынешнюю квадратную форму – по 180 шагов вдоль и поперек, в центре лавки и навесы образовали гостиный двор.
После пожара 1851-го года, уничтожившего базарные постройки, городские власти решили решили торговлю перенести за городскую черту – в район будущего Троицкого рынка, обгорелую грязную площадь расчистить, замостить камнем, и, уложив тротуары с установкой керосиновых фонарей, превратить в парадный подъезд с Волги. Назвать площадь решено было Алексеевской в честь митрополита Алексия - покровителя города.
В это же время угловое усадебное место на пересечении Алексеевской площади с улицей Дворянской было приобретено купеческим семейством Бахаревых. Что касается основателя самарской династии Алексея Андреяновича Бахарева , известен год его рождения – 1797-ой, и факт причисления к Самарскому 3-ей гильдии купечеству Указом Симбирской казенной палаты от 11 декабря 1842-го года «за №8814». Его сын Иван Алексеевич – первый владелец усадьбы на Алексеевской площади – семейный статус повысил и с 1872-го года числился уже во второй гильдии.
В истории Самары отметился тем, что при пожаре, случившемся в 1877-м году в женском епархиальном училище, на своей лошади привез собственный пожарный насос и смог потушить пожар в училищной церкви – за что был удостоен благословения Святейшего Синода. Еще известно, что Бахаревы в 1895-м году породнились с кланом Челышевых – внук Ивана Алексеевича Алексей женился на семнадцатилетней Анне Дмитриевне Челышевой - сестре будущее «главного трезвенника» России, и вскоре после женитьбы затеял перестройку "родового гнезда"
Семейной усадьба изначально была застроена довольно необычно. Адрес Дворянская (сейчас Куйбышева), 71 имели сразу три выходящих на улицу и площадь строения.
Первым было построено в 1857-м году по «образцовому проекту» двухэтажное каменное со скругленным углом здание, выходящее на перекресток, с лавками на первом этаже и девятью комнатами на втором. Реконструкция по проекту А. Щербачева началась с него же - дом дополнился парадным входом с угла, украсился «брамантовыми» окнами на втором этаже, подоконным поясом с рельефными прямоугольными нишами, массивным венчающим карнизом на фигурных кронштейнах и приобрел вполне «неоренессансный» вид.
На месте одноэтажных каменных лавок со стороны площади Революции, в 1888-м году надстроенных антресолями, Алексей Петрович выстроил трехэтажный особняк, главный фасад которого решен в стиле «модерн»
По крайней левой оси фасада расположен высокий ризалит с аттиковой стенкой эллиптического очертания и фигурными парапетными столбиками. Над проездной аркой ризалит оформлен вертикальной лоджией с балконами с ажурными коваными ограждениями. Во втором ризалите по четвертой оси здания расположен парадный вход с люкарной, над ним - вертикальный проем витража с лучковой перемычкой, освещающий парадную лестницу. Помещения первого тажа сдавались в аренду, второй и третий занимали хозяева. Сведений об авторе не имеется, зато имеется некоторое сходство с последним и "главным" строением усадьбы
Третье составляющее ансамбль и ставшее его доминантой здание – со стороны улицы Куйбышева – до 1874-го года так же представляло собой «каменную лавку о двух растворах». В июле 1899-го года была надстроена вторым этажом и арендована Духовной консисторией под типографию. А еще через год здание снова "подросло" - теперь уже до трех этажей и реконструировалось в стилистике скандинавского модерна по проекту ученика Щербачева - Георгия Мошкова. Первый этаж, сохранивший торговое назначение, получил огромные окна-витрины от пола до потолка, наверху разместились жилые квартиры арендаторов.
Асимметрия композиции достигается за счет фланкирующих фасад эркеров – правый имеет полуциркульное завершение, левый увенчан высоким остроконечным щипцом с изысканными вогнутыми очертаниями скатов покрытия.
Оконные проемы эркеров вместе с выходами на балкон образуют характерные для модерна окна-трифории, трехчастное слуховое окно в тимпане щипца левого эркера имеет полуциркульное очертание, как и широкое слуховое окно над венчающим карнизом. Центральная часть фасада акцентирована двумя гладкими лопатками и профилированными «валиком» междуэтажными поясами.
Благодаря массивным формам, отсутствию мелких деталей и возвышающемуся над квартальной застройкой фигурному щипцу «дом со шпилем» явно доминирует в угловом усадебном ансамбле, а еще – создает эффект «дежавю»!
Стоит подняться от площади Революции по улице Венцека буквально один квартал – и пред нами окажется еще один удивительно похожий, холодновато – сдержанный красавец – особняк Молчанова-Зворыкина с теми же двухэтажными массивными эркерами, тройными окнами, сочетанием щипцового и полуциркульного завершения кровли и тем же сочетанием в облике брутальности с романтизмом. Объяснений этому удивительному сходству ни краеведы, ни архитекторы пока не дали.
Дрм Бахаревых, привычно называемый «Домом со шпилем», имеет и третье название - «Дом сестер». Некоторым читателям «Хождения по мукам» именно он по описанию напоминает тот, в котором жили героини романа А. Толстого «Сестры». Хотя большинство склоняется к проживанию их в доме Бобермана на Куйбышева, 68.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете