Найти тему

В Самару! Ансамбль трех памятников на одной усадьбе, снова "северный модерн" и необъяснимое сходство с "Домом Зворыкина"

250 лет назад на месте нынешней Площади Революции было небольшое озеро с лесной поляной вокруг. К началу 19-го века , с ростом города, озеро засыпали, на поляне расположился главный городской базар, а вокруг начали расти деревянные домики. В конце 1840-х площадь приобрела нынешнюю квадратную форму – по 180 шагов вдоль и поперек, в центре лавки и навесы образовали гостиный двор.

Доминанта ансамбля площади Революции
Доминанта ансамбля площади Революции

После пожара 1851-го года, уничтожившего базарные постройки, городские власти решили решили торговлю перенести за городскую черту – в район будущего Троицкого рынка, обгорелую грязную площадь расчистить, замостить камнем, и, уложив тротуары с установкой керосиновых фонарей, превратить в парадный подъезд с Волги. Назвать площадь решено было Алексеевской в честь митрополита Алексия - покровителя города.

Иван Алексеевич Бахарев - первый владелец усадьбы на Алексеевской площади
Иван Алексеевич Бахарев - первый владелец усадьбы на Алексеевской площади

В это же время угловое усадебное место на пересечении Алексеевской площади с улицей Дворянской было приобретено купеческим семейством Бахаревых. Что касается основателя самарской династии Алексея Андреяновича Бахарева , известен год его рождения – 1797-ой, и факт причисления к Самарскому 3-ей гильдии купечеству Указом Симбирской казенной палаты от 11 декабря 1842-го года «за №8814». Его сын Иван Алексеевич – первый владелец усадьбы на Алексеевской площади – семейный статус повысил и с 1872-го года числился уже во второй гильдии.

Ансамбль бывшей усадьбы Бахаревых.
Ансамбль бывшей усадьбы Бахаревых.

В истории Самары отметился тем, что при пожаре, случившемся в 1877-м году в женском епархиальном училище, на своей лошади привез собственный пожарный насос и смог потушить пожар в училищной церкви – за что был удостоен благословения Святейшего Синода. Еще известно, что Бахаревы в 1895-м году породнились с кланом Челышевых – внук Ивана Алексеевича Алексей женился на семнадцатилетней Анне Дмитриевне Челышевой - сестре будущее «главного трезвенника» России, и вскоре после женитьбы затеял перестройку "родового гнезда"

В правом эркере "дома со шпилем" вывешены балконы с ажурными коваными ограждениями,
В правом эркере "дома со шпилем" вывешены балконы с ажурными коваными ограждениями,

Семейной усадьба изначально была застроена довольно необычно. Адрес Дворянская (сейчас Куйбышева), 71 имели сразу три выходящих на улицу и площадь строения.

Вид с площади Революции
Вид с площади Революции

Первым было построено в 1857-м году по «образцовому проекту» двухэтажное каменное со скругленным углом здание, выходящее на перекресток, с лавками на первом этаже и девятью комнатами на втором. Реконструкция по проекту А. Щербачева началась с него же - дом дополнился парадным входом с угла, украсился «брамантовыми» окнами на втором этаже, подоконным поясом с рельефными прямоугольными нишами, массивным венчающим карнизом на фигурных кронштейнах и приобрел вполне «неоренессансный» вид.

Характерные для модерна оконные проемы разных форм и размеров
Характерные для модерна оконные проемы разных форм и размеров

На месте одноэтажных каменных лавок со стороны площади Революции, в 1888-м году надстроенных антресолями, Алексей Петрович выстроил трехэтажный особняк, главный фасад которого решен в стиле «модерн»

Куйбышева, 71 литер "Б" - выходит главным фасадом на площадь Революции и отчасти повторяет в упрощенном виде "главное" здание ансамбля, выходящее на ул. Куйбышева
Куйбышева, 71 литер "Б" - выходит главным фасадом на площадь Революции и отчасти повторяет в упрощенном виде "главное" здание ансамбля, выходящее на ул. Куйбышева

По крайней левой оси фасада расположен высокий ризалит с аттиковой стенкой эллиптического очертания и фигурными парапетными столбиками. Над проездной аркой ризалит оформлен вертикальной лоджией с балконами с ажурными коваными ограждениями. Во втором ризалите по четвертой оси здания расположен парадный вход с люкарной, над ним - вертикальный проем витража с лучковой перемычкой, освещающий парадную лестницу. Помещения первого тажа сдавались в аренду, второй и третий занимали хозяева. Сведений об авторе не имеется, зато имеется некоторое сходство с последним и "главным" строением усадьбы

До реставрации
До реставрации

Третье составляющее ансамбль и ставшее его доминантой здание – со стороны улицы Куйбышева – до 1874-го года так же представляло собой «каменную лавку о двух растворах». В июле 1899-го года была надстроена вторым этажом и арендована Духовной консисторией под типографию. А еще через год здание снова "подросло" - теперь уже до трех этажей и реконструировалось в стилистике скандинавского модерна по проекту ученика Щербачева - Георгия Мошкова. Первый этаж, сохранивший торговое назначение, получил огромные окна-витрины от пола до потолка, наверху разместились жилые квартиры арендаторов.

Дворовый фасад "дома со щипцом", имеющего адрес Куйбышева, 71В
Дворовый фасад "дома со щипцом", имеющего адрес Куйбышева, 71В

Асимметрия композиции достигается за счет фланкирующих фасад эркеров – правый имеет полуциркульное завершение, левый увенчан высоким остроконечным щипцом с изысканными вогнутыми очертаниями скатов покрытия.

План квартиры на втором этаже
План квартиры на втором этаже

Оконные проемы эркеров вместе с выходами на балкон образуют характерные для модерна окна-трифории, трехчастное слуховое окно в тимпане щипца левого эркера имеет полуциркульное очертание, как и широкое слуховое окно над венчающим карнизом. Центральная часть фасада акцентирована двумя гладкими лопатками и профилированными «валиком» междуэтажными поясами.

Верхние этажи жилые
Верхние этажи жилые

Благодаря массивным формам, отсутствию мелких деталей и возвышающемуся над квартальной застройкой фигурному щипцу «дом со шпилем» явно доминирует в угловом усадебном ансамбле, а еще – создает эффект «дежавю»!

Особняк Молчанова-Зворыкина на Венцека, 38
Особняк Молчанова-Зворыкина на Венцека, 38

Стоит подняться от площади Революции по улице Венцека буквально один квартал – и пред нами окажется еще один удивительно похожий, холодновато – сдержанный красавец – особняк Молчанова-Зворыкина с теми же двухэтажными массивными эркерами, тройными окнами, сочетанием щипцового и полуциркульного завершения кровли и тем же сочетанием в облике брутальности с романтизмом. Объяснений этому удивительному сходству ни краеведы, ни архитекторы пока не дали.

Очень "правильная" дверь!
Очень "правильная" дверь!

Дрм Бахаревых, привычно называемый «Домом со шпилем», имеет и третье название - «Дом сестер». Некоторым читателям «Хождения по мукам» именно он по описанию напоминает тот, в котором жили героини романа А. Толстого «Сестры». Хотя большинство склоняется к проживанию их в доме Бобермана на Куйбышева, 68.

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете