В коллекции Музея истории религии есть культовые предметы и предметы декоративно-прикладного искусства, иконы, живопись, графика, скульптура, фотография... Но есть и совсем необычные вещи тем или иным образом, связанные с тематикой музея. Сегодня наш рассказ о двух декоративных щитах. Какие сюжеты украшают их поля, где и когда они были созданы - читаете в нашем материале.
Декоративный щит – весьма популярный в XIX веке предмет интерьера. В коллекции музея есть два подобных экспоната, приобретенные у частного лица в 1971 г.
Щиты овальные, выпуклые, с рельефными изображениями, разделенными рамками в виде тонкой полосы с узором и клепками, по краю декорированы стилизованным шнуром. На обороте вверху овальное клеймо, в центре которого помещен вензель королевы Виктории “VR”, увенчанный короной и украшенный символами Англии, Шотландии и Ирландии – розой, чертополохом и трилистником. По краю клейма надпись: Department of Science and Art Elkington(Департамент науки и искусства Элкингтон).
Фабрика «Элкингтон и Ко», основанная в 1830-е гг. в Бирмингеме Джорджем Ричардом Элкингтоном, занималась изготовлением серебряной посуды с позолотой, чернением и т. д., а также изделий из стекла и жемчуга. В 1840 г. компания получила патент на выпуск металлических изделий методом гальванопластики, что позволило фабрике расширить производство и открыть филиалы в Ливерпуле, Лондоне и Дублине. В 1840 – 1850-е гг. фабрика специализировалась на посуде и скульптуре из серебра, меди, латуни, стали и других металлов, создаваемых методом гальванопластики. После смерти в 1865 г. Джорджа Элкингтона дело продолжили его сыновья. В 1870 г. компания получила статус придворного поставщика Ее Величества Королевы, Его Высочества Принца Уэльского, Его Величества Короля Бельгии, а в 1876 г. – Его Величества Императора Австрии. В 1963 г. компания стала частью корпорации British Silverware, которая в свою очередь была поглощена компанией Delta Metalв 1971 г.
Расцвет фабрики приходится на середину XIX в., когда в компании появляется талантливый французский ювелир, рисовальщик и скульптор Леонард Морель-Ладей (1820 – 1888), который на протяжении своей многолетней службы создал множество произведений, прославившихся в Великобритании и за ее пределами.
Его карьера началась во Франции: в 1855 г. по заказу графа Орсе и герцога Морни он выполняет так называемый «Имперский щит», чуть позднее для Наполеона III – декоративную вазу «Танец Вилис». Попав в 1859 г. в Великобританию, скульптор заключает трехлетний контракт с фабрикой «Элкингтон и Ко»; за эти годы он успел создать немалое количество произведений, в том числе декоративную вазу «Изобретения» и рельеф «Мечты», выкупленные городом Бирмингемом в качестве свадебного подарка для принца и принцессы Уэльских. Контракт был продлен, и Морель-Ладей остался в Британии еще на 23 года. В этот период появились самые значительные его работы, среди которых декоративный «Щит Мильтона» (около 1866 г.) из серебра и дамасской стали. Ставший сенсацией на Парижской выставке 1867 г. и получивший золотую медаль, он был выкуплен прямо с выставки Музеем Южного Кенсингтона за 2 тыс. фунтов. В 1878 г. скульптор исполнил парный к «Щиту Мильтона» «Щит паломника». Декоративные щиты из собрания ГМИР представляют собой гальванопластические повторения этих двух знаменитых работ Морель-Ладея; подобные копии самых известных произведений мастера, созданных на фабрике Элкингтона, изготовлялись в большом количестве.
В основе композиции «Щита Мильтона» лежат пятая и шестая книги поэмы «Потерянный рай» величайшего английского поэта, политического деятеля и религиозного мыслителя XVII в. Джона Мильтона. Поэма, основанная на библейской Книге Бытия, повествует о войне Рая и Ада, падении Сатаны, грехопадении Адама и Евы и победе Бога над дьяволом. Величественный, гордый образ мятежного демона, созданный Мильтоном, оказал значительное влияние на британских поэтов-романтиков, таких как Блейк, Шелли и Байрон. Центральный барельеф на щите отображает встречу архангела Рафаила с Адамом и Евой в Райском саду. Над ними – среди созвездий и ангелов – лик Бога-Отца. Барельефы справа и слева – иллюстрации рассказа архангела о битве между ангелами. Внизу в центре архангел Михаил одерживает победу над Люцифером, сопровождаемым приспешниками: Грехом и Смертью. Представленный на выставке в Париже в 1867 г., «Щит Мильтона», как уже говорилось, имел огромный успех, парный к нему «Щит паломника», созданный в 1878 г. и решенный в несколько другом ключе, не завоевал такой же популярности, но для современного исследователя он не менее интересен.
В основе композиции щита лежит книга английского писателя и баптистского проповедника XVII в. Джона Беньяна «Путешествие пилигрима в небесную страну» (другой перевод названия – «Путь паломника»). Главный герой книги – Христианин, осознав приближение гибели, уходит из дома и отправляется в Небесный Град. Во время своего путешествия он сталкивается с множеством опасностей и трудностей, в числе которых битва с демоном Аполлионом. Преодолев все препятствия, Христианин оказывается у ворот Небесного Града, но вскоре понимает, что все случившееся с ним было лишь сном. Построенная как аллегория христианской жизни, эта книга приобрела невероятную популярность, оказав значительное влияние на таких авторов как Уильям Теккерей, Чарльз Диккенс, Марк Твен.
Центральный барельеф декоративного щита представляет собой иллюстрацию к девятой главе «Путешествия пилигрима…», где действие происходит в долине Унижения: оказавшись там, Христианин сталкивается с демоном Аполлионом и вступает с ним в бой. на центральном барельефе мы видим кульминацию битвы: Аполлион замахивается огненной стрелой, а Христианин отражает его атаку с помощью щита. На боковых барельефах в нижней части щита – демоны долины Унижения, в верхней – жители Небесного Град ангелы и праведники. Наверху в центре – меч, упомянутый в седьмой главе как оружие Христа против грешников, и Крест, упоминающийся на протяжении всей книги. Внизу изображен и герой книги – спящий паломник.