Всего их было 11 братьев. Евтух, Хтодось, Петро, Иван, Василь, Михайло, Степан, Николай, Павло, Андрей и Александр.
В украинское село Броваха недалеко от Корсунь-Шевченковского перебрались еще в тридцатых. Детей у Макара и Евдокии Лысенко родилось много – 16 душ, помимо сыновей еще 5 дочерей.
В 1933 Евтух подался на сторону в поисках лучшей доли. После его ухода никто из других за ним не потянулся, не прельстился странствиями по чужим дворам.
Макар умер перед войной в сороковом. Евдокия с сыновьями и дочерьми осталась одна. Жизнь у каждого складывалась как у большинства в то время – работа на селе, планы на устройство личной жизни. Кто-то подумывал о том, чтобы пойти учиться. Война все планы перечеркнула, все переиначила.
Трудно представить себе, что пережила мать, провожая одного за другим. Потом ждала вестей. Сначала не было ни писем, ни известий - оккупация. Потом, когда немца прогнали, стали приходить письма. С замиранием сердца женщина смотрела на почтальоншу, которая тяжело шла по деревенской улице, опустив голову, избегала смотреть людям в глаза. Мимо дома Евдокии шла, ускоряя шаг, только махала в ответ на вопросительный взгляд тревожных глаз:
– Нет ничего! Пишут! Раз пишут, значит живые…
В то время не было вестей важнее и желаннее этих – пишут…
Уже и война подходила к концу, а похоронки этот дом обходили стороной. Соседи уже посматривали на неё с опаской и завистью – заговоренные у Евдокии сыновья что ли? Хотя знали ее семью от и до - какое тут колдовство. А что ж тогда...
Соседи, у кого было по одному или двое-трое сыновей думали про себя или тихонько между собой говорили:
-«Евдоха счастливая, вон у нее сколько детей. Кто-нибудь да останется живым, обязательно, иначе и быть не может. А нам что делать, если наших убьют? Новых уже не нарожаешь…»
Похоронки подтверждали эти печальные ожидания, кроме одного – что почтальон принесет страшную весть и Евдокии. Но время шло, фронт все дальше катился на запад, а она, если и получала, то письма: «Жив. Воюю…» О том, что вернутся, не писал ни один – зачем обнадеживать. Настал 45-й г. Ожидание похоронки или «ваш сын пропал без вести» сводило мать десятерых солдат с ума. С каждым днем становилось все страшнее – а вдруг сегодня, а вдруг в этот момент… на Евдокию уже было страшно смотреть. Невольно думалось:
-«Мы свое горе уже отплакали, а ей еще предстоит…»
И вдруг по селу пронеслась весть:
-Евдохин сын вернулся! Живой!
-Который из них?
-Хтодось! Без ноги, но живой!
Хтодось Лысенко был разведчиком. Под Будапештом его группа зашла на минное поле. Подорвались. Раненого Хтодося вытащили его же товарищи, спасли. Ранение в ногу оказалось серьезным, пришлось ампутировать.
-Ну вот, один вернулся! Калечный, но живой! Здоровый мужик, справится.
Прошло еще немного времени и снова Броваху лихорадит – еще один сын Евдохи вернулся!
-Кто?
-Михайло! С орденом Славы!
-Счастливая Евдоха…
-Счастливая, бог пожалел её…
И снова по деревне шум.
-Николай Лысенко вернулся!
-Лысенко?
-Лысенко! Евдохин сынок. Третий! Чудеса…
Николай воевал в артиллерии. Был ранен, покалечило его сильно, но главное, что живой – куда уж главнее.
-Новость слыхали про Евдоху?
Человек вслушивался в тон, каким это было сказано и понимал, что речь не о похоронке. А раз так, значит у Евдокии очередное чудо и радость – еще один сын уцелел и вернулся к ней.
-Кто?
- Андрей! На машине привезли. После ранения он.
Андрей Лысенко заглянул смерти в глаза в бою под Яссами. А она другого вместо него забрала. В госпитале долго лечился. До конца восстановиться не смог, так домой и доставили.
А вскоре Героем вернулся Василь Лысенко. Красную Звезду получил за солдатский подвиг – сжег два танка без гранат – бутылками. Дослужился до командира минной батареи. Был трижды ранен.
Для Ивана Лысенко война закончилась в Вене. Воевал на Украине, попал в плен, бежал и с танковой частью Красной Армии воевал уже до победы. Вернулся.
Сашко (Александр) Лысенко, самый младший, дошел до Берлина, побывал у Рейхстага. Хотел расписаться, да не стал, почерка своего застыдился. В детстве не до школы было - надо было семье помогать - пас скотину в колхозе. Когда ему исполнилось 15, война началась... Уходил мальчишкой, а вернулся в родное село уже восемнадцатилетним парнем.
Павло ещё и в Карпатах повоевать пришлось с бандеровцами. Вернулся.
Петро с японцами воевал и его пуля и осколки пометили, но жизнь не отняли. Вернулся.
Степан был ранен в Восточной Пруссии. После госпиталя собрался было домой, но отправили на Дальний Восток, туда, где Петро. Пока добирался эшелон, японцы капитулировали. И его смерть напоследок не хватанула – то ли по недосмотру, то ли устала, но и этот сын вернулся домой к матери. Только Петро ухватила за руку, до только руку себе и оставила - солдат вернулся без руки. Но живой.
Эпилог
Евдокии Даниловны не стало в 1967 году.
В память о чуде в Бровахах в 1984 году установили бронзовый памятник – Днепропетровский машиностроительный завод и колхоз «Россия» вместе объединились и люди поддержали - памятник матери и ее сыновьям. И место для памятника выбрали подходящее - на склоне, откуда она провожала своих детей и там же стояла - высматривала - не идет ли кто домой...
Вокруг памятника теперь растут десять тополей и пять плакучих ив, в память о дочерях Евдокии и Макара Лысенко.
На открытии присутствовали все сыновья, кроме Василия - умер...
Божье провидение или просто чудесное совпадение, думайте, как хотите, но история уникальная, как и судьба этих простых людей. И в чудо поверишь и в материнскую любовь, которая сильнее смерти.
А Евтух так и пропал, будто и не было…
***
История была бы неполной, не расскажи еще об одной матери...
О ней вспомнили в 1977 году - о Епистинии Федоровне Степановне. Она ушла из жизни в 1969 году. На ее долю выпало другое - она пережила своих детей...
У Епистинии Федоровны было девять сыновей. Одного из них расстреляли белогвардейцы в Гражданскую. Второй погиб в боях на Халхин-Голе. На шестерых получила похоронки. Уцелел только один - после тяжелого ранения вернулся домой и умер от ран.
В 1977 году посмертно Епистиния Федоровна была награждена орденом Отечественной войны I степени.
Смотришь на это лицо, считаешь овалы с лицами ее сыновей и нет сил сдержаться...
Вечная память матерям и всем нашим людям.