Найти в Дзене
Николай Утешев

История Красной Армии. Защитная амуниция бойцов. Глава 2. Кирасы

(Продолжение)

Ещё во время Первой мировой войны одновременно с производством стальных шлемов стали разрабатывать и стальные нагрудники. Ведь количество смертельных ранений в грудь и живот в Первую мировую войну было почти таким же, как и ранений в голову. И как видно из данной таблицы, в Великую Отечественную войну эти ранения даже вышли на первой место.

Источник внизу таблицы.
Источник внизу таблицы.

Сначала стальные кирасы стали применять в армиях Германии, Великобритании, Франции и Японии. А в нашей стране к их разработке приступили только в середине тридцатых годов. Многие энтузиасты присылали в НКО СССР свои предложения различных защитных приспособлений: щитков, нагрудников и т.п.

Наиболее интересный проект представил инженер Колпинского Ижорского завода капитан И. М. Вейнблат. Чертёж предложенной им защиты с пояснительной запиской был направлен в отдел изобретений НКО 16 апреля 1937 года.

Источник Интернет
Источник Интернет

Вейнблат предложил броневой нагрудник, состоявший из двух частей. Он должен был защищать от пуль, штыковых и сабельных ударов. Снизу к нему крепилась ремнями защита живота. Нагрудник предназначался для штурмовых отрядов, моторизованной пехоты и кавалерии. Предлагались два варианта - толщиной 2 и 3 мм.

В отделе изобретений НКО проект Вейнблата рассмотрели и одобрили. Но наступили мрачные времена ежовщины. Волна арестов прокатилась и на Ижорском заводе, и в самом НКО. Поэтому доклад об изобретении нагрудника лёг на стол заместителя наркома обороны А И. Егорова только 24 января 1938 года.

Но Егорову уже ни до чего не было дела. За два дня до того, И.В. Сталин, выступая перед высшим командным составом РККА, сказал, что из всех маршалов Советского Союза меньше всего заслуживал этого звания Егоров. Это высказывание было равносильно смертному приговору. Так и случилось. 25 января маршал был снят со своей должности. А вскоре - арестован и расстрелян.

Не избежал ареста и инженер-капитан Вейнблат. Его осудили по 58 статье и отправили в «шарашку» – Особое Техническое Бюро УНКВД Ленинградской области.

А работы по его проекту продолжились уже на Лысьвенском металлургическом заводе (ЛМЗ). И в начале января 1939 года там была изготовлена опытная партия кирас четырёх модификаций в количестве 500 штук.

СН-38 тяжёлого типа из трёх частей с подтулейным устройством первого типа
СН-38 тяжёлого типа из трёх частей с подтулейным устройством первого типа

СН-38 выполнялись из двух и трёх частей: тяжёлые (толщина нагрудника 3,5–3,6 мм), облегчённые (1,5–1,6 мм) и лёгкие (1,15–1,25 мм). Также модификации различались и по виду подтулейного устройства. Все типы нагрудников получили обозначение СН-38. В дальнейшем они продолжали совершенствоваться, получая при этом обозначение года модернизации - СН-40, СН-41, СН-42, СН-43. Вес этих средств защиты составлял от 2,5 до 6 кг.

По итогам обстрелов отмечалось, что нагрудники облегчённого типа пробиваются винтовочной пулей с дистанции 500 метров, нагрудники тяжёлого типа - с дистанции 250 метров в 50% случаев. Кроме того, нагрудник тяжёлого типа из двух частей можно использовать в сложенном виде как щиток, который не пробивается с дистанции 50 метров.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СН_42 В КАЧЕСТВЕ ЩИТКА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СН_42 В КАЧЕСТВЕ ЩИТКА

Точных данных о количестве поступивших в войска кирас отсутствует. Считается, что РККА получила их порядка 10 тысяч штук.

Наиболее часто они применялись в инженерно-штурмовых бригадах, которые появились во время боев в Сталинграде. Бойцов таких бригад называли "панцирной пехотой".

СОЛДАТЫ В НАГРУДНИКАХ СН-42.
СОЛДАТЫ В НАГРУДНИКАХ СН-42.

Кроме Лысьвенского завода, в блокадном Ленинграде на заводе им. Фрунзе также производили защитные нагрудные панцири ПЗ-ЗИФ-20. И по своим характеристикам они даже превосходили лысьвенские.

Так ленинградский панцирь защищал от автоматной пули, выпущенной с расстояния 10 м, в то время, как СН-42 – только с 50 м. Панцирь выпускали в 1943 году несколькими партиями трех размеров. Толщина бронированных пластин находилась в пределах 2,5-2,6 мм, масса достигала – 4,8-5 кг.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ЗАЩИТНЫЙ ПАНЦИРЬ ПЗ-ЗИФ-20
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ЗАЩИТНЫЙ ПАНЦИРЬ ПЗ-ЗИФ-20

Никакой статистики по эффективности нагрудников во время войны не велось. А фронтовики давали им разную оценку. Во время уличных боёв они спасали бойцов, в полевых условиях, когда надо было ползти, они оказались неудобными.

А отсутствие защиты спины и боков делало их во многих случаях бесполезными. Так что нагрудник не являлся универсальным средством защиты, как нынешний бронежилет.

Источник - Немецкая газета "Берлинер Иллюстрирте" за 1943 год.
Источник - Немецкая газета "Берлинер Иллюстрирте" за 1943 год.

Но как бы то ни было, эти средства защиты если и не всегда спасали от пуль и осколков, то значительно снижали количество смертельных ранений. А это как раз и есть показатель их эффективности.

Всем удачи!