В стихотворении "Клеветникам искусства" Николай Клюев противопоставляет истинных поэтов и тех, кто не имеет к высокой литературе никакого отношения. Клюев критически анализирует современное ему искусство.
Давайте узнаем, кого Николай Клюев называет «нетопырями» и «гнусавыми воронами».
Мнение Николая Клюева о современниках
В стихотворении «Клеветниками искусства» Николай Клюев говорит о представителях ложной литературы. Их критику он обличает образами: «черный смех», «грай вороний». Их произведения он считает «крапивой полуслов», «бурьяном междометий».
Имен Клюев не называет. Ведь, по его словам, «имя им – легион». Они «бумажные размножили погосты и вывели ежей, улиток, саранчу!..». Главные черты этих людей – агрессивность, властность, безликость. Противопоставляются «подлинные» и «поддельные» тексты. Лжепоэтами Клюев выставлял городскую интеллигенцию. Он считал их стихи бездарными и «заказными».
В стихотворении «Клеветниками искусства» Николай Клюев говорит о представителях ложной литературы. Их критику он обличает образами: «черный смех», «грай вороний». Их произведения он считает «крапивой полуслов», «бурьяном междометий».
Имен Клюев не называет. Ведь, по его словам, «имя им – легион». Они «бумажные размножили погосты и вывели ежей, улиток, саранчу!..». Главные черты этих людей – агрессивность, властность, безликость. Противопоставляются «подлинные» и «поддельные» тексты. Лжепоэтами Клюев выставлял городскую интеллигенцию. Он считал их стихи бездарными и «заказными».
А вот своим поэтическим любимчикам Клюев выделяет почетное место в своем стихотворении. Он перечисляет их поименно: Сергей Есенин, Анна Ахматова, Павел Васильев, Сергей Клычков. Рядом с каждым поэтом возникают образы, которые описывают их характер, жизнь и стремления. Причем все описания четкие и полные.
Произведение «Клеветникам искусства» содержит образ Данте, который часто появляется у поэтов Серебряного века. Это своеобразный признак одиночества и элитарности. Николай Клюев, действительно, в 1920-х годах усиленно делился мыслью о сакральности поэтического дара, он делал из себя и тех, кто был ему близок «круг избранных».
Позднее появились мысли о большой ответственности поэта за происходящее, о великой цели. Когда старообрядчество кануло в лету, он считал своим долгом закрепить в памяти поколений образы деревни и крестьянства.
Стихотворение «Клеветникам искусства» написано в 1932 году, когда новокрестьянские поэты были ущемлены, чувствовали несвободу. Клюев в этот момент стал упрекать новые таланты за то, что они превратили образ поэтов в лирических страдальцев. Но он верил в своих творческих друзей.
Однако найти свое место в новой реальности удалось не всем. Есенин повесился на 7 лет раньше написания стихотворения «Клеветникам…». Павел Васильев был расстрелян в Лефортовской тюрьме в 1937 году, через 5 лет после упоминания в произведении Клюева, такая же участь постигла Сергея Клычкова в том же году. Собственно, сам Николай Алексеевич также был расстрелян в роковом 1937 году. Трагичная судьба у каждого героя. Только поэтесса Анна Ахматова умерла в 1966 году в возрасте 76 лет от сердечной недостаточности в санатории «Подмосковье».
Признания поэзия Николая Клюева и его современников тогда не получила. По моим наблюдениям, сейчас среди читателей больше популярны «противоположности» поэта, представители так называемой городской интеллигенции.
Какие стихи ближе вам?
Городских поэтов или крестьянских?
С искренней благодарностью прочту в ваших комментариях.