Сколько людей поднимались в съемочный павильон дома на Невском сказать трудно, здесь были Чуковский и Маяковский, Комиссаржевская и Шаляпин, Репин, Есенин и даже Распутин.
После революции Карл Булла уехал на эстонский остров Эзель (ныне Сааремаа) и вывеска на доме стала часто меняться, отражая этапы развития страны: «Фотография Петрогубисполкома», «Фотография Ленсовета».
Первым участок Большой першпективы в начале 18 века освоил П.А. Трезини, построив здесь усадьбу. В дальнейшем дом купил граф И.И. Шувалов, который унаследовала графиня В.Н. Головина; с первой четверти 19 века домом владели Демидовы. В этом здании произошла первая встреча Тургенева с Полиной Виардо.
П.Ю. Сюзор перестроил дом в конце 19 века и сейчас мы его видим в том самом облике, скульптуры несколько изменили первоначальный замысел архитектора. В начале 2000-х здесь с легкой руки предпринимателя В.Е. Эльбека расположился «Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы».
150 лет в доме находилось фотоателье, менялись собственники, а ателье оставалось. Сюда шли в мирные дни, в годы потрясений, в блокаду. Добралась до музея-салона и я, чтобы увидеть фотографии мастера и взглянуть на Невский с высоты 4-го этажа.
Карл Освальд родился в Пруссии, в возрасте 11 лет он приехал в Петербург, в 19 увлекся фотографией. Через десять лет он становится первым фотографом столицы и получает свидетельство на право «снятия фотографических видов столицы и ее окрестностей».
В начале 20 столетия (1907 г.) Карл Булла открыл фотоателье на Невском проспекте, 54. Два сына Александр и Виктор продолжили дело отца. Семейный подряд успешно трудился до конца 20-х годов прошлого века.
В годы peпpeccий, с разницей в несколько лет братья noгuблu. Внук главы семьи Юрий (сын Виктора) родился в Петрограде, работал корреспондентом в «Ленинских искрах», в начале ВОВ ушел на фронт и пропал без вести.
В 30-е Виктор передал все фотографии и негативы в архив Октябрьской революции. Со временем фото окажут незаменимую помощь реставраторам при воссоздании интерьеров особняков и дворцов.
Мне хотелось увидеть город, который видели глаза Буллы. Первая большая комната встретила уютным уголком с пианино и фотографиями на стенах. Прекрасные портреты молодого Горького, задумчивого Римского-Корсакова, вальяжного Шаляпина.
Много фотографий женщин, детей, которые приносили петербуржцы в период становления музея из дома, не зная, кто изображен на снимках.
Под портретами Карла Буллы и его сыновей фотоаппараты той эпохи, какой из них принадлежал петербургскому фотографу неизвестно.
Много снимков Анны Павловой, Матильды Кшесинской, основной массив фотоархива оцифрован и доступен с музейного компьютера, но цифры не хотелось, меня интересовали фотографии.
Несмотря на низкое и серое небо в помещениях светло, дополнительное освещение экспозиции дает блики на стеклах, и возможности сделать хорошие фотографии на память практически нет.
Купила набор фоторепортажей Карла Буллы 19-20 века и три дня перебирала. Спускаясь вниз по лестнице, рассматривала репродукции работ Буллы, много снимков нaвoднeний, торжеств, шествий.
Какое же неукротимое желание и трудолюбие надо иметь, чтобы носить всюду тяжелый фотоаппарат и сопутствующие ему приспособления, быстро ориентироваться, находить нужный ракурс.
Съемочный павильон с окнами во двор напомнил бригантину с парусами, которые давно не надувал ветер. Все гармонично, коллаж с Романовыми на стене, зеркалом, пальмами в кадках, только Карл Карлович не войдет.
Мемориальная комната-музей фотографов Буллы будто бы не тронута временем - массивный стол в центре, шкаф в углу, часы с боем, фотографии Иоанна Кронштадтского, Николая I и кресло у окна.
Одну из стен комнаты занимает выставка фотоаппаратов советского периода. Обратила внимание на один фотоаппарат с двумя объективами, выпущенный ЛОМО в 90-х годах прошлого века. На полученное изображение нужно было смотреть через специальное устройство, чтобы видеть его объемную трактовку.
Полистала два больших фолианта «Династия Булла» и «Первый фоторепортер России». Смотритель залов порекомендовала интереснейшую книгу-альбом «Петербург сквозь столетия», где на развороте размещена историческая фотография Буллы и фото Сергея Компанийченко, сделанное в наши дни. Фотограф прошел маршрутами Карла Буллы и показал, как за столетие изменился город и горожане.
На Малой Садовой, дом 3 тоже был вход в фотоателье. У входа стоит скульптура фотографа, установке которой способствовал В.Е. Эльбек, организовавший фонд исторической фотографии Карла Буллы, издавший фотомографии и сделавший доступным некогда аварийный салон семьи Буллы.
Спасибо, что прочитали!