Найти тему
Зоя Belaya

Фотография номер один. Салон Карла Буллы

Сколько людей поднимались в съемочный павильон дома на Невском сказать трудно, здесь были Чуковский и Маяковский, Комиссаржевская и Шаляпин, Репин, Есенин и даже Распутин.

После революции Карл Булла уехал на эстонский остров Эзель (ныне Сааремаа) и вывеска на доме стала часто меняться, отражая этапы развития страны: «Фотография Петрогубисполкома», «Фотография Ленсовета».

У входа в салон-музей Карла Буллы
У входа в салон-музей Карла Буллы

Первым участок Большой першпективы в начале 18 века освоил П.А. Трезини, построив здесь усадьбу. В дальнейшем дом купил граф И.И. Шувалов, который унаследовала графиня В.Н. Головина; с первой четверти 19 века домом владели Демидовы. В этом здании произошла первая встреча Тургенева с Полиной Виардо.

П.Ю. Сюзор перестроил дом в конце 19 века и сейчас мы его видим в том самом облике, скульптуры несколько изменили первоначальный замысел архитектора. В начале 2000-х здесь с легкой руки предпринимателя В.Е. Эльбека расположился «Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы».

Дом 54 на Невском проспекте
Дом 54 на Невском проспекте

150 лет в доме находилось фотоателье, менялись собственники, а ателье оставалось. Сюда шли в мирные дни, в годы потрясений, в блокаду. Добралась до музея-салона и я, чтобы увидеть фотографии мастера и взглянуть на Невский с высоты 4-го этажа.

Карл Освальд родился в Пруссии, в возрасте 11 лет он приехал в Петербург, в 19 увлекся фотографией. Через десять лет он становится первым фотографом столицы и получает свидетельство на право «снятия фотографических видов столицы и ее окрестностей».

100 лет городской пожарной команды Петербурга. Завтрак представителей пожарных в Александровком зале. Июнь 1903 года.
100 лет городской пожарной команды Петербурга. Завтрак представителей пожарных в Александровком зале. Июнь 1903 года.

В начале 20 столетия (1907 г.) Карл Булла открыл фотоателье на Невском проспекте, 54. Два сына Александр и Виктор продолжили дело отца. Семейный подряд успешно трудился до конца 20-х годов прошлого века.

В годы peпpeccий, с разницей в несколько лет братья noгuблu. Внук главы семьи Юрий (сын Виктора) родился в Петрограде, работал корреспондентом в «Ленинских искрах», в начале ВОВ ушел на фронт и пропал без вести.

Портреты К. Буллы и сыновей Александра и Виктора в главном зале музея
Портреты К. Буллы и сыновей Александра и Виктора в главном зале музея

В 30-е Виктор передал все фотографии и негативы в архив Октябрьской революции. Со временем фото окажут незаменимую помощь реставраторам при воссоздании интерьеров особняков и дворцов.

Мне хотелось увидеть город, который видели глаза Буллы. Первая большая комната встретила уютным уголком с пианино и фотографиями на стенах. Прекрасные портреты молодого Горького, задумчивого Римского-Корсакова, вальяжного Шаляпина.

М. Горький, В.В. Стасов, И.Е. Репин в Пенатах. Август 1904 год
М. Горький, В.В. Стасов, И.Е. Репин в Пенатах. Август 1904 год

Много фотографий женщин, детей, которые приносили петербуржцы в период становления музея из дома, не зная, кто изображен на снимках.

Начало экспозиции
Начало экспозиции

Под портретами Карла Буллы и его сыновей фотоаппараты той эпохи, какой из них принадлежал петербургскому фотографу неизвестно.

Много снимков Анны Павловой, Матильды Кшесинской, основной массив фотоархива оцифрован и доступен с музейного компьютера, но цифры не хотелось, меня интересовали фотографии.

Несмотря на низкое и серое небо в помещениях светло, дополнительное освещение экспозиции дает блики на стеклах, и возможности сделать хорошие фотографии на память практически нет.

Bитрина с фотомонографиями. Портреты М. Ф. Кшесинской и М.И. Глинки
Bитрина с фотомонографиями. Портреты М. Ф. Кшесинской и М.И. Глинки

Купила набор фоторепортажей Карла Буллы 19-20 века и три дня перебирала. Спускаясь вниз по лестнице, рассматривала репродукции работ Буллы, много снимков нaвoднeний, торжеств, шествий.

Какое же неукротимое желание и трудолюбие надо иметь, чтобы носить всюду тяжелый фотоаппарат и сопутствующие ему приспособления, быстро ориентироваться, находить нужный ракурс.

Наводнение 18 ноября 1903 года. Садовая улица у Никольского рынка
Наводнение 18 ноября 1903 года. Садовая улица у Никольского рынка

Съемочный павильон с окнами во двор напомнил бригантину с парусами, которые давно не надувал ветер. Все гармонично, коллаж с Романовыми на стене, зеркалом, пальмами в кадках, только Карл Карлович не войдет.

Съемочный павильон. Здесь можно сделать свою фотографию
Съемочный павильон. Здесь можно сделать свою фотографию

Мемориальная комната-музей фотографов Буллы будто бы не тронута временем - массивный стол в центре, шкаф в углу, часы с боем, фотографии Иоанна Кронштадтского, Николая I и кресло у окна.

Одну из стен комнаты занимает выставка фотоаппаратов советского периода. Обратила внимание на один фотоаппарат с двумя объективами, выпущенный ЛОМО в 90-х годах прошлого века. На полученное изображение нужно было смотреть через специальное устройство, чтобы видеть его объемную трактовку.

Фотоаппарат ПО ЛОМО. 90-е годы ХХ века
Фотоаппарат ПО ЛОМО. 90-е годы ХХ века

Полистала два больших фолианта «Династия Булла» и «Первый фоторепортер России». Смотритель залов порекомендовала интереснейшую книгу-альбом «Петербург сквозь столетия», где на развороте размещена историческая фотография Буллы и фото Сергея Компанийченко, сделанное в наши дни. Фотограф прошел маршрутами Карла Буллы и показал, как за столетие изменился город и горожане.

-12

На Малой Садовой, дом 3 тоже был вход в фотоателье. У входа стоит скульптура фотографа, установке которой способствовал В.Е. Эльбек, организовавший фонд исторической фотографии Карла Буллы, издавший фотомографии и сделавший доступным некогда аварийный салон семьи Буллы.

Спасибо, что прочитали!