Конечно, всё можно списать на отсутствие удачи и везения, но и человеческий фактор тоже есть и занимает свое трагическое место в правлении царя Бориса Годунова.
Да, сначала был голод, причем три года подряд, реки замерзали в августе, и это способствовало падению авторитета царя Бориса. Но когда он стал раздавать хлеб и другие съестные припасы народу, выяснилось, что многое и в большом количестве не доходит до народа. И тут бы понять царя и заступиться за него, разозлиться, например, на его чиновников и посредников, но нет, народный гнев и злоба обрушились лишь на одну голову - соборно выбранного царя Бориса.
А ведь действительно его приближенные, выходцы из знатнейших семей и простые служилые люди пользовались своим положением и доводили народ до бешенства, всю вину перекладывая на одного царя. Но в том-то и проблема, если ты дискредитируешь власть, то тогда зачем она вообще нужна? Зачем царь, когда вообще можно без него обойтись? Если Годунов плохой, то почему другой должен быть лучше? Только потому, что он не Годунов?
Уже в царствование Ивана Грозного все боялись друг друга, обоснованно считая, что если не будет царя, а ты сам хочешь царствовать, то тебе надо будет предложить больше того, что имели люди до того, как выбрали и продвинули тебя, иначе зачем им ты? Но и те, кто выберет тебя, будут бояться тебя и опасаться момента, когда ты не захочешь платить по счетам и просто разделаешься с ними, как с мусором или того хуже. А разве можно править в таких взаимных опасениях и ненависти?
Взаимные подозрения, желание быть лучше и главнее не давала именитым и богатым людям помириться и смирить свою гордость, даже когда это требовалось во имя спасения своей Родины и Её интересов, ведь прежде всего свои интересы, настолько искусно вплетенные в Её, что человек считал их неразрывными, одним и тем же. И вроде бы так и должно быть, но так как прежде свои, то интересы Родины всегда страдали, поэтому неразрывность личных и государственных интересов ещё не предполагает приоритета государственных даже у царя с очень длинной родословной, а тем более у многочисленных дворян, у которых кроме родословной и богатства были только свои личные интересы, заместившие и вытеснившие государственные.