По оценкам монополии, с путей необходимо убрать каждый восьмой вагон, чтобы ускорить движение грузов
До конца текущего года ОАО «РЖД» собираются утвердить в Минтрансе методику расчета оптимального числа грузовых вагонов, которые работают на путях общего пользования. Об этом сообщает «РБК» со ссылкой на заместителя гендиректора компании, начальника центральной дирекции управления движением Михаила Глазкова.
История вопроса:
– По нашим расчетам, 170 тыс. вагонов – это лишний парк на путях общего пользования. Если избавиться от этого парка, маневренность и оперативность продвижения грузов по железной дороге будут значительно выше, утверждает он. 170 тыс. вагонов – 13% от всего парка на сети, – полагает Михаил Глазков.
К путям общего пользования относятся железнодорожные пути на станциях, открытых для приема и отправления поездов, грузов, багажа, порожних грузовых вагонов, обслуживания пассажиров и выполнения сортировочных и маневровых работ, а также пути, соединяющие такие станции. По данным Росстата, эксплуатационная длина таких путей в 2021 году составила 87 тыс. км.
По словам Глазкова, оперируя оптимальными показателями количества вагонов на сети железных дорог, можно регулировать их производство.
– Зачем сегодня строить, к примеру, полувагоны, которых много на сети РЖД, когда сейчас дефицитный подвижной состав – хопперы, зерновозы, цементовозы? – задается риторическим вопросом господин Глазков.
Для улучшения дел с перевозками, РЖД также просит власти в четыре раза увеличить число станций (с 40 до 160), с которых можно принудительно эвакуировать порожние вагоны. Железнодорожным операторам монополия предлагает на части маршрутов использовать единый вагонный парк, чтобы не тратить время на лишнюю сортировку вагонов. Это тоже улучшит продвижение грузов по сети.
Методика определения потребного парка обсуждается с 2012 года и всякий раз сталкивается с противодействием рынка.
Так, на северо-западном направлении практически исчезли контейнеры, поэтому два контейнерных терминала в Усть-Луге переориентированы под выгрузку угля. На Дальний Восток РЖД повезли груз, который туда раньше почти не попадал (химия и металлы).
Новые рынки сбыта появились за пару недель. Грузы поехали на восток, где всегда были лимиты пропускной способности. Грузопоток вырос также в порты Азовского, Черного и Каспийского морей.
В ноябре произошел коллапс в перевозке контейнеров на Дальнем Востоке. После выхода поручения правительства о необходимости решить эту проблему монополия организовала сдвоенные контейнерные поезда и перевозку контейнеров в полувагонах.
В январе-ноябре, по оперативным данным монополии, погрузка на сети РЖД снизилась на 3,6% к аналогичному периоду 2021 года, до 1,132 млрд тонн. Но, несмотря на сокращение грузоперевозок, вагонный парк растет: в августе он составлял 1,26 млн (данные Rollingstock), в начале декабря, по словам Глазкова, достиг почти 1,27 млн, к концу года увеличится до 1,28 млн.
Одной из причин роста парка он считает темпы вагонного производства, превышающие динамику списания устаревшего подвижного состава. По данным Объединения вагоностроителей, в январе-октябре 2022 года в России выпущено 39,7 тыс. вагонов, что на 22% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, списано 20,5 тыс. (минус 27%).
У РЖД есть документ, регламентирующий принудительную эвакуацию вагонов с припортовых станций, которых сейчас всего 40. При этом на сети РЖД 5286 станций, грузовые операции выполняются на 4,1 тыс. из них. Сейчас монополия хочет добавить в расширенный перечень станций для эвакуации вагонов (если в течение трех суток ему не назначен новый адрес погрузки) крупные агломерационные узлы, которые играют значительную роль в работе всей сети РЖД.
– Наш главный клиент – пассажир, которому надо прибыть вовремя. На втором месте — грузоотправитель. Для него самое главное – доставка точно в срок, указанный в договоре, и надежность доставки груза. По его словам, именно эти два показателя характеризуют отношения между грузоотправителем и РЖД. Если мы доставили груз в срок, указанный в договоре, какая разница клиенту, с какой скоростью едет поезд. Он должен знать, что именно в эту дату на конечную точку маршрута под именно это судно придет его груз, и он не будет иметь штрафные санкции за простой этого судна на рейде за то, что груз не прибыл, – добавляет топ-менеджер.
В 2021-м надежность доставки «РЖД», по собственным данным компании, находилась на уровне 97%, то есть только 3% принятых к перевозке грузов не были привезены вовремя. В марте 2022 года показатель надежности доставки упал до 88%, но по итогам ноября он вырос до 96,8%, утверждает Глазков.
Методика расчета оптимального числа грузовых вагонов изначально разрабатывалась СОЖТом в сотрудничестве с РЖД, передал РБК через пресс-службу исполнительный директор союза Игорь Санковский.
– Изначально задумка была благой – сделать общественно-полезный и доступный калькулятор достаточности парка на сети, создать вспомогательный ориентир для участников рынка. Но в 2022-м возникло «ключевое разногласие» с РЖД по цели использования методики: монополия предложила использовать ее в регуляторных целях (в зависимости от достаточности или дефицита парка принимать решения по производству вагонов, их допуску на сеть и т.д., – считает эксперт.
По мнению спикера, тестирование методики показало невозможность ее применения для таких целей из-за отсутствия независимых и проверяемых источников данных для расчетов. Требуется ее донастройка и необходимо законодательно урегулировать вопрос по доступу к источникам данных.
Любая подобная методика, спущенная сверху, лишает рыночные процессы необходимой гибкости, так как не может учесть все сценарии развития событий на рынке, говорит источник в железнодорожном операторе из топ-5. По его словам, из-за этого может возникать недобросовестная конкуренция. Задачей подобной методики должно быть ускоренное списание вагонов устаревших конструкций, что поможет повысить пропускную способность железных дорог, считает собеседник, близкий к компании – производителю железнодорожной техники.
– Современные вагоны везут больше груза, имеют гарантийные плечи до 6,5 тыс. км (могут гарантированно проехать 6,5 тыс. км без остановок для проведения технического обслуживания), почти в три раза реже отцепляются в текущий ремонт, а в плановый ремонт поступают не раз в два года [как устаревшие вагоны], а через шесть-восемь лет эксплуатации, – резюмировал собеседник «РБК».
Напомним, для стабилизации ситуации в портах Дальнего Востока РЖД увеличит количество отправок контейнеров до 5 составов с полувагонами в сутки. LR