Зимой 92 года принимал дела в Бремене у немецкого коллеги на маленьком контейнеровозе под голландским флагом. Почему немецкий судовладелец гонял свои пароходы под голландским флагом мне осталось загадкой до сих пор, но его скоро поменяли на «петушиный» – Нидерландских Антильских островов, когда сменили немецко-филиппинский комсостав на бывших советских.
Капитан Рёбен, сдававший дела, приятный немецкий дедушка, заканчивал свою карьеру и собирался на пенсию выращивать савойскую капусту и розы. Мысленно, он уже был в своем огороде, и вся процедура передачи дел свелась к перечитыванию остатков Дойч марок и записи свершившегося факта в судовом журнале. Остальное – «сама, сама, сама».
Пароход был, что называется «под парами», погрузка заканчивалась, и Капитан Рёбен давно собрал свой чемоданчик на выход. Уже привыкший к полному порядку в документах и бумагах на немецких судах, я не смотрел, что осталось в сейфе, кроме денег, разве что проверил наличие всех положенных судовых документов – это святое. Выпили по рюмочке за удачу и на здоровье, и разошлись «как в море корабли». Я – в Антверпен, за контейнерами, дедушка – в Бремерхафен, к цветам и капустным грядкам.
До остального содержимого сейфа я добрался дней через пять и обнаружил там, среди вспомогательных и бумаг, с истекшим сроком годности прелюбопытнейшие книжки и наставления. Там, в отдельной пластиковой коробке, лежали наставления по уклонению от ударов самолетов и вертолетов, атаки торпедных катеров, действия капитана и экипажа при ядерном взрыве, наставление по борьбе за живучесть и оставлению судна. Свод сигналов связи с военно-морскими судами Германии и НАТО, планы учебных тревог экипажа, кодовые таблицы закрытой связи по УКВ и телетайпу через спутник и многое интересное другое.
Увы, не было больше Советского Союза и его военно-морской составляющей. Военно-морской отдел Эстонского Морского пароходства закрыт и расформирован вместе с самим пароходством. Эстония, где я еще проживал, числилась тогда независимым, нейтральным (но смотрящим на лево, на запад) государством. Ну не с кем было поделиться найденным «сокровищем».
Выбрал время, почитал, полистал инструкции и наставления. Все как у нас! Одни и те же приемы и маневры, правила маневрирования и уклонения, способы борьбы за живучесть. А что еще можно на море придумать нового? Чем может немецкий способ заводки пластыря или спрямление крена отличаться от советского? Да ничем.
Вспомнил, про свои бывшие учебные военно-морские тревоги и тренировочные занятия. Как на пароходских курсах повышения квалификации. Капитан Первого ранга, (фамилию не скажу, "секретные сведения") капитан-наставник отдела ВМП ЭМП пытался заставить нас, старших офицеров, ходивших на эти курсы из-под палки, выучить наизусть семафор – русскую семафорную азбуку. Особенно тяжело она давалась эстонцам, кто русский язык выучил только в училище. Но деваться некуда. Без зачета по ВМП не будет бумажки об окончании курсов, не будет продвижения по службе, не будет самой службы.
В восьмидесятых бегали на Африку с военными и гражданскими грузами. На обратном пути заходили на Канары, в Лас-Пальмас, добрать топлива и воды на обратную дорогу и дать возможность экипажу потратит заработанную и контрабандную валюту. Капитаны-наставники службы мореплавания, механики-наставники из службы судового хозяйства радостно использовали эти регулярные рейсы для выхода в море на судах, идущих в Африку без заходов, пересаживались на встречные за Канарскими островами и заходили в Пальмас на возвращающихся судах. Быстро, выгодно, удобно. Два судна проверено, все тревоги проведены, в Пальмасе отоварились.
Вот на второй день, после выхода из Пальмаса на Таллинн, когда все восторги и разочарования экипажа, после внимательного рассмотрения купленного на индусском базаре товара, прошли, Бравый Капераз собирает экипаж на зачет по теме «Защита экипажа от ядерного взрыва». Первым вопросом пошли поражающие факторы ядерного взрыва. Вопрос из нетрудных, опрашивают рядовой состав. Я сижу, слежу за ответами, слегка волнуюсь за отвечающих, так-как я ещё старпом и военно-морская подготовка рядового состава моя должностная обязанность. Те, кто в море ходил, знают как к этому обычно относились старшие офицеры. Правильно, спустя рукава и «для галочки».
Спрашивают пожилую буфетчицу кают-компании Семеновну:
- Семеновна! Назови, дорогая, поражающие факторы ядерного взрыва!
Семеновна с грехом-пополам и помощью сидящих рядом называет ударную волну, радиацию и тормозит.
Опрашивающий пытается ей помочь наводящими вопросами. Тщетно. Наконец не выдерживает и продолжает тему далее:
- Семеновна! А что же нам поможет защититься от ядерного взрыва?
Семеновна просыпается от ступора и радостно докладывает во весь голос: «А поможет нам, световое излучение!».
Половина экипажа давится от смеха, половина недоумевает почему. Но «световое излучение» стало мемом на судне и разбежалось по другим судам серии. Понравился ответ. Зачет.