Не знаю, как вы, но я не помню в своей жизни такого года, когда практически каждый месяц, а то и неделю, где-то в мире начинал бы извергаться какой-то вулкан. Понятно, что до сих пор на Земле среди вулканов много действующих, и понятно, что какие-то из них так или иначе периодически извергаются. Но чтобы вот так прямо сразу, один за другим – это, конечно, что-то совершенно невиданное.
Это выглядит, на поверхностный взгляд, конечно, совершенно какой-то мистикой, странным символизмом уходящего года, каким-то почти по-человечески разумным возмущением природы по поводу сотворенного человеком зла. В то же время, у ученых есть вполне прагматичные объяснения происходящему, как будто совершенно никак не связанные с актуальной повесткой. Глобальное потепление, таяние ледников, увеличение скорости вращения Земли – причины для увеличения количества извержений более чем понятные, разумные и логически обоснованные.
Но что-то в этом невероятном совпадении, в этом жутковатом и фактически толкиеновском символизме меня продолжало суеверно мучить – не может ведь быть, что эти никак и ничем не связанные события просто совпали по времени. И я вспомнила одно интересное рассуждение, которое как-то услышала на каком-то научном диспуте, посвященном связи нашего реального физического мира и абстрактных человеческих представлений о добре, зле и высших силах, ведущих нас к тому или другому.
Вот смотрите, сказал ученый, у нас, например, есть улей с пчелами. И жизнь этого улья, его организация, его устройство, поведение пчел кажется нам со стороны удивительно стройной, гармоничной системой. Все процессы в этой системе строго выверены, у них есть вполне очевидные результаты, а любой сбой и нарушение работы улья также ведет ко вполне предсказуемым последствиям. Работа улья выглядит как совершенно продуманное, четко выверенное и тщательно реализованное чье-то творение.
А вот, посмотрите, наша, человеческая жизнь – сплошной дикий и совершенно непредсказуемый хаос. Кто-то что-то создает, кто-то что-то разрушает, кто-то куда-то бежит, кто-то где-то лежит, кто-то любит, кто-то ненавидит, и, в целом, со стороны, все это выглядит каким-то полным безумием. Ни логичным, ни предсказуемым, ни упорядоченным все это не выглядит, и вообще не похоже на какую-то систему, тем более, кем-то специально созданную.
Но вот если мы возьмем, например, любую статистику – допустим, по бракам и разводам – можно увидеть множество закономерностей. В частности, что люди женятся в большинстве случаев до 30 лет, а после 40, допустим, больше 50% браков распадаются. Разве это не выглядит как система, как нечто строго упорядоченное и логичное? И чем больше мы отдаляемся от фокуса чьей-то частной, конкретной жизни, чем с более дальнего ракурса смотрим на человечество в целом, тем больше таких закономерностей видим, тем больше все это похоже на кем-то придуманную и хорошо продуманную систему.
Нам только кажется, что наши жизни – это наши частные истории, не имеющие отношения к функционированию и развитию физического мира. На самом деле, все мы – лишь часть общего глобального мироустройства, где связано буквально все, и каждый человеческий поступок в прошлом влияет на жизнь всего мира в будущем. Как в том рассказе у Брэдбери, когда человек, попав в доисторические времена, случайно раздавил бабочку, а мир с тех пор начал развиваться по принципиально иному вектору.
И у вулканов, и у актуальной повестки вполне могут быть общие или плотно связанные друг с другом причины в прошлом, и каждая эта причина является следствием выбора того или иного человека. Каждый наш выбор и каждое наше решение влияет не только на нашу жизнь, но и на жизнь человечества и вообще всей планеты в целом. Не существует мелочей и пустяков, абсолютно все имеет значение. И именно поэтому так важно всегда выбирать добро.