Команда Марокко на чемпионате мира по футболу в Катаре — безусловная спортивная сенсация. Команда, которая в рейтинге FIFA занимает 22-ю строчку, обыграла Бельгию (2-е место), Испанию (7-е место) и Португалию (9-е место). Впереди битва с чемпионами мира — французами. Как ни странно это звучит, но в этом спортивном противоборстве есть немалая доля политической составляющей. Ее оценил политолог, эксперт по Ближнему Востоку и Магрибу Юрий Лямин.
Уже на групповом этапе команда Марокко приложила все силы для того, чтобы сборная Бельгии, вторая в мировом рейтинге, бесславно вылетела с турнира. Африканская команда обыграла одного из фаворитов турнира со счетом 2:0. Марокко вышла из группы с первого места с семью очками, а Бельгия осталась «за бортом», на третьем месте с четырьмя очками.
Затем было сражение со сборной Испании в одной восьмой финала. Марокканцы победили в серии пенальти со счетом 3:0, отправив испанцев домой.
Ну, а дальше, в одной четвертой финала, были слезы Криштиану Роналду и сенсационная победа Марокко над Португалией.
В полуфинале сборная Марокко, символ которой — атласские львы, встретится с с действующими чемпионами мира — футболистами Франции, футболки которых украшают символ страны — галльские петухи.
Марокканцы очень хотели этой встречи, и вот почему. До середины прошлого века Марокко была протекторатом Франции. Наряду с привнесенными на африканский материк «благами цивилизации», французские колонизаторы отметились жестким подавлением восстаний и другими подвигами. Десятилетия прошли, но отношения между марокканцами и европейцами теплее не стали. Так что не случайно, наверное, каждая победа марокканцев в Катаре выливалась в дикие гуляния марокканских эмигрантов в европейских городах.
Вот как политический аспект околофутбольных страстей в беседе с «МК» оценил политолог Юрий Лямин: «Надо сказать, что нынешний чемпионат мира по футболу свел в плей-офф марокканцев с тремя главными колониальными державами, что пытались захватить или подчинить Марокко — Испанией, Португалией и Францией. И если войны с Португалией относятся в основном к 15-16 векам, то Испания и Франция в первой половине 20-го века фактически разделили Марокко.
Естественно, что население не было в восторге от иноземного контроля и марокканцы не раз поднимались на вооруженную борьбу. Особым размахом отличались восстание берберских племен на севере Марокко в 20-х годах прошлого века — сначала против испанцев, а потом и против французов.
Это была длительная кровопролитная война, в ходе которой испано-французские силы даже не гнушались использовать химическое оружие».
Словом, как бы ни хотелось нам отделить спорт от политики, добиться этого полностью вряд ли получится. И о политической подоплеке в будущем матче между сборными Марокко и Франции, который состоится 14 декабря, забывать не стоит.
По крайней мере, заместитель главы Совбеза РФ Дмитрий Медведев свои предпочтения на финал чемпионата мира в Катаре выразил так: «О футболе. Классным был бы финал без вражеских стран. Аргентина — Марокко».
Осталось дождаться 14 декабря, чтобы узнать — останется ли сборная Франция «за бортом», вслед за Испанией и Португалией.
Автор: Сергей Вальченко