Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:
Анфилада парадных залов Большого Петергофского дворца
Эта статья будет посвящена приватным дворцовым покоям.
Анфиладу комнат женской половину дворца открывает Будуар или Куропаточная гостиная из-за рисунка шелка, который называется “Куропатки в поле”. Здесь в Будуаре по утрам придворные дамы ожидали утреннего появления императрицы.
Потолок украшает плафон неизвестного французского художника - аллегория утра, изгоняющего ночь. Под “утром” имела в виду императрица, выходившая в Будуар из Диванной.
Название “Диванная” происходит от огромного турецкого дивана при входе, который по преданию был подарен Екатерине ее фаворитом графом Потемкиным. Он присылает этот диван с фронта русско-турецкой войны, как трофей. Подробнее об их отношениях можно узнать в нашей статье.
Продолжает череду малых покоев Туалетная комната, где императрица могла проследить за своим платьем, прической, париком.
Только на стенах этой комнаты в Большом дворце весь шелк подлинный. Его оттенок гармонирует с гаммой живописи на стенах.
Над туалетным зеркалом висит портрет Елизаветы Петровны с арапчонком работы Георга Гроота.
Из Туалетной комнаты мы попадаем в кабинет Екатерины II. Здесь она регулярно занималась государственными делами. По углам кабинета стоят терракотовые бюсты французских мыслителей - Руссо и Вольтера. Стены украшает белый атлас с букетами и корзинами.
Соседствуют с кабинетом два интерьера служебного назначения - Штандартная и Кавалерская. И тот, и другой напоминают о гвардейских традициях. Например, в Штандартной хранили знамена - штандарты гвардейский полков, что летом стояли в Петергофе. А в Кавалерской обычно проводили церемонии, связанные с жизнью гвардии. Интерьер выполнен в ярко красных тонах. Шелк на стенах - кавалерийских, на стенах сражения, а в углу мраморный бюст - портрет древнего императора и полководца Гая Юлия Цезаря.
Из этих комнат мы переходим в Голубую гостиную. Интерьер гостиной начал свою историю в 18 веке, об этой эпохе напоминает роспись падуги с традиционным изображением воинской атрибутики, а в картушах можно рассмотреть вензель Елизаветы Петровны.
А вот обстановка Голубой Гостиной сформировалась при Николае I. Тогда на Императорском фарфоровом заводе была выполнена фарфоровая люстра, рассчитанная на 86 свечей. На том же заводе был выполнен и банкетный сервиз, который чаще называют “Капустные листья”, ведь на каждом предмете можно увидеть выведенные синим тоном очертания капустных листьев. Сервировку стола дополняет столовое серебро, стекло и хрусталь русской работы. Именно при Николае I входит в моду цветное стекло.
Стены Голубой гостиной украшают портреты императрицы Марии Федоровны - копия с работы французской художницы Виже Лебрен; портрет Екатерины II и портрет ее мужа - императора Петра III.
Самый интимный из интерьеров дворца - это комната Опочивальни. В нише стоит небольшая кровать, что неудивительно для того времени - спать было принято полусидя-полулежа. Это считалось более полезным для здоровья и кровообращения.
Рядом с альковной нишей стоит клозетное кресло. Обычно оно стояло за дверью, слева от ниши. А дверь с правой стороны ведет в Диванную.
Китайский шелк на стенах украшен не тканым рисунком, а росписью темпера по шелковой ткани. сам рисунок весьма интересен - на нем можно проследить стадии производства фарфора.
Самым ценным и самым старым интерьером является интерьер следующей комнаты. Это последний интерьер в экспозиции Большого дворца - кабинет Петра I или Дубовый кабинет. Даже в годы Великой Отечественной Войны удалось спасти значительную часть декора стен этого кабинета.
Декор на стенах - это не накладные детали, а вырезанные в дубовом массиве детали. Работа была выполнена французским резчиком Николо Пино.
В кабинете стоит подлинная мебель. Ореховый шкаф-бюро - рабочее место Петра. На столешне огромная книга - сборник указов императора. В центре интерьера глобус-сфера для занятия астрономией. А у зеркал стоят кабинеты, которые старше Петергофа. Это итальянская работа конца 17 столетия. В таких кабинетцах обычно хранили тайную корреспонденцию и драгоценности.
В углу слева стоят копии старинных флагов-штандартов, которые участвовали в знаменитом Полтавском бою. Синего цвета штандарт противника Петра I Карла XII, а зеленого - победителей. Именно в честь побед в Северной войне Петр I задумал строительство Петергофа.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
И обязательно ознакомьтесь:
Петергоф. Первая загородная резиденция вблизи Санкт-Петербурга. Период Петра I