За санкциями ЕС и США против российской нефти теряются новости об угольной отрасли, которая также оказалась под западными ограничениями. Запрет на импорт угля Европа ввела еще в августе этого года, а туда в 2021 году из России было отправлено около 50 млн тонн угля (отдельно в Евросоюз - 48,8 млн тонн), что составляет почти 22,5% от всего экспорта (223 млн тонн). Перенаправить же эти объемы на восток оказалось совсем не просто, а в 2021 году весь наш экспорт угля принес в бюджет 17,56 млрд долларов.
При этом, как пишет "Российская газета", в нынешнем году существенного снижения добычи угля в России удалось избежать. Так, в Минэнерго ожидают, что показатель снизится лишь на 1% от объемов 2021 года - 438 млн тонн (ранее говорилось, что возможно падение показателя на 17%). Экспорт, конечно, сократился сильнее, по разным оценкам на 8-12% (ранее рассматривались риски его падения на 30%), но снижение было компенсировано ростом внутреннего потребления: за семь месяцев оно увеличилось почти на 7%.
Центр развития энергетики прокомментировал перспективы развития угольной отрасли в 2023 году:
🟢 Мы ожидаем сохранения добычи угля в 2023 году примерно на уровне 2022 года (420-422 млн тонн).
🟢 Экспорт в 2023 году может вырасти до 205 млн тонн по сравнению с 190-195 млн тонн, которые мы ожидаем по итогам 2022 года. Оба показателя, тем не менее, будут ниже, чем в 2021 году (433 млн тонн и 258 млн тонн соответственно).
🟢 Мы ожидаем, что поддержку экспорту окажут расширение мощностей Восточного полигона и некоторое ослабление рубля на фоне сохранения относительно высоких мировых цен на уголь из-за энергетического кризиса. Возвращение приоритета для вывоза в восточном направлении квот отдельных угледобывающих регионов (Кузбасса, Хакассии, Бурятии) могло бы увеличить добычу и экспорт примерно на 15 млн тонн, но мы считаем такой сценарий маловероятным.
🟢 Себестоимость российского угля растет по трем основным причинам – увеличились расходы на фрахт, рост тарифов РЖД и укрепление рубля. Общий рост себестоимости составляет до 40% в зависимости от доступности флота. Поставки в Азию через порты Балтики и Черного моря находятся на грани рентабельности и часто убыточны (ситуация разнится в зависимости от того, владеет ли угольная компания парком вагонов и перевалочным терминалом). Компании продолжают поставки, потому что им надо выполнять контракты, и они опасаются потерять новых клиентов. Кроме того, в 2021 году и первой половине этого года крупные компании накопили денежные подушки благодаря высоким ценам на уголь, что пока позволяет им не сокращать радикально производственную программу и ожидать прояснения ситуации.
https://t.me/en_tran/278