Стрелка Васильевского острова. Ростральные колонны и здание Биржи. Где раньше располагался порт?

354 прочитали
1847. Айвазовский. Петербургская биржа.
1847. Айвазовский. Петербургская биржа.

Стрелкой Васильевского острова называют его самую восточную часть, разрезающую реку на большую Неву и малую Неву. Эта часть Васильевского острова находится на возвышенности, и она оказалась наименее подверженной наводнениям.

В 1703 году Петр I повелел строить на Стрелке ветряные мельницы для распиловки леса, который потом использовали для строительства домов и кораблей.

Вскоре, Доменико Трезини разработал проект планировки Васильевского острова. Участки земли около Стрелки В.О. было решено отдавать более богатым и знатным людям. Проект был учрежден Петром I. Через год французский архитектор Леблон предложил Петру I свой план застройки острова, но из всех его задумок, царь оценил только создание на Стрелке В.О. административно-делового центра новой столицы. Так Доменико Трезини продолжил работу над планом застройки Васильевского острова с учетом новых идей. Он разработал план главный площади, которая получила название Коллежская. По задумке архитектора на Стрелке В.О. должен был стоять главный городской собор, но Петру I не понравился ни один из проектов и было принято решение отказаться от храма.

В то время на Стрелке были построены двухэтажные дома знати, выполненные в стиле “петровского барокко”. В 1718 году стали строить здание Кунсткамеры и Мытного двора. В 1727 году на Стрелку была переведена таможня. Но только в 1733 году на Стрелке разместить морской торговый порт, рядом с которым располагалось деревянное здание первой биржи.

Со временем центр города стал сформироваться на другом берегу Невы, а Стрелка В.О. стала крупным торговым портом. В 1783 году было принято решение строить каменное здание биржи. Проект Биржи разрабатывал архитектор Джакомо Кваренги. Своим главным фасадом здание было ориентировано на Зимний дворец из-за чего относительно самой Стрелки оно было расположено криво. Строительство Биржи затянулось и здание так и осталось без кровли. Позже оно было разобрано.

В 1804 году архитектору Тома де Томону заказали новое здание Биржи и обустройство ансамбля Стрелки В.О. Благодаря ему стрелка Васильевского острова стала абсолютно симметричной. В центре находилось здание Биржи, по обе стороны от нее были построены пакгаузы (склады). Также были построены две Ростральные колонны, которые должны были выполнять роль маяков. Также шли работы по благоустройству восточного мыса острова. Там в качестве парадной пристани оформили полукруглый гранитный спуск к Неве.

1834-1842. К.П. Беггров. Вид Биржи от Зимнего дворца.
1834-1842. К.П. Беггров. Вид Биржи от Зимнего дворца.

Тома де Томон хотел чтобы Биржа напоминала античный храм. Он называл ее “Храм торговли”, именно поэтому она выстроена в таком стиле. На фронтоне можно увидеть фигуру “Нептун с двумя реками”, а над входом с другой стороны - “Навигация с Меркурием и двумя реками”.

Васильев Т. А. 1821. Здание Биржи с ея маяками
Васильев Т. А. 1821. Здание Биржи с ея маяками

Одним из важнейших атрибутов Стрелки В.О. являются Ростральные колонны, выполненные по проекту Тома де Томона. Колонны должны были служить маяками, каждый вечер на 32-ух метровых колоннах зажигали сигнальный огонь.

Колонны украшены имитацией носовых частей кораблей - рострами. Отсюда пошло и название. Это древнеримская традиция - на месте морского сражения ставили колонну и цепляли на нее носы вражеских кораблей.

Стрелкой Васильевского острова называют его самую восточную часть, разрезающую реку на большую Неву и малую Неву.-4

У подножия колонн можно увидеть фигуры - мужскую и женскую. Считается, что это изображены великий русские реки. На одной колонне: Нева и Волхов, а на другой Волга и Днепр.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

И обязательно ознакомьтесь:

Строительство Санкт-Петербурга. Правда и ложь

Летний сад. Три наводнения. Что происходило с садом после смерти Петра I?

Самые страшные наводнения в Санкт-Петербурге

Ботный Дом в Петропавловской крепости. Знаменитый ботик Петра I, который называли “дедушкой русского флота”.

Адмиралтейство в Санкт-Петербурге. История первой верфи города. Кораблик-флюгер - символ Санкт-Петербурга

Новая Голландия: от складов корабельного бруса до современного общественного пространства. Почему не стоит "лезть в бутылку"?