В центре Санкт-Петербурга находится современное культурное пространство "Новая Голландия". В хорошую погоду здесь можно полежать на зеленой лужайке, а зимой тут заливают каток и устраивают рождественскую ярмарку, создавая новогоднюю атмосферу. Сейчас в зданиях «Новой Голландии» находятся рестораны, кафе, магазинчики и офисные помещения. Но что же тут было раньше?
Через год после основания Санкт-Петербурга основывают две верфи для постройки кораблей: Адмиралтейский двор и Галерный двор. В 1719 году для того, чтобы облегчить поставку дерева для строительства флота, было прорыто два канала: Адмиралтейский и Крюков. В результате чего возник треугольный остров, который назвали «Новая Голландия». Рядом с Адмиралтейством был район, который назывался «Голландией», потому что там селились голландские кораблестроители. А новый остров со складами корабельной древесины напоминал Петру I Голландию, так и закрепилось название «Новая Голландия».
Долгое время «Новая Голландия» была отрезана от основной суши, мостов на остров не строили. Петр I таким образом приучал своих подданных к судоходству. На острове был запасной дворец Петра, в котором он жил, когда приезжал инспектировать Галерную верфь.
В 1735 году в Адмиралтействе случается пожар, тогда вся центральная часть города была построена из дерева. За несколько часов выгорели целые кварталы. После пожара городские власти приказывают строить в центре города исключительно из камня, а дерево для постройки кораблей хранить на отдельных островах или буянах. Так на территории «Новой Голландии» появляется склад для хранения бревен для флота.
Архитектору Ивану Коробову поручают построить складские помещения по периметру острова. В них хранилось не только дерево, но и инструменты и различные приспособления для строительства и ремонта судов.
Корабельный лес в России долгое время использовался не только для постройки кораблей, но и на продажу. Активно торговали лесом во времена Екатерины II. Основным покупателем была Англия, их морской флот был построен основном из русского леса.
Через некоторое время архитектору С.И. Чевакинскому поручают перестройку деревянных складов. На территории «Новой Голландии» появляются каменные строения. Особенность этих зданий была в том, что бревна для постройки кораблей должны были храниться вертикально, а не горизонтально. Благодаря небольшому наклону к стене сарая, к бревнам поступал воздух. Так лес быстрее просыхал, а также это упрощало процесс отбора бревен. Один сарай вмещал такое количество бревен, что их хватало для постройки 15 кораблей.
В 19 веке спрос на древесину для строительства флота снижается, так как корабли начинают строить из металла. Из-за этого складские помещения остаются невостребованными. Но вскоре здесь стали хранить вещи, которые относились к морскому ведомству. Территория острова долгое время была закрытой и использовалась разными военно-морскими службами и ведомствами. В 20 веке на острове находился архив Морского министерства.
В середине 19 века, когда потребность доставлять лес к верфи отпала, Адмиралтейский канал оказался не нужен. Осталась лишь небольшая его часть. Основная его длинная была включена в трубу и засыпана землей. Сейчас на месте части канала располагается Конногвардейский бульвар.
Визитная карточка «Новой Голландии» - это арка Валлен-Деламота. Архитектор планировал построить две одинаковые арки, но денег хватило только на одну. Арка построена во второй половине 18 века и выполнена в стиле классицизма с элементами античности. Валлен-Деламот проектировал не только арку, но и фасады «Новой Голландии». Предполагалось, что они будут подштукатурены и покрашены. Но началось русско-турецкая война и денег на окончание фасадных работ не осталось. С тех самым пор здание осталось кирпичным.
Во время правления Николая I, в 1829 году, на острове по проекту А.Е. Штауберта строят морскую тюрьму. Изначально, в народе здание стал называть «башней», но потом все стали называть ее «бутылкой». Отсюда и пошло выражение: «Не лезь в бутылку».
Заключенные «бутылки» могли освоить профессию и даже заработать. К моменту отбывания срока у них накапливались сбережения, которых хватало на первое время.
На территории «Новой Голландии» располагалась церковь Святого Николая Чудотворца, которая была выполнена в морской тематике. В ней хранились иконы, которые моряки брали собой в плаванье. А иконостас был выполнен на парусине. Церковь разрушили в 1919 году.
Одно время на острове работал известный кораблестроитель Алексей Крылов, который исследовал и разрабатывал теорию непотопляемости корабля. Для этого на территории «Новой Голландии» в 1893 году был создан бассейн «для производства испытаний над сопротивлением воды». Опыты проводил известный ученый Д.И. Менделеев. В нем испытывали модели разных известных кораблей: броненосец «Полтава», крейсер «Аврора», крейсер «Россия», подводная лодка «Дельфин» и даже испытывали модель первого линейного ледокола «Ермак».
Также, на острове находилась лаборатория по производству бездымного пороха, под руководством Менделеева.
В 1915 году на острове построили самую мощную в стране радиостанцию. 26 октября 1917 года были переданы новости о падении временного правительства и смены власти в стране. В начале 2000-ых годов остатки радиостанции окончательно ликвидировали.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
И обязательно ознакомьтесь:
Адмиралтейство в Санкт-Петербурге. История первой верфи города. Кораблик-флюгер - символ Санкт-Петербурга
Опытовый бассейн в Новой Голландии. Почему он был так важен?
Строительство Санкт-Петербурга. Правда и ложь
Петр Телушкин. Ремонт шпиля Петропавловского собора. Жест "выпить".
Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Первый музей России.
Стрелка Васильевского острова. Ростральные колонны и здание Биржи. Где раньше располагался порт?
Летний сад. Три наводнения. Что происходило с садом после смерти Петра I?