Найти тему
Подписаться

Почему в психологии "только неправильный метод даёт результат"?

Оглавление

Базовый принцип даосских практик: "Только неправильный метод даёт правильный результат" звучит странно для привыкшего к иным подходам "западного" уха.

В кавычках потому, что все, что работает - работает независимо от стороны света. Но не всегда просто понять, что работает, а что "имитирует бурную деятельность", как говорили в старое, доброе, советское время.

Психология и педагогика

Мало чем отличаются по существу.

  • Как можно обучать, развивать человека, не понимая, по каким принципам работает его психика?
  • Какая польза в психологии, которая не развивает человека, не обучает его ничему новому, не гарантируя, что он не повторит уже сделанные ошибки?

Конечно, существует и весьма востребована "психология утешения" (только что придуманный мною термин).

  • "Что-то мне, доктор, не по себе, кошки на душе скребут, настроение скачет, хандра навещает все чаще, а поговорить по душам не с кем".

Я действительно не против и не юродствую - такое тоже требуется. Но я говорю о психологии в ином - изначальном понимании, о котором упомянул чуть выше.

О птице судят по полету, дерево узнают по плодам его. Как и профессионала в любой области.

С педагогикой - "факт на лице". Каждый, кто сталкивался со школой, понимает, а остальным понимать не обязательно. Зачем усложнять людям жизнь без необходимости?

А вот с психологией сложнее.

Нет статистики, а та, что есть - не статистика, а "синдром утонувших моряков, которые не свидетельствуют". Какой чудак-психолог представит вам реальную статистику жизни своих клиентов "после"? Не выборочную, а полную? Но главное, что абсолютное большинство психологов ее просто не имеют. Один, максимум несколько "сеансов" - и "Кто следующий?".

Это если коротко.

Что такое правильный и неправильный метод?

Я писал об этом много раз (тут, тут, тут и еще много где). Покажу еще раз, на примерах.

Каждый находит в разных примерах, взглядах, точках зрения своё. Поэтому множественность метафор - еще один принцип правильного обучения и хорошей психологии.

Представьте, что перед вами ящик, в который свалены разные "штучки". Свалены так, что занимают слишком много места в сравнении с тем, сколько могли бы. А вам требуется их перевезти. Далеко. Что стоит недешево. И вы стремитесь сэкономить, "упаковать" детали поплотнее.

Что подсказывает "лобовое" решение?

Вот то и подсказывает: взять каждую "штучку", подумать, переложить в другое место, поудобнее. И так со всеми. Это если коротко.

Что подсказывает "неправильный" метод?

"Не надо умничать - нужно трясти!"

Вы просто прицепляете к ящику вибромашинку, ящик трясется и "штучки" словно по мановению волшебной палочки располагаются более оптимальным образом!

Если вы столь же чудесным образом запишите все траектории "штучек" в процессе тряски и попробуете повторить фокус с другим ящиком деталей - то фокус у вас не получится.

Не получится в принципе, а не потому, что "не получилось". В сложных системах действуют другие принципы.

Сколько вариантов в шахматной игре?

Кто-то посчитал: около десяти в восьмидесятой степени, из них осмысленных - около десяти в сороковой степени. Насколько возможно алгоритмически играть в шахматы?

Ни насколько.

Конечно, вы скажете, что "Компьютер обыгрывает человека, а ПК - это машина, алгоритм".

Так, да не совсем. Но допустим, что так.

Возвращаясь к психологии: как вы себе представляете психолога, работающего по алгоритму, утвержденной методике, перебирающего во время сеанса столь невероятно количество вариантов?

  • "Почему же столь огромное?" - спрашиваете.
Конечно, не столь огромное, я согласен. А гораздо бОльшее. Человек сложнее доски с несколькими фигурками.

И как же возможно алгоритмизировать работу с человеком?!

Неправильный - правильный метод

Меня сейчас упрекнут: мол, "опять одни метафоры и ни одного конкретного примера!"

Мой ответ таков:

у меня примеров - не как звезд на Небе, конечно, но за 40 лет набралось изрядно. И из своей практики, и из практики работы с людьми.

  • А какой именно пример, какого рода смог бы вас убедить?

Например, такой подойдет?

Начиная работать с навязчивым, компульсивным желанием совершать вредные действия, мы получаем избавление от хронических болей в колене?

Нет? Не подходит?

  • "А как я могу это проверить? Что, верить на слово?"

Согласен, поэтому и стараюсь не злоупотреблять бездоказательными утверждениями, а наполняю тексты проверяемыми метафорами.

Возвращаясь к ящику со "штучками".

-2
Мы видим главный принцип, используемый даосами и в собственной Практике, и в терапии.
Принцип гармоничности, синергизма, системности - и еще много слов, которые вбирает в себя одно, используемое даосами:
"Правильный образ".

Вы слышали о "правильном образе жизни"? Наверняка. И наверняка не знаете, что это в точности такое.

Ведь "правильность" западной медицины и психологии регулярно "обновляется". То мясо есть вредно, то полезно. То правильно иметь "сбалансированную диету", то выясняется, что это фикция, "механицизм", попытка втолкнуть арифметику в живой организм.

Даосы исходят из других принципов, которые настолько же просты, как и "не нужно думать - нужно трясти". И настолько же эффективны. И с научной точки зрения столь же необъяснимы.

Но "вам шашечки или ехать"?

Я верю, что когда-нибудь Запад и Восток сойдутся вместе, несмотря на проклятие Киплинга. (Откуда англичанину знать о столь глубоких вещах?). Но я-то свою жизнь живу сейчас, а не "потом".

А вы?

Вероятность увидеть следующие статьи резко возрастает при подписке

==========================

Приглашаю вас в свою группу ВК.

На комментарии отвечаю.

==========================