Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова по Евангелию об исцелении скорченной женщины. Утро 8 декабря 2002 года. Запись из архива мультимедийного издательства "Деоника".
В одной из синагог учил Он в субботу (Лк. 13, 10). Суббота – это день покоя, когда благочестивые израильтяне собирались для того, чтобы послушать слово Божие, его толкование и помолиться Богу. Поэтому Господь тоже старался, во-первых, как благочестивый иудей, а во-вторых, для того чтобы найти аудиторию для своей проповеди. Недаром Он решил изначала явиться народу на берегах иорданских, именно там, где проповедовал Иоанн Креститель, крестившись от него. Иоанн удивился, говорит: “Как Ты можешь креститься от меня?” (см. Мф. 3, 14) Потому что он сам Его исповедовал Агнцем Божьим, непорочным. В чём Ему каяться, в чём исповедоваться, зачем креститься? Господь знал, что там, где Иоанн, там собираются самые благочестивые люди из всего Израиля, которые ищут духовной жизни, ищут спасения, поэтому Господь туда и пришёл им навстречу. Здесь то же самое, Он приходит в синагогу. Синагога — это не Храм, конечно, но место, где собираются люди, которые не могут еженедельно ходить в Храм, для того чтобы этот день посвятить занятиям духовным. Он пришёл именно для того, чтобы обратиться к ним.
В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи; она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога (Лк. 13, 10-13). Несмотря на свой недуг, она была в синагоге. В таком скрюченном положении трудно передвигаться, Израиль – страна холмистая, не равнинная, поэтому ей, чтобы дойти до синагоги, может быть, приходилось и в гору неоднократно подниматься. Конечно, то, что она, будучи так больна, тем не менее приходила в синагогу, чтобы слушать слово Божие и молиться, это свидетельствовало о её устроении души. Это мы внешне можем оценить, а Господь, конечно, смотрит на внутреннее, видя и зная, что она в таком состоянии уже восемнадцать лет. Такой огромный срок, поэтому сжалился над ней и исцелил её. Этим, конечно, Он нарушил принятый порядок вещей, чем возмутил начальника синагоги. Каждый из нас может за собой последить и увидит, что, если проанализировать любое наше возмущение, то обычно каждое наше возмущение складывается из нескольких движений нашей души. Бывает просто какая-то помеха.
Все водители во время езды на дороге обычно страшно ругаются. Каждый ездит в пределах правил более или менее, иначе очень дорого будет ездить, но, тем не менее, мало заботясь о других, особенно о пешеходах. Даже если человек не спешит, редко увидишь, когда водитель пешеходов пропускает. Или когда кому-то надо перестроиться в другой ряд, чтобы кто-то уступил или пропустил, надо обязательно резкое движение сделать, того напугать, тогда человек будет делать вид, что ему очень надо, хотя и не очень. Все страшно ругаются, возмущаются. Самое интересное, что все возмущаются именно тем, что делают сами. Одни делают это постоянно, другие изредка, но практически не бывает, что один водитель не грешил тем же, за что он костерит всех окружающих. Есть такой мотив возмущения, потому что человеку создаются всякие помехи, это возмущает.
Бывает более скрытое возмущение, например, из зависти. Начальник синагоги мог вполне возмутиться не тем, что Господь исцелил в субботу, а, допустим, у него был скрытый мотив зависти, потому что зависть чаще всего действует скрыто. Например, человек возмущается, а сам не даёт себе отчёта, что он возмущается из зависти. Наверняка к нему, как к духовному руководителю общины, эта женщина подходила, наверное спрашивала, может молитвы какие-то есть, может ей куда-то отчитаться съездить, может какую-то траву он пропишет, как знаток Священного Писания, чтобы ей помогло. Но он ничего не мог ей сделать на протяжении долгого периода, а тут руки возложил, она выпрямилась и стала славить Бога, всё как-то мимо него. Он мог взревновать, потому что, ну кто этот человек? Ну мимо проходящий проповедник. В Израиле таких были сотни. Не только в Израиле, но и у нас, всякие ходят калики перехожие, четыре класса образования, без постоянного места жительства, обвешивают себя всякими вещами. Говорят разное, начиная от МММ, кончая концом света, тем, что все продались и прочее, но кончается всё как всегда фразой “дай денег”. Народ собирается, слушает всякие рассуждения, особенно про конец света всем очень интересно, когда же закончится всё это безобразие. Я понимаю, что всем надоело, но тут и страшно, и как-то хочется от этой общей катастрофы немножко заслониться, человек ищет на что опереться. Здесь вполне возможно, что начальник синагоги возревновал и позавидовал. Но есть такие грехи, которые человек в силу общественного мнения прячет. Он как-то их стесняется. Одним из таких грехов, например, у нас в России является жадность. Жадность как-то не приветствуется. Почему так? Потому что тысячу лет воспитывалось Церковью милосердие. Всегда поэтому около храма нищие концентрируются. Человек, если не хочет ему давать, то обязательно изобретает для себя какую-то очень серьёзную причину для обоснования. Отношение к преступникам, к каторжникам, люди их всегда кормили, всегда помогали, всегда напутствовали. Государству даже приходилось всякие законы издавать против народа, чтобы не принимали в дом беглых каторжников, например. Всегда отношение к военнопленным было очень ласковое, хотя пять минут назад был враг. Это уже только при советской власти, когда стали перевоспитывать, старались воспитать нового человека светлого будущего, тогда и появилось такое отношение, когда воспитывалась и культивировалась ненависть к врагам. Слава Богу, полностью это не смогли переломить, такую уже выработанную тысячелетней православной культурой доброту. Чтобы оправдать свою жадность, человек выдвигает какие-то аргументы. Всегда, чтобы замаскировать свои какие-то грехи, человек вынужден выдвигать какие-то аргументы. Так и начальник синагоги. Я совсем не уверен, что он из зависти к Господу Иисусу Христу. С другой стороны, святые отцы толковали так, что иудеи распяли Христа из-за зависти. Зависть – это дьявольский грех, изначала дьявол позавидовал Богу. Он первый, а потом уже научил этому людей. Он так и человека учил, мол, Господь вам внушил, что не надо вкушать с этого дерева, потому что Он боится, что вы сделаетесь, как боги. Старался вызвать в человеке такую же зависть, какая была в нём самом. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний (Лк. 13, 14). Во-первых, и ему так было приятней, потому что сам он, как начальник, только по субботам ходит, а не каждый день. Кому-то помельче, какому-то синагогическому чиновнику уже не так тяжело будет на это всё смотреть. В то же время он как бы и показывает, дескать: “Я не против, но должен быть порядок”. Призывают к порядку обычно те люди, которые не хотят этого порядка.
Например, существует больница. Спроси у людей, для чего существует больница? Скажут: “Наверное, чтобы лечить больных”. Хорошо, а тогда почему же не лечат, причём иногда заведомо? Есть лекарство, знают, что больному оно нужно, но не дают, придерживают для какого-то другого больного. Это же факт. Есть такой факт? Любой доктор, любая медсестра скажет, что есть. А отношение? Привезли с улицы бездомного – одно отношение, привезли человека богатого и знатного – другое отношение. С точки зрения социальной, может быть, богатый и знатный – более важная фигура, а с точки зрения божественной или биологической они одинаковы: и тот, и тот человек. В чём же тут дело? В том, что больница – это место не для того, чтобы лечить больных, а для того, чтобы оказывать платные медицинские услуги. Ты платишь, тебе на эту сумму оказывают услуги. Если тебе чего-то не дают, значит видно на глазок, чтобы ты это оплатить не сможешь никак. Вот и всё. Так всё можно извратить. Можно очень успешно храм превратить в источник ритуальных услуг. Вам чего? Отпеть? Нет проблем. Вам покрестить? Ещё проще. Чего вам, повенчать? Давайте. Всё что хотите. Это стоит столько-то, это столько-то. Никаких проблем. Каждый, кто хочет, пройдите в кассу, оплатите, вас обслужат, и до свидания. Могут более или менее вежливо выпроводить. Как ты заплатил, так ты и поехал. И так во всём. Такси тоже – это не средство передвижения, а средство существования того, кто сидит за рулём. Ему совершенно не интересно, везёт он тебя или не везёт. Поэтому он говорит: “Этого повезу, этого не повезу.” Всё время теряется изначальный смысл. Все заинтересованы совершенно в других вещах. Как правило, к сожалению, больше заинтересованы в том, чтобы побольше заработать, но не по существу, для чего вообще существует сам по себе объект.
Даже вчера: вылетела рама. Ветер дунул, в храме вылетела рама в такой мороз, пожарную команду вызывали. Когда рама упала, увидели, что её наживили такими гвоздиками. Потом леса сняли, как ты проверишь? Понятно, что в таком большом сооружении всё проверить за каждым работающим невозможно, потому что цель его была не в том, чтобы раму поставить, а в том, чтобы комиссия приняла, чтобы зарплату получить. У тех, которые были прорабами, только на этом нажиться. С чего он живёт? С того, что рабочим платит меньше, а себе больше, а сам он и гвоздя не забил. Поэтому такие дополнительные расходы. То от карниза кусок отлетел, чуть человека не убил. Слава Богу, сейчас там никого, а ведь неделю назад здесь художники работали, иконы писали для храма. Представляете, с такой высоты такая рама. Минимум сотрясение мозга точно, а могло и насмерть убить. Из-за чего? От того, что человеку всё равно, будет рама держаться или не будет.
Так и здесь, начальник синагоги, учреждения, которое создано для того, чтобы люди, которые не могут дойти до Храма, могли собраться. При современной ситуации у евреев вообще нет ни одного храма, только в синагогах бедные и собираются по всему миру. Тогда прийти помолиться, почитать Священное Писание было реальной проблемой. Чему поучиться там? Зачем человек ходит в синагогу? Очень просто, один законник так Спасителю и сказал, когда Он спросил, какая наибольшая заповедь. Он ответил, что любовь к Богу и любовь к ближнему. Спрашивается, из всех людей, ходящих в синагогу, кто лучше всего это должен выучить наизусть? Понятно, начальник синагоги. Раз ты начальник, с тебя и спрос больше. Вот женщина скрючена восемнадцать лет, она страдает. Ей что, приходить на следующий день? Это значит, опять туда с горы вниз, потом опять по жаре наверх. Вот сейчас она здесь, можно её вылечить. Где же любовь к ближнему? Ей ещё один день нужно спускаться вниз, подниматься наверх, ждать своей очереди. Получается, что синагога создана, чтобы учить любви к ближнему. Вот он, ближний, страдает не один год, но абсолютно никакой реакции. Наоборот, выдвигаются условия, вроде бы оправданные, что шесть дней надо делать, а в этот день совершенно не положено. Ясно, что это сущая демагогия от начала до конца, это всё обман. Совершенно другие мотивы у этого начальника синагоги. И вот это ужасно. Поэтому, когда возмущались на такие действия Христа Спасителя, Он говорил: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф. 5, 17). Закон в этом и состоит, чтобы ближнему оказать любовь мгновенно. Любовь нельзя отложить, любовь всегда присутствует. Если можешь, помоги. Он в данном случае помогает. Если бы начальник синагоги что-нибудь понял из Священного Писания, он бы тут же пир закатил, он бы праздник устроил, сказал бы: “Дорогие братья и сестры, сегодня у нас настоящий праздник. Наша прихожанка болела, но на наших глазах она исцелилась. Давайте все её с этим поздравим и от всей души поблагодарим этого дивного человека, который на неё возложил руки, и после такого многолетнего недуга Он её так выпрямил”. Вот как он должен был сделать, если б он разумел Священное Писание.
Конечно, этот эпизод был две тысячи лет назад, но за две тысячи лет мало что изменилось, к сожалению. Получается так, что очень редко именно в наших поступках действует этот побудительный евангельский мотив. Господь говорит: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48). Мы в своих поступках, действиях, оценках всяких ситуаций руководствуемся чем угодно, но только не Святым Евангелием. Это очень печально, поэтому евангелист описывает этот эпизод, для того чтобы мы радовались о всех славных делах Божьих.
Господь сказал ему в ответ: лицемер! Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведёт ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И, когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его (Лк. 13, 15-17). Зачем Господь вызвал в них этот стыд? Стыд, как горчичник – жжёт, но лечит. Для того чтобы человек устыдился в другой раз, если уж Бога не боится. Ну не проникает в него Священное Писание, так часто бывает, мы это в детях наблюдаем. Вот заупрямится, вот не хочет что-то делать, вот ленится. Сначала его убеждают, потом на него кричат, потом его поставят в угол, потом ему всыплют как следует, потом всё равно заставят, если родители нормальные, конечно. Таких тоже мало, обычно родители говорят: “Ладно, сама сделаю”. Ребёнок думает: “Отлично, я научился управлять мамой, теперь осталось научиться управлять бабушкой, дедушкой”. Он сам создаёт такие ситуации, чтобы не самому делать, а чтобы за него. «Не могу», «живот болит», «неохота», «каждый день эта алгебра», «Какая разница, где мои колготки, висят на спинке стула или валяются в углу? Что от этого?», «да я лучше завтра», «я не хочу, я хочу почитать», «ой, дай досмотреть». Чтобы с ним бороться, нужно нервы иметь, нужно терпение, нужно чтобы без скандала обошлось, чтобы было какое-то назидание. Каждый раз нужно волю проявлять. Поэтому всякие слабые начальники и слабые родители дело до конца не доводят. Это обычная ситуация во всяких научных лабораториях. На стройке так не бывает, мастер не будет брать и за тебя штукатурить. Он тебя отмотивирует по полной программе, а потом, может, с работы выгонит, сумеет как-то прижать. А тут обычно завлаб за всю лабораторию сам и работает. Говорят: “Да выгони их”, – “Да ну, жалко, двое детей. Кто-то у них там пьёт”. Пьёт? Ну пусть пьёт. Работа должна быть сделана. А почему так? Человек забывает, что есть лаборатория, которая проводит какое-то исследование. Тогда снимай эту вывеску, напиши “Богадельня за счёт колхоза” или “Богадельня за счёт шарикоподшипникового завода”. Человек жалование получает, а не делает ничего. К этому он добренький, а кто прибавочную стоимость создаёт, чтобы эти деньги ему заплатить, тот, значит, должен в лаптях ходить и не иметь медицинского обслуживания или зарплату по полгода не получать? Почему нужно, чтобы у кого-то взяли, а этому дали? С какой стати? Пусть тогда работает. Апостол Павел сказал: Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. 3, 10). Как ты можешь есть, если ты не работаешь? Только в одной ситуации, если ты лежачий больной и кто-то добровольно согласен тебя кормить. А здесь не добровольно, извини. Поэтому если ребёночек перестаёт выполнять те функции по дому, которые он должен выполнять, нужно переставать его кормить, тогда через сутки или двое он всё будет делать, как надо. Это понятно, потому что есть-то захочется. И не надо на него кричать, и не надо его бить, и не надо его унижать, называть всякими словами, как обычно делают родители, выливая своё раздражение на это безумное упрямство. Все же люди грешные, и дети грешные. Конечно, они упрямые, конечно, они ленивые, конечно, они невоспитанные, конечно, они своевольные, конечно, в них очень много всяких пороков и своих собственных, и тех, которые мы в них воспитали нашим неправильным поведением. Они, глядя на нас, всё это совершенствуют. Надо задуматься, вот мы его воспитываем, а кого? Что мы делаем, чтобы воспитать в юном человеке смирение, послушание, терпение, кротость, милосердие, трудолюбие? Что мы, папа, мама, тёти, дяди, бабушки, дедушки предпринимаем, чтобы конкретно в этом маленьком человеке всё это воспитать? Такой задачи не ставится. Если как-то само собой получится, то неплохо, но конкретно, чтобы целенаправленно воспитать, чтобы всё дурное от него отошло, а всё доброе выросло, такого нет. Что же мы себе тогда на старость готовим, спрашивается? Готовим какого-то начальника синагоги, который на нашу просьбу нам будет десять аргументов приводить, чтобы ему это не делать. Система воспитания народа Израиля так и привела к тому, что, когда пришёл Христос Спаситель, вместо того чтобы склониться перед Ним, они Его распяли на Кресте.
А мы? Вроде бы наши предки приняли Христа, а мы устроили себе такую хорошую жизнь – на службу хожу, колбаску не ем в определённые дни, и всё, я уже считаю, что я христианин. Я колбаску не ем, я праздники почитаю, куличи пеку, яйца крашу, крест на могиле ставлю, даже тем, кто в церковь никогда не ходил. Так положено, я всё делаю, что положено. Самое главное, что положено – это любить Бога и ближнего. Мы стараемся всё так устроить, чтобы всё было душевно, симпатично. Опять забываем, ради чего всё это. Зачем Он это всё затеял? Зачем Господь пришёл на землю? Зачем в вертепе родился? Зачем в Египет бежал от царя Ирода? Зачем воспитывался в труде и послушании? Зачем на проповедь вышел? Зачем дал Себя арестовать? Зачем дал Себя распять? Зачем воскрес? Зачем на небеса восходил? Затем, чтобы мы колбаску не ели, что ли, по средам и пятницам? Это совершенно не равноценно. Всё это Он сделал для того, чтобы нас научить, как мы должны любить друг друга. Вот зачем. А вот этого мы как раз хотим всячески избежать. Любовь, с одной стороны, вещь очень невыгодная, а с другой стороны, очень хлопотная, потому что самого себя-то мне окружить любовью довольно трудно, а уж на кого-то другого уже ни сил, ни времени не хватает. К сожалению, получается такое выхолощенное, лишённое силы, имеющее только внешнюю оболочку христианство. Господь однажды в Своей проповеди сказал: очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их (Мф. 23, 26). Если только внешнее, тогда, действительно, как накрашенный гроб. Надо нам постараться над этим задуматься, чтобы в нашем приходе в храм, в нашей молитве, вообще в нашей жизни был обязательно смысл. Главный смысл, к которому должно всё идти, как к завершению – это любовь и к Богу, и к ближнему.
Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/