Найти тему
ZDG

Дрон Добрыня: разбор ситуации

Оглавление

Не хотел писать на эту тему, потому что это на грани сползания в политоту, но раз уж всё равно появились другие публикации, то разберёмся с тем, что представляет из себя дрон Добрыня, и можем ли мы ждать успехов отечественного дроностроения.

С чего всё началось

Некоторое время назад на нескольких ТВ-каналах одновременно прошёл сюжет о том, что на производстве Алмаз-Антей делают новый военный дрон Добрыня на 75% из российских деталей. Некоторые пошли дальше, и заявили, что там 100% российское, вплоть до винтиков (ну, насчёт винтиков можно и поверить).

Лишь лёгкий взгляд на этот дрон вызывает разочарование и гнев.

Большая часть его комплектующих – китайские и куплены на Алиэкспрессе. Путём просмотра видео, из тех деталей, что попали в кадр, можно установить следующее:

Моторы, пропеллеры, батарея, камера, видеопередатчик, антенна видеопередатчика, пульт управления, видеоприёмник – точно с Алиэкспресса, есть конкретные наименования, просто не буду их тут перечислять.

Приёмник неизвестно какой, но используется пульт RadioMaster TX12 с мультипротокольным модулем (совсем как у меня) и соответственно приемник будет что-то вроде FrSky XSR.

-2

Что может быть российской разработкой?

Здесь рассмотрим детали, происхождение которых или "сомнительно" (то есть не точно с Алиэкспресса), или действительно российское.

Проектирование

Можно сказать – пусть детали импортные, но сам дрон спроектирован в России. Да, это конечно так. Но называть это проектированием я бы постеснялся, так как это абсолютно типовое решение, которое "проектирует" любой авиамоделист-любитель, который собирает собственный дрон. Я таких дронов "напроектировал" уже штук 20. Несерьёзно, в общем. Но тем не менее, запишем в актив.

Карбоновая рама

-3

Собственно, карбоновые рамы производятся тысячами в самых разных формах. Они очень простые, поэтому тут в принципе трудно найти "разработку" – нарисовать раму можно за 15 минут, ну а дальше нужен только ЧПУ-станок и лист карбона. Возможно, карбон российский и станок российский. Ну или в крайнем случае, пилят рамы всё-таки в России, а не заказывают готовые в Китае.

3D-печатный кожух

-4

Этот кожух защищает электронику коптера, правда непонятно от чего. Добрыня заявлен как всепогодный дрон, который может работать в дождь и мороз, но кожух не может защитить от влаги, потому что негерметичен.

Для защиты от влаги детали покрывают лаком, но такого я в репортаже не увидел.

В общем, кожух непонятно для чего, к тому же он добавляет много лишнего веса, что будет резко влиять на полётное время.

Однако же это прямо-таки центральная фишка и гордость репортажа – мы печатаем его сами, на собственных 3D-принтерах. Ну молодцы, что.

Моторы

Дрон показывают с двумя моделями моторов. Одна это китайские iFlight Xing 2208, а другая это неизвестные моторы, по-видимому с пластиковым корпусом, и с фирменным алмаз-антеевским логотипом.

-5

Забегая вперёд, скажу, что у меня есть сведения о том, что моторы действительно разрабатываются, поэтому это хорошие новости.

Полётный контроллер

Полётник сделан на базе процессора F722 и это действительно российская разработка – в том плане, что разводку проектировали у нас, и сами платы выпекаются тоже у нас. Но радиодетали, главная из которых это процессор, конечно же импортные. И вряд ли эта разработка делалась полностью с нуля, так как аналогичных существующих контроллеров, с которых можно что-то банально передрать – более чем достаточно. Но это и не плохо, так как зачем изобретать велосипед.

Регулятор оборотов 4в1

Внешне он очень похож на iFlight BLITZ с Алиэкспресса, но точно тут ничего сказать нельзя, так как в репортажах показывают только его часть.

-6

Что ж, будем надеяться, что если производство плат полётного контроллера освоено, то и регуляторы производятся там же.

Кстати, на такой дрон я бы лучше ставил отдельные регуляторы – их проще и дешевле заменить в случае поломки.

Прошивка

Прошивка – условно отечественная разработка, так как это INAV и её автор Константин Шарлаимов. Но по факту это опенсорсный проект, который существует уже много лет, и в котором участвуют программисты из разных стран.

Всё, что сделали в Алмаз-Антее – поменяли логотип в конфигураторе и возможно адаптировали прошивку под свой контроллер. Эта процедура делается для любого нового контроллера. Нет, не круто.

Планшет

Для наблюдения видеокартинки к дрону прилагается какой-то планшет. О нём нет никаких сведений, но он должен быть крайне простой, и поэтому хотя бы отвёрточную сборку можно осилить.

Кейс

Дрон со всеми причиндалами поставляется в кейсе, и вот он, оказывается, отечественный! Ну что ж, это достижение, снимаю шляпу!

Боевые качества

Дрон делается как бы для армии, но именно это вызывает удивление. Это обычный спортивный FPV-дрон, с вполне даже неплохими комплектующими и характеристиками, но он абсолютно не может выполнять военные задачи.

1. Защита радиоканала управления

Чисто теоретически, канал управления защищён, так как передатчик и приёмник используют шифрованный протокол обмена и циклическую смену частот. Но эти протоколы рассчитаны исключительно на любительское использование.

2. Защита канала передачи видео

Здесь всё очень плохо. Используется обычная аналоговая связь на 5.8 ГГц, этот сигнал может принять и посмотреть любой, у кого есть китайский видеоприёмник, подключаемый к обычному смартфону. Никакой защиты нет. Если враг будет видеть то же самое, что видите вы, причём нахаляву – это очень плохо.

3. Разрешение видео

Опять же, аналоговая связь даёт очень низкое разрешение стандарта PAL или NTSC, к тому же очень подверженное помехам. Так что разглядеть какие-то детали в такой картинке будет очень проблематично. Для примера, как это может выглядеть:

-7

4. Камера

Когда дрон летит вперёд, он наклоняется носом вниз. Поэтому камеру устанавливают так, чтобы она смотрела под некоторым углом вверх:

-8

При наклоне дрона камера приходит в горизонтальное положение и начинает смотреть вперёд. Это решение применяется в спортивных дронах, которые постоянно летят вперёд и постоянно наклонены.

Если же дрон остановится и зависнет на месте, то камера начнёт смотреть вверх и тогда пилот перестанет что-либо видеть, кроме неба.

Камера в дроне Добрыня устанавливается аналогичным образом. Это значит, что дрон должен или всё время лететь (тогда камеру направляем вверх), или всё время висеть (тогда камеру направляем вниз). Но он не сможет делать и то, и то.

Военному дрону нужна камера, которая может поворачиваться по команде с пульта, а также с зумом.

5. Дальность управления и полёта

Заявлена дальность ручного управления до 5 км. Это теоретически возможно, но с мультипротокольным пультом на 2.4 ГГц скорее фантастика. Хотя дальность можно повысить установкой JR-модуля на 915 МГц.

В автономном режиме (т.е. полёт по заранее заданным точкам без управления) заявлена дальность 20 км. Но проблема даже не в этом.

Проблема в том, что используемая батарея (4S 2200 мА*ч) обеспечит длительность полёта около 10 минут, а на скорости 120 км/ч и того меньше. С таким временем ни о какой дальности речи просто быть не может. Дрону нужна более ёмкая батарея, которая будет более тяжёлой, и следовательно потребует перестройки всего дрона.

6. Возможность перевозки грузов

Опять же, она декларировалась, но с такими лётными характеристиками не может быть никакой речи о перевозке чего-то тяжелее 100 грамм (и даже это существенно снизит и без того малое время полёта и дальность).

7. Шум

Визг гоночного дрона слышен метров за 200-300.

Что было на самом деле

Мне удалось услышать человека, имеющего непосредственное отношение к разработке дрона. Исходя из того, что он сообщил, ситуация выглядит немного не так:

Да, разработка ведётся, но это всего лишь прототип, в котором используются китайские детали. Никто не ожидал, что на завод приедут снимать репортаж (кто-то по личной инициативе пригласил их, не оповестив других). Поэтому показали то, что есть, ну и как водится журналисты многое наврали.

Заключение

Многое из показанного в репортаже говорит о том, что постепенно налаживается именно серийное производство дронов. Проектируются и изготавливаются прототипы собственных моторов, производятся собственные полётные контроллеры.

Дрон в текущей конфигурации военным быть никак не может, но его могли бы продавать как гражданскую FPV-модель ничем не хуже Алиэкспресса. Но только за адекватную цену, а не за 130 тысяч рублей, конечно.