В прогулках по историческому центру Рима велика вероятность обнаружить посреди городской суеты примечательные памятники прошлого. Одним из таких сооружений является мавзолей Августа, формально первого императора Римской империи. Мавзолей Августа — сохранившийся до нашего времени наглядный пример того, как правители прошлых времен хотели быть увековечены после смерти.
История возведения мавзолея – свидетель эпохи, в которой император не упустил возможности позаботиться о будущих похоронах, воздвигнуть в свою память внушительного вида архитектурный памятник, сыгравший свою роль в пропагандистской программе по укреплению собственной власти Октавиана еще при жизни.
Любопытно, что этот символ имперской власти уже совсем в другую эпоху сыграл свою роль в возвеличивании другого режима.
***
Мавзолей Августа был построен в 28 г. до н.э. - примерно за год до официального начала его правления в качестве императора и за сорок два года до его смерти в 14 году нашей эры. Хотя мавзолей и носит имя Августа, он был построен не только для одного императора. Множество близких родственников были похоронены в мавзолее еще до, а также после его смерти, что сделало это место упокоение скорее семейным, а не личным мавзолеем.
В течение почти века после смерти императора римляне хоронили и других императоров в мавзолее Августа, тем самым делая это погребальное место еще более значимым. Можно сказать, что мавзолей Августа стал настоящим императорским мавзолеем и оставался им до смерти императора Нервы в 98 году н. э.
Хотя мавзолей всегда привлекал внимание ученых, в последние несколько лет акцент, похоже, сместился. До недавнего времени внимание ученых было сосредоточено на истории здания. Но в последнее время некоторые историки переключили свое внимание на исследование роли места, как способа пропаганды власти Августа.
Август известен тем, что был первым «настоящим» императором Римской империи, и этот факт нашел отражение в его идеологической программе. После очень бурного периода гражданских войн и политических интриг Октавиан, которого тогда еще не называли Августом, захватил власть в Риме и положил начало относительно мирному периоду в истории Pax Romana - Римского мира.
Чтобы подчеркнуть стабильность и миролюбие своего правления, которые Август намеревался принести в империю, он инициировал крупномасштабную программу пропаганды. Она во многом базировалась на возведении зданий в Риме, а также возвеличивания образа императора средствами литературы.
Примеры включают Ara Pacis (алтарь, посвященный миру, который принес Август), Res Gestae («великие деяния» Августа, выгравированные для всеобщего обозрения), Horologium Augusti (солнечные часы огромных размеров), а также знаменитая «Энеида» Вергилия, в которой Август изображен, как предопределенный свыше спаситель Рима. Тот же самый посыл передается в декорации некоторых зданий методами аллегории.
Следует отметить, что пропаганда периода правления Августа может показаться в некотором роде парадоксальной, если учесть тот факт, что император любил представлять себя primus inter pares, обладающим не большими привилегиями и властью, чем правители и сенаторы до него. Пропаганда правления Августа в целом рассказывает следующую историю: Август был подходящим человеком для управления империей, он принес римлянам процветание и мир и, что наиболее важно, он начал новую линию правителей. Не только сам император являлся гарантом мира в империи. Его семья также могла гарантировать, что мир и процветание сохранятся в Риме и после смерти императора.
***
Идея мавзолея зародилась в разгар так называемой «пропагандистской войны» между Октавианом и его политическим конкурентом Марком Антонием. После смерти Марка Антония в 30 году до н.э. чтобы представить себя в конечном счете надежным римским правителем, Октавиан начал строить свой мавзолей в Риме, показывая таким образом людям, что он как бы никогда не «предаст» город и останется в Риме навсегда - как в жизни, так и в смерти.
Когда-то, вероятно, облицованный травертином (светлым известняком), мавзолей Августа состоял из пяти концентрических стен с комнатами, поддерживающими вес здания. Погребальная комната в центре содержала семейные урны. Урна Августа, вероятно, находилась в середине этой комнаты, прямо под бронзовой статуей императора, в героической позе венчающего вершину мавзолея.
Археологи считают, что входная арка мавзолея была примерно 4,5 м высотой и была окружена двумя бронзовыми пластинами с выгравированными на них Res Gestae Divi Augusti Августа (Деяниями Божественного Августа) — рассказом Августа от первого лица о его жизни и достижениях. У входа также были установлены два обелиска из розового гранита, которые Август привез в Рим после победы над римским полководцем Марком Антонием и его возлюбленной, египетской царицей Клеопатрой VII, в морском сражении при Акциуме (31 г. до н. э.).
Еще один пропагандистский аспект самого здания заключается в его расположении. Чтобы понять это, важно точно знать, какой силой обладал Октавиан, когда строился мавзолей. В Риме существовало правовое понятие. Imperium militiae наделяло военной властью над частью Рима за пределами границ священного города и imperium domi означала власть гражданскую внутри границ Рима.
Когда мавзолей был построен в 28 г. до н.э., Октавиан имел только полномочием imperium militiae. Только в 23 г. до н.э. он был наделен двумя полномочиями одновременно. Историки назвали власть Октавиана в этот момент «неоднозначной», потому что претензии на власть были намного больше, чем его фактические возможности.
Чтобы напомнить своим друзьям и врагам о своей потенциальной мощи, своих амбициях и военной силе, Октавиан построил свой мавзолей на Марсовом поле, на месте за пределами померия (священная граница Рима). Выбор места был в основном связан с военным его значением (обучение, сбор войск и т.д.). Строительство места последнего упокоения Августа на поле, где он обычно собирал свои армии, можно интерпретировать как напоминание о его военной мощи.
Как упоминалось ранее, мавзолей уже использовался до смерти Августа. В здании были похоронены различные члены семьи Августа. Построив место упокоения для себя и своей семьи, Август предложил своего рода преемственность с момента захвата власти. В некотором смысле предвосхитил, что он станет основателем новой «монархии» и что его значение для империи будет выходить за рамки его собственной жизни, тем самым узаконив положение и власть.
Это значение мавзолея тесно связано с одной из основных доктрин пропагандистской программы Августа: только его семья могла обеспечить сохранение богатства и успеха Римской империи. Мавзолей был также местом, где утверждалось политическое расположение и нерасположения к членам семьи. Август не позволял хоронить в своем мавзолее каждого члена семьи или политического соратника.
Например, он запретил там хоронить свою дочь и внучку из-за их предполагаемой безнравственности (их обвинили в прелюбодеянии). Таким образом, мавзолей был для Августа также средством выражения и поддержания культа собственной нравственной чистоты, который он старался представить римскому народу.
Можно сказать, что Август закладывал прочный фундамент империи, подменявшей республику. Основные пропагандистские черты мавзолея Августа - стабильность, военная мощь, преемственность в рамках семьи, подчеркнутая претензия на нравственность.
***
После более чем столетие использования в качестве гробницы мавзолей был заброшен. В XII веке знатная семья Колонна заняла мавзолей и превратила его в оборонительный замок. (Мавзолей императора Адриана через реку Тибр подвергнется аналогичному преобразованию два века спустя, став замком Святого Ангела). В шестнадцатом веке флорентийская семья Содерини приобрела мавзолей и построила на его вершине музей под открытым небом с висячим садом, украшенным древними статуями.
К XVIII веку португальский маркиз Бенедетто Корреа де Сильва превратил крышу мавзолея в арену для «игры буйволов» ( «Giostra della Bufala» — зрелища, напоминающего испанские бои быков), других турниров и фейерверков. Хотя амфитеатр впоследствии сменил владельцев, он продолжал служить местом для развлечений даже после того, как перешел в руки Папского государства (1802 г.), Королевства Италии (1873 г.) и, наконец, муниципалитета Рима.
В 1908 году отреставрированный и с новой сценой на древнем цилиндрическом основании мавзолей был переименован в Auditorium Augusteo и стал одним из самых известных концертных залов в Европе.
***
22 октября 1934 г., в разгар авторитарного итальянско-фашистского режима (1922–1945 гг.) мавзолей подвергся новой, длительной реконструкции. Диктатор Бенито Муссолини публично взялся за кирку, когда он начал массовый снос более 100 зданий позднего Возрождения и других построек, которые накапливались вокруг мавзолея Августа на протяжении веков.
Муссолини хотел «освободить» древнюю гробницу Августа от более поздней архитектуры и прославить ее имперское происхождение. Заявив (ошибочно), что внутри мавзолея все еще находятся бесчисленные археологические сокровища, Муссолини создал в 1937 году то, что сегодня является площадью Императора Августа (Piazza Augusto Imperatore).
Раскопки мавзолея были частью более крупной правительственной программы под названием Bimillenario, которая реализовывалась в 1938 году в честь 2000-летия императора Августа. Фашистское правительство считало императора Августа «редким гением», воплотившим идеальную имперскую культуру Древнего Рима.
Ассоциируя Муссолини с Августом, руководство страны рассчитывало, что может способствовать достижению своей пропагандистской цели по влиянию на свою аудиторию в распространении политического посыла о «гении диктатора» (genio del duce). Так причудливо спустя почти два тысячелетия мавзолей вновь послужил орудием пропаганды.
В то время как фашистское правительство Италии потерпело поражение в конце Второй мировой войны, площадь императора Августа и руины, раскопанные Муссолини, сохранились, как и здания фашистской эпохи, которые их обрамляют.
Пережив павшего диктатора, эти важные памятники старины и окружающие их современные здания продолжают использоваться. К началу XXI века древности стали прославляться, как изысканные объекты национального, археологического и культурного значения. Именно в послевоенный период оценка роли мавзолея Августа в качестве элемента пропаганды стала привлекать внимание историков.