Смотришь «Завтра» – и небесная канцелярия перестает казаться метафорой. На редкость торкающая история, отличающаяся широким охватом действительности – социальных и личностных проблем и мужчин, и женщин; и юных, и зрелых; и богатых, и бедных; и военных, и гражданских; в конце концов – и людей, и животных.
Дораму однозначно стоит рекомендовать к просмотру тем, кто находится на реабилитации после попытки суицида; тем, у кого ярко выраженные суицидальные наклонности; тем, у кого депрессия; тем, кто не хочет, чтобы наступил завтрашний день. Терапевтический эффект «Завтра», надеюсь, будет оценен по достоинству, и к ней будут возвращаться даже через годы.
У меня есть завтра, которое, возможно, станет лучшим из дней. Я не буду опускать руки, потому что самые прекрасные моменты ждут меня впереди. Сегодня я, может, не очень, но завтра буду самой лучшей. Примерно такие установки остаются после просмотра дорамы.
С чего начать?
Хотелось бы начать с проблематики, но она сразу же выводит нас на центральный конфликт двух героев – Ку Рен (Ким Хи Сон) и Чжун Гиля (Ли Су Хек), поэтому о них.
Их противостояние – это палка о двух концах. В их спорах редко рождается истина, потому что они оба правы. Состояние подавленности, в котором находится человек, проистекает изнутри или извне? Он сам – корень и причина своих страданий, или же мир толкает его на роковые шаги?
Самое пронзительное, конечно, то, как эти споры соотносятся с событиями их жизни. Скажу только, что это надо видеть.
Система персонажей
Ку Рен (Ким Хи Сон) – невероятно сильный образ, при создании которого сошлось все: и отличная сценарная проработка, ее биография; и филигранная работа художника по костюмам – ее луки каждый раз удивляли; и уделение внимания символическим деталям – броские коралловые тени, за которыми скрывается целая история; и подбор актрисы, которой удалось показать сильную героиню с глубокими и тщательно скрываемыми ранами. Сначала даже не узнала в Хи Сон того самого лекаря из «Веры» – настолько они разные.
Чжун Ун (Роун) на фоне остальных ведущих героев казался школьником. Живой среди мертвых. И был прекрасен в этом амплуа. Ему подстать роль условного Иванушки-дурачка в мире мертвых – доброго, отзывчивого, но лишенного той самой зрелости и жизненного опыта. Это и то, что нужно было для его героя – Чжун Уна – иметь свежий незамыленный взгляд, находить нестандартные решения для сложных задач, удивляться всему, что видит.
Рен Гу (Юн Чжи Он) оказался героем с изюминкой. Первую половину сезона ты в недоумении от того, что он постоянно лезет пальцами в нос. Даже подозреваешь актера в непрофессионализме, но после открывается, почему он так делает. В этой дораме мало что бывает просто так. Хорошая драматическая роль, отличное взаимодействие с Роуном в кадре.
Пак Чжун Гиль (Ли Су Хек). «Дайте больше экранного времени этому парню», – думала я всякий раз, когда он мелькал в кадре по 5 минут в серию. Он же на постере все-таки! В ведущих актерах числится! В финале же создатели дорамы, предвидя наши стенания, прислушались к нашим мольбам – и отплатили Чжун Гилем на экране с лихвой. Правда, и со стеклом к тому же, но спойлерить не буду. При просмотре складывалось впечатление, что эту роль писали именно для Ли Су Хека. Холодный и отстраненный герой, сам не знающий, от чего страдает, часто жестокий.
Трагедийные образы очень к лицу актеру. Этот его леденящий взгляд, волосы цвета воронова крыла, соответствующие костюмы – отдельный вид искусства. Поймала себя на том, что несколько часов кряду выбирала кадр с ним для рецензии – и один был лучше другого.
Главу небесной канцелярии – «Калейдоскопа» – сыграла Ким Хэ Сук. От широкоплечих платьев и величественности героини отдавало чем-то по-настоящему королевским. Она была на высоте. Просто копилка мудрости мира. Иногда очень напоминала Воланда из булгаковского романа.
И все-таки к проблематике и идее
Когда ты досмотришь «Завтра» до конца, то перед тобой откроется панорамный вид на наши человеческие проблемы – как общественные, так и индивидуальные. Каждая из показанных историй – будь то о буллинге, о нищете, об ощущении напрасно прожитой жизни, о болезни, о потере близкого человека, о насилии – как бы пафосно ни звучало, но проникает в самое сердце.
Эти истории о том, как можно спасать словом. Команда по управлению рисками из «Завтра» очень похожа на Отдел анализа поведения из «Мыслить как преступник». Обе структуры связаны с предотвращением ужасных преступлений – убийств. Особый акцент здесь сделан на том, что люди часто забывают, – самоубийство – это тоже тяжкое преступление. В этом плане интересна формулировка о том, что по версии «Завтра» ад переполнен, в нем практически не осталось места. Баланс нарушен. Да, сценаристы практически не дают шанса нашему миру. И поделом. Несмотря на это, пока есть те, кто протянет руку...
Но... спасение утопающего – дело рук и самого утопающего. Такой, казалось бы, простой посыл дорамы раскрывается на протяжении всех 16 серий и обрамляется финалом арки Ку Рен. Мы можем утешать друг друга, радовать, любить, но ничто не может быть вечным – у каждого своя жизнь. При этом тот, кто реально способен тебе помогать на продолжительной основе, – не случайный прохожий, не психотерапевт и даже не самый близкий друг, а только ты сам.
Вопросы к легенде
Фэнтезийные и фантастические миры дают много пространства для воображения, но в то же время требуют четкой логики без возможности ступить шаг влево. Здесь иногда возникали вопросы: 1) по временному парадоксу: изменишь одно – изменится все; здесь вроде бы была соблюдена политика невмешательства – Чжун Уну было приказано не вмешиваться в воспоминания, что бы ни происходило, при этом он свободно вмешался в память своего друга; 2) очень странная идея с делением загробного мира по границам государств в рамках традиционной для ЮК демонизации японцев – в большинстве религий после смерти нет никаких границ и все едино, эта линия никак не коррелируется с представлениями о том свете.
Немного света
Сначала мне казались слишком странными комедийные вставки в финалах серий. Они так контрастировали с общей атмосферой боли и надломленности в дораме, что казались не к месту.
И только немногим позже поняла, что это было своеобразным способом заботы о зрителе со стороны создателей дорамы. «Завтра» – проект душераздирающий, тяжелый и полный стекла. Именно поэтому я благодарна за эти местами нелепые, но все же вызывающие улыбку вставки.
В целом за комедию в дораме, конечно, отвечал живой среди мертвых – Чжун Ун. Роун своей игрой согревал наши сердечки, которые были до краев утыканы стеклом всех этих историй.
Итоги
«Завтра», помимо терапевтического воздействия, дает толчок к тому, чтобы сделать переоценку собственных слов и действий по отношению к окружающим нас людям. Заставляет присмотреться к друзьям и знакомым, быть терпеливее и иметь большую готовность к тому, чтобы выслушать, утешить и подбодрить. Кто знает, возможно, одно твое слово поможет кому-то отойти от края пропасти.
Пусть каждое ваше завтра будет встречено улыбкой!
___
Если нравятся мои статьи и рецензии, не забудь подписаться и поставить палец вверх, «еще одну серию» – канал, который зажжет дорамную площадку.