Найти тему
974 подписчика

Как жертвовать деньги угодно Богу?

112 прочитали
С самых первых лет человеческой истории Бог повелел людям жертвовать для Него материальные ценности. Каин и Авель знали об этом и приносили Богу от плодов своего труда (Быт. 4:3–4).

С самых первых лет человеческой истории Бог повелел людям жертвовать для Него материальные ценности. Каин и Авель знали об этом и приносили Богу от плодов своего труда (Быт. 4:3–4). Библия учит поклонников истинного Бога жертвенности. Сегодня каждому верующему следует понимать, что материальное служение не только позволяет церкви функционировать, но и несет благословения всем жертвующим, конечно, при определенных условиях.

Какие благословения? Прежде всего, материальное служение освобождает от жадности, идола материализма и любви к деньгам. Спросите себя: «Не являюсь ли я сребролюбивым человеком?» Если мы трудимся не ради Славы Божьей (1 Кор. 10:31), без стремления выполнять свою работу качественно, а только ради зарплаты – это признак любви к деньгам. Если мы не имеем довольства малым: пропитанием и одеждой (1 Тим. 6:8), или постоянно ропщем, желая лучшего и большего, – это признак любви к деньгам. Если мы любим хвалиться своими материальными ценностями, получаем удовольствие, надевая дорогую одежду, украшения, привлекающие особое внимание окружающих, выставляем напоказ свои покупки, поездки – это признак любви к деньгам. Если нам крайне неприятно, очень тяжело сделать подарок кому-либо, подать нуждающемуся, оплатить чужой счет, простить должника – это признак любви к деньгам. Если мы готовы грешить ради материальной выгоды, лгать, брать чужое, давать взятку, некачественно выполнять работу – это признак любви к деньгам.

Сребролюбие, привязанность к приобретениям, стремление к чрезмерному накопительству, мечта разбогатеть – это самая распространенная форма идолопоклонства. Оно несовместимо с поклонением Богу: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24). Любовь к деньгам является основной причиной, корнем всякого зла, с которым сталкиваются люди.

А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям (1 Тим. 6:9–10).

Большая часть преступлений, конфликтов, грехов, угнетающих долгов и других бед происходят именно из-за сребролюбия! Жертвенное материальное служение освобождает сердце верующего от любви к деньгам, и, таким образом, защищает от многочисленных бед. Также материальное служение приносит радость. Господь Иисус учил: «…блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). В возможности отдавать, щедро жертвовать на дело Божие больше счастья, радости, довольства, чем в получении даров. Радость даяния значительно превосходит радость получения.

Апостол Павел писал: «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9:6). Объем собранного урожая соответствует объему посеянного: меньше посеял – меньше собрал, больше посеял – больше собрал. Чем меньше мы жертвуем на дело Господне, тем меньше Он дает нам возможность жертвовать. Чем больше жертвуем, тем больше ресурсов для этого предоставляет Бог. «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином» (Пр. 3:9−10).

Христиане, живущие под огромным бременем материальных проблем, – это чаще всего жадные люди. Они скупо сеют, поэтому скупо и пожинают. Это общее правило, но в нем существуют и исключения. Человек может иметь материальные проблемы из-за потери здоровья, инвалидности, старости, жадности или жестокости своих работодателей. Война, голод, экономический или политический кризис в стране, гонения, стихийные бедствия могут быть причиной бедности. Но основная причина удрученности своим финансовым положением среди христиан связана с жадностью, скупостью и недостатком жертвенности. Господь желает, чтобы мы были каналами для выражения любви к церкви и миру через щедрое даяние. Следовательно, Он не станет посылать благословения в материальной сфере алчному эгоистичному христианину, который не желает быть каналом для распространения Божьих благословений, связанных с материальными ресурсами. «Иной сыплет щедро, и [ему] еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет» (Пр. 11:24). Щедрое материальное служение ведет к благословениям: освобождает сердце от жадности, стремления к приобретениям и любви к деньгам, приносит радость и дает возможность еще большего даяния. Игнорирование материального служения является грехом. Еще в Ветхом Завете Господь обличал Свой народ: «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: "чем обкрадываем мы Тебя?" Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ – обкрадываете Меня» (Мал. 3:8–9). Общие принципы, изложенные в этих стихах, применимы и к верующим века Церкви. Участвуя в материальном служении без должной самоотдачи, мы грешим и обкрадываем Бога.

Если материальное служение настолько важно для нас, то следует очень внимательно изучать все библейские наставления относительно этого вопроса. Рассмотрим четыре принципа, материального служения, содержащиеся в Первом послании к коринфянам.

При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим. А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут (1 Кор. 16:1–4).

Первый принцип материального служения связан с его основными целями.

I. Предназначение материального служения

При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских (1 Кор. 16:1).

Закончив тему воскресения в предыдущей главе и призвав читателей послания:

«…всегда преуспевайте в деле Господнем…» (1 Кор. 15:58), Павел переходит к теме сбора пожертвований и таким образом сразу же показывает коринфянам сферу, где они могут преуспеть, служа Господу.

Прежде всего нам необходимо разобраться, о каком сборе идет речь? Судя по 3-му стиху, здесь говорится о сборе средств для нуждающихся христиан Иерусалима. Дело в том, что в их церкви возникла серьезная нужда, причин для которой могло быть несколько.

Первая причина: к иерусалимской общине присоединилось множество приезжих людей. «В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом» (Деян. 2:5). Первая поместная церковь состояла, в большинстве своем, из числа таковых. Среди трех тысяч обращенных в день Пятидесятницы оказалось немалое число паломников – иудеев, пришедших из разных частей Римской империи на поклонение в Иерусалимский храм. Многие из них остались в Иерусалиме и нуждались в средствах к существованию. Устроиться на работу в Иерусалиме было трудно. Небольшой, по современным меркам, город не мог предоставить тысячи дополнительных рабочих мест с достойной оплатой труда. Вернуться домой, покинув единственную на тот момент поместную церковь на земле, и остаться без апостольского назидания в христианском учении хотели немногие. Чтобы обеспечить новообращенных всем необходимым для жизни, местные христиане «…продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2:45). Неудивительно, что забота о нуждах тысяч новообращенных значительно ослабила финансовые ресурсы иерусалимской церкви.

Вторая причина: голод, возникший в Палестине и некоторых других частях Средиземноморья. О нем свидетельствует историк Иосиф Флавий и другие древние авторы. Упоминается о голоде и в книге Деяния апостолов. «В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии» (Деян. 11:27–28). Император Клавдий правил с 41 по 54 гг. от Р. Х. Как раз в годы его правления голод наступал в разных частях империи, в том числе в Израиле в 45–46 гг. от Р. Х. Известно, что однажды в Риме голодная толпа набросилась на Клавдия прямо на улице.

Третья причина: после убийства Стефана гонения на христиан в Иерусалиме стали массовыми. Их лишали наследства, имущества, с ними не хотели вести бизнес, брали лишь на самую низкооплачиваемую и тяжелую работу. Значительные затраты на обеспечение нужд тысяч присоединившихся к церкви приезжих новообращенных, гонения и голод – причины возникновения материальных затруднений общины в Иерусалиме.

Важно сказать о том, что Павел придавал данному сбору пожертвований немалое значение. Он видел, что христиане Иерусалима, большая часть которых состояла из иудеев, с трудом вмещали в свои сердца церкви, состоящие из представителей языческих народов. Даже апостол Петр мог стыдиться перед братьями из Иерусалима того, что свободно общается с обращенными из язычников. «Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных» (Гал. 2:12). Верующие Иерусалима сталкивались с искушением думать, будто общение с христианами из языческих народов каким-то образом осквернит их, они сомневались: могут ли люди, далекие от многочисленных норм иудаизма (обрезания, постановления о чистой и нечистой пище и так далее) быть подлинно обращенными? С другой стороны, христиане из числа язычников были склонны забывать о том, что находятся в долгу перед иудеями, через которых получили спасающее Евангелие и другие Божьи истины. Напоминая об этом, Павел писал: «…да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном» (Рим. 15:27). Поэтому, чтобы укрепить единство между иудейской и языческой частью церкви, Павел установил порядок сбора пожертвований для нуждающихся Иерусалима в церквях Галатии. Этот же принцип апостол применяет и в коринфской общине.

«Сбор» предназначен «для святых». Он должен удовлетворить нужды христиан Иерусалима, а также укрепить взаимную любовь, доверие, признательность и единство между иудеями и язычниками. Первая церковь вкладывалась в людей. Она не строила дорогостоящих зданий, храмов, соборов – верующие встречались чаще всего по домам. Поэтому никому и в голову не могло прийти собирать пожертвования в первую очередь для постройки и содержания церковных зданий. Церковь – это люди. Поэтому основное предназначение ее расходов должно быть связано с людьми. Конечно, церковные здания важны, потому что благодаря им у христиан есть место для регулярных собраний, но мы не должны вкладываться в строения больше, чем в людей.

Многие наши современники ошибочно называют религиозные здания церковью. Это мнение широко распространено в мире, который, в свою очередь, оказывает влияние на христиан. В результате в евангельских кругах постройки могут ценить выше людей, и выражается это в том, что пожертвовать на нужды церкви означает направлять средства в основном на приобретение кирпичей, цемента, окон, краскок и тому подобного. В одной хорошо известной мне общине на протяжении нескольких лет лидеры объявляют сбор пожертвований на ремонт крыши церковного здания. Как выяснилось, это наиболее понятная людям статья расходов, на нее они так охотно жертвуют, что излишки перенаправляются по другим статьям. Когда же потребовалось оказать материальную помощь миссионеру, служителю поместной церкви, связанную с ремонтом его разбитого в многочисленных поездках автомобиля, то многие члены данной общины стали возмущаться, проявлять недовольство и наотрез отказались участвовать в сборе средств на эту нужду. Им казалось, будто их призывают к чему-то неправильному.

Писание учит нас в первую очередь жертвовать средства для поддержки верных проповедников Слова Божьего. Божьи люди – основной приоритет. «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9:13–14). «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» (1 Тим. 5:17−18).

В частном порядке мы можем оказывать материальную помощь друг другу в церкви.

Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал. 6:10).

Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц (1 Тим. 5:16).

Если у христианской общины есть возможность пожертвовать материальные средства для укрепления любви и единства между истинными церквями, верными пасторами, проповедниками Слова, ей необходимо в этом участвовать – не стоит терять такую возможность.

В здоровой, библейской церкви пастыри ничего не скрывают, не пытаются завуалировать сбор денежных средств для святых под сбор для строительства или обслуживания здания, либо под какие-то другие нужды. Они учат, что основное предназначение наших пожертвований связано с поддержкой христиан. В первую очередь мы жертвуем, чтобы верные проповедники Слова не связывали себя делами житейскими (2 Тим. 2:3–5), чтобы они не посвящали себя бизнесу, оставив руководство церковью, не пытались зарабатывать где-то средства для существования, а, наоборот, полностью посвятили себя проповеди библейского учения. В частном порядке мы помогаем нуждающимся христианам, друг другу. На уровне церкви выделяем средства Божьим людям из других общин: пасторам, миссионерам или кому-то из нуждающихся святых. Расходы, связанные с делами милосердия для неверующих, содержанием церковного имущества и прочими нуждами, вполне приемлемы и часто необходимы, но не являются первостепенными по значению. Божьи средства – для Божьих людей. Таково основное предназначение материального служения.

Второй принцип материального служения касается его практического осуществления.

II. Совершение материального служения

В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду (1 Кор. 16:2).

Из этого стиха мы узнаем, когда следует совершать материальное служение, кто должен в нем участвовать и сколько необходимо жертвовать.

Первый вопрос: когда?

В первый день недели… (1 Кор. 16:2а).

Понятно, что первым днем недели является воскресенье. Именно в этот день первая церковь собиралась для коллективного поклонения Богу, а материальное служение было и остается неотъемлемой частью такого поклонения.

Как мы участвуем в общем церковном собрании? Поем, прославляя Господа, молимся, жертвуем материальные средства, изучаем Писание и разделяем общение друг с другом. Если мы не жертвуем регулярно, каждое воскресенье на общих собраниях церкви, то мы не участвуем в одной из важных составляющих коллективного поклонения. Это то же самое, что и отказ от молитвы, общего пения или от слушания Слова. Конечно, получая заработную плату, подарки или наследство, мы можем жертвовать в одно воскресенье значительно больше, чем в другие, но в данном случае мы говорим не об этом. Мы говорим о материальном служении, как о неотъемлемой части церковного поклонения. Если вы хотите радовать Бога своим поклонением в церкви, регулярно участвуйте в воскресном сборе пожертвований.

Второй вопрос: кто?

Каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает… (1 Кор. 16:2б).

Очевидно, что участвовать в материальном служении должен «каждый» христианин. Данное служение определено не только для богатых, работающих или успешных бизнесменов. Если вы далеко не богатый христианин, не самый успешный предприниматель, если даже не работаете, а живете на социальное пособие или пенсию, Бог призывает вас регулярно участвовать в церковном материальном служении.

Хотя слова «…пусть отлагает у себя и сберегает…» касались именно определенного сбора, организованного апостолом Павлом для святых Иерусалима, каждый из вас может применить их в самом широком смысле относительно участия всех верующих в воскресных церковных сборах.

Третий вопрос: сколько?

Сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов когда я приду (1 Кор. 16:2в).

Чтобы коринфяне успели подготовиться и собрать определенную сумму к приходу апостола, Павел призывает их откладывать каждый первый день недели столько, сколько позволяет состояние. Этот принцип применим и для еженедельных церковных сборов.

Учить верующих жертвовать какую-то определенную сумму или определённый процент, так же, десятину, неправильно. Новый Завет нигде не устанавливает каких-то сумм или процентов от общего дохода христиан. Размер своих пожертвований верующий определяет самостоятельно и добровольно.

Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог (2 Кор. 9:7).

Также слова «…сколько позволит ему состояние…» защищают от неразумных жертв как в большую, так и в меньшую сторону. Если вы пожертвуете весь свой месячный доход и оставите семью без средств к существованию, не сможете отдавать долги, платить по кредитам – это неразумная жертва. Вы отдали больше, чем позволяет ваше состояние. Сначала необходимо отдать долги, затем обеспечить семью всем необходимым и только после этого жертвовать. (Будьте осторожны! Не попадите в экономическое рабство кредитов и долгов, иначе лукавый уловит вас в сеть, и вы не сможете жертвовать на дело Божье.) Если происходит обратное – вы жертвуете меньше, чем позволяет вам состояние, тратите деньги на глупые, пустые вещи, не отказываете себе ни в чем, но постоянно пытаетесь сэкономить на своих пожертвованиях – это неразумный подход к материальному служению.

Материальное служение в церкви совершается каждое воскресенье. Каждый верующий участвует в нем независимо от уровня его доходов. Размер, сумма пожертвований определяется каждым христианином индивидуально, без неразумных крайностей как в большую, так и меньшую сторону.

Третий принцип материального служения объясняет, кому следует доверять свои пожертвования.

III. Контроль материального служения

Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим (1 Кор. 16:3).

Чтобы коринфяне не сомневались в том, что их пожертвования действительно будут доставлены в Иерусалим, чтобы исключить любые подозрения на этот счет, Павел призывает избрать несколько достойных доверия человек из числа принадлежащих к поместной общине и отправить с деньгами и письмами, поясняющими причину сбора средств и его назначения.

Контроль за сбором и хранением церковных пожертвований должны осуществлять благочестивые христиане, пользующиеся доверием и уважением в общине. Свои пожертвования нам следует доверять именно таким людям.

Нам необходимо регулярно поддерживать материально те церкви и тех служителей, которые верны Богу в проповеди и применении Слова. Как известно, бедная вдова отдала последнее, пожертвовала больше всех, но немногие задумываются о том, что отдала она свои две лепты на поддержку отступившей от Бога религиозной системы. К тому времени иудаизм далеко ушел от замысла Господа. Его духовные лидеры не знали учения о новом рождении, проповедовали религию дел и готовились убить Сына Божьего. Храм превратился в рынок и должен был быть разрушен спустя несколько десятилетий, но бедная вдова совершенно не задумывалась о том, в чьи руки она отдавала свои пожертвования, и на что они будут потрачены – в этом и была ее ошибка.

Бывает так, что человек посещает общину, где Библия не разъясняется, служители живут в явных грехах, церковная дисциплина отсутствует, а он регулярно жертвует там крупные суммы денег. На вопросы: правильно ли жертвовать в такой церкви, угодна ли Богу такая жертвенность, он отвечает: «Меня не интересует, кто и как распоряжается моими средствами. Я отдал, выполнил свою ответственность, а остальное меня не касается». Как вы думаете, является ли такой подход верным? Разве мы должны слепо доверять свои средства христианским лидерам, общинам, организациям, которые отступили от Слова Божьего? Бо́льшая часть всех мировых финансовых ресурсов принадлежит нечестивым, миру, дьяволу. Святые, церковь владеют лишь самой незначительной частью материальных средств, поэтому нам следует отдавать свои пожертвования в надежные руки, где контроль за сбором средств осуществляют братья, достойные доверия, чтобы наши финансы содействовали утверждению истины.

Четвертый принцип материального служения учит нас тому, чтобы даяние соответствовало нужде.

IV. Соразмерность материального служения

А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут (1 Кор. 16:4).

Аксион («достойное») – нечто равное по весу, соответствующее, правильное, приличное. Если коринфяне действительно соберут достойную сумму, апостол Павел может отправиться вместе с избранными ими представителями в Иерусалим.

Если мы, как община, жертвуем средства для какого-либо дела, нам необходимо заботиться о том, чтобы наш сбор оказался соизмеримым, достойным, соответствующим.

Представьте, что будет, если мы объявим, что хотим оказать разовую материальную помощь миссионеру, основавшему церковь где-нибудь в Сибири. Станем много говорить об этом в нашей общине, писать ему, пресвитеры церкви купят билеты на самолет, прибудут в Сибирь и вручат миссионеру конверт с незначительной для такого события суммой (несколько тысяч рублей). Конечно, такое даяние несоразмерно данной нужде и обстоятельствам, при которых оно вручается. Если цель приезда пресвитеров состоит в том, чтобы передать сбор от нашей церкви, то нелепо ехать столь представительной делегацией, неразумно тратить на авиабилеты сумму, значительно превышающую размер самого дара. Если мы, как христиане, жертвуем средства в поместную церковь, следует также заботиться и о том, чтобы наши пожертвования были достойными, соответствующими, приличными. Когда мы жертвуем абсолютно ничтожную часть от нашего общего дохода, так, что это превращается для нас в даяние ничего не значащее, – это недостойная жертва. Когда Орна предложил Давиду взять у него даром все необходимое для жертвоприношения: волов для всесожжения, молотильные доски и ярмо для дров, царь ответил: «…нет, я заплачу тебе, что стоит, и не вознесу Господу Богу моему жертвы, [взятой] даром. И купил Давид гумно и волов за пятьдесят сиклей серебра» (2 Цар. 24:24). Если мы тратим большую часть дохода на свои плотские, эгоистичные цели, а жертвуем несравнимо меньше – это признак нарушения принципа соответствия, соизмеримости. Несомненно, в глазах Бога такое даяние выглядит недостойным.

Чтобы ваше сердце было свободно от жадности, любви к деньгам и поклонения идолу материализма, чтобы получать радость и возможность еще большего даяния, служите церкви своими средствами. Жертвуйте в первую очередь для поддержки верных проповедников Слова, нуждающихся христиан, чтобы укрепить любовь и единство между истинными церквями, пасторами, миссионерами. Делайте это каждое воскресенье, независимо от того, богатый вы человек или бедный, причем столько, сколько позволяет вам материальное состояние. Отдавайте свои средства под контроль верных братьев в церкви, придерживающихся библейской истины. Жертвуйте достойно, держась принципа соразмерности. Даяние ничего не стоящее или незначительное относительно ваших возможностей нельзя назвать жертвой приятной Богу.