Исторические события зависят от хода этногенеза народа, определяются поступками людей особого склада - пассионариев. Лишь они совершают подвиги, реформы, открытия - всё то, без чего человечество и поныне сидело бы в пещерах.
ТАК УТВЕРЖДАЕТ МИФ.
Вот только пассионарность никак не связана с интеллектом, творческими и руководящими способностями. Это жажда улучшить мир. И она не нравится большинству окружающих людей - пассивным реалистам ("гармоникам"). Её могут поддержать только другие "бунтари" - субпассионарии. Но они согласны бороться не за идеи, а за себя, "свою прелесть"..
Поэтому пассионарию, чтобы творить, надо набрать из них активную, но послушную "команду".
Бунт субпассионариев.
В августе 1382г орда хана Тохтамыша, не выигравшего за свою жизнь ни одной битвы, подошла к Москве, и... В городе вспыхнул бунт, князь Дмитрий (Донской) уехал собирать войска на север, его семья и митрополит - тоже, с трудом вырвавшись. Мятежники, вскрыв погреба бояр и зажиточных людей, вынесли мёд и вина..
"И потом вылезали на городские стены и бродили пьяные, насмехаясь над татарами, бесстыдным образом показывали срам, слова разные выкрикивали, исполненные поношения и хулы".
А через три дня, глупо поверив посулам пришедших с Тохтамышем нижегородских князей, открыли ворота.. Москва была сожжена дотла. Вернувшийся Дмитрий увидел на её улицах 26 тысяч трупов горожан.
В Куликовской битве 1380 года погибло огромное количество героев-пассионариев, и субпассионарии на время избавились от их власти..
Иначе с чего бы всего за два года так изменились победители Мамая?
Ландскнехты.
Субпассионарии присутствуют в составе этноса всегда. Но в фазе роста[1], когда все "выполняют свой долг", они никому не нужны - презираемы и гонимы. На живущих в своё удовольствие никакой начальник не может положиться. Они могут в любой момент предать, или просто не выполнить приказание.
А вот во второй фазе ("перегрева")[2], когда в одной системе несколько пассионарных центров, борются между собой за преобразование, каждому из них становится нужна своя, особая "банда". И вот тогда пассионарии используют субпассионариев - в качестве слуг, наложниц и наемников (бродячих солдат - ландскнехтов).
Конечно, такие исполнители служат лишь ради наживы, но где найти других?
Инквизиторы.
Зато пассионариям легко и просто властвовать, играя на примитивной сущности субпассионариев, на животных инстинктах, от которых только и зависит полностью их поведение (живут по принципу "Хлеба и зрелищ!"). Проще говоря - пассионарий для них "вор в законе", атаман, без него вся банда распадается.
Но ещё более значимы, незаменимы субпассионарии в фазе надлома[3]; из-за отсутствия у них совести и моральных принципов. Нужны в качестве палачей, доносчиков, основного состава расстрельных команд НКВД, инквизиции, преторианцев и т.д., руками которых пассионарии уничтожают друг друга. Иначе..
Кто бы вешал рядом "католика за то, что чтит папу, и протестанта за то, что не ходит к мессе"?
Могильщики этносов.
Наконец, в послушном этносе фазы богатой и сытой инерции, достигшем оптимального соотношения гармоников и пассионариев, легко жить всем, и субпассионарии бурно размножаются. Ведь их больше не казнят и не ссылают, а женщины, ранее любившие героев, теперь предпочитают тех, кто обеспечит семью.. неважно как.
Итог - деградация и распад этноса, в котором все начинают жить только для себя, ненавидя и убивая тех, кто против этого. А субпассионарии становятся его могильщиками, уничтожая позорные остатки (когда вандалы в 455 году разрушили Рим, то сенат и на руинах обсуждал лишь одно - где теперь устраивать гладиаторские бои)..
Субпассионарии - такая же часть этнических систем, как гармоники и пассионарии: у них своя роль.
Свет и тьма.
А в остальном - у субпассионарности те же свойства, что и у пассионарности. Это врождённая особенность поведения; только здесь в человеке преобладает животное начало. Это иной уровень проявления той же эпигенетической мутации, порождаемой реакцией на сейсмоактивность - пассионарным толчком[4].
Её ген точно так же может переноситься[5] мигрантами в другие этносы, меняя ход этногенезов - и в тех же %-ных соотношениях; только наоборот: не омолаживая их, а старя, не созидая.. а разрушая. Субпассионарный тип поведения так же "заразителен": может индуцировать[6] у гармоников подобное поведение - и тоже обратимо.
Субпассионарии и пассионарии - это две стороны одной медали, тьма и свет, зло и добро; они не могут существовать друг без друга. А без них и их вечной борьбы этнос не только не развивается.. Это уже не этнос, а этнический реликт,
состоящий из довольных собой и своей жизнью "гармоников" - тихих обывателей, из-за чего он постепенно переходит в небытиё..[7]
Спасибо за Лайки, Подписки, Комментарии. Ссылки>[1][2][3][4][5][6][7]. Жто была статья канала МИФЫ ИСТОРИИ из серии "Этногенез" (ранее>Кто такие пассионарии> далее>Что такое пассионарная индукция). Ещё (про страну победивших субпассионариев)>Что ждёт Либерию, или Ошибка Авраама Линкольна>