Историю творят пассионарии - благородные герои и гении. Способность создавать науку, культуру, народы, государства (короче - цивилизацию) у них *в крови*, её не приобрести обычному человеку. Когда пассионариев мало - народ деградирует, много - процветает, отсюда и многообразие человечества.
Так утверждает МИФ.
Вот только большинство пассионариев в историю не входят, либо - не на главных ролях. Они не всегда благородны, умны, или образованны; часто тупы, трусливы и безвольны, негодяи и предатели. Да и слишком мало их всегда для великих свершений, однако даже 0,5-1% пассионариев в этносе могут обеспечить ему вполне приличную жизнь..
Индуцируя у обычных людей пассионарный тип поведения.
Пассионарный тип поведения.
Пассионарная индукция заключается в том, что обычные люди рядом с пассионарием начинают вести себя так, как он. Ярче всего это видно в армии где издавна интуитивно выбирали пассионариев и формировали из них отборные, ударные части, либо *распыляли* в массе мобилизованных для поднятия *воинского духа*.
Это было особенно важно в схватках кавалерии: менее пассионарная воинская часть разворачивала коней, а конница легко рубит бегущих. Таланты Веллингтона и Наполеона несравнимы, но порыв союзной конницы при Ватерлоо был сильнее, чем у конницы французов, потерявших своих пассионариев в снегах России.
А почему на французов не повлияли вражеские пассионарии, они же были рядом?
Пассионарная индукция и нация.
Пассионарная индукция зависит от этнической принадлежности. Суворов мог поднять дух любых войск, но русских - в большей степени, чем венгерских, австрийских и чешских. Русская армия сильно изменилась, когда вместо Барклая и Багратиона был назначен Кутузов. Да и Наполеон сильнее вдохновлял французов, чем итальянцев и поляков.
Если же индуцируемый чужаками этнос слишком слаб, то устанавливается господство пассионарных иностранцев (пример - Габон [1] и вообще Африка [2]), а не *своих* группировок (Саудовская Аравия [3], КНДР [4]). Правда, таких господ-завоевателей легко и свергают, если они теряют пассионарность..
Однако, если чужая пассионарная индукция мирная, она что - менее опасна?
Пассионарная индукция и культура.
Пассионарии - художники, поэты, ученые и т. п. генерируют индукцию не хуже полководцев; ведь культура - воплощение духа, заставляет сердца биться в унисон. Их творения действуют на любом расстоянии и очень долго, меняя самосознание многих; ведь нет поэта без читателя, ученого - без учеников, а пророка - без паствы.
Данте и Микеланджело важны для итальянцев и Запада не меньше, чем Цезарь Борджиа и Макиавелли, эллины и римляне ставили Гомера и Гесиода наравне с Ликургом и Солоном. Русь была создана византийским крещением. А без индукции Потемкина и Ушакова литературными опусами Екатерины Второй не было бы Новороссии, так что..
Суперэтносы чаще расширялись путем пассионарной индукции своей культуры, а не военным.
Агрессия пассионарной индукции.
Национальная окраска науки и техники не так заметна, как в искусстве (*дважды два и в Африке четыре*), но она есть; поэтому Петр Первый для ускоренного осваивания русскими корабельного дела и вводил западные обычаи. Если принимающий чужие научно-технические достижения этнос достаточно силен, это для него не опасно..
Если же нет, то неизбежна ассимиляция. Чуждое влияние на слабый этнос (неважно как - через генетическую инкорпорацию мигрантов, или индукцию) в количестве 0-5% его подчиняет, 5-15% - превращает в новый этнос, а при более чем 15% этнос-источник пассионарности его полностью поглощает\уничтожает (*стирает из истории*).
Любители спорта, музыки, или театра, стремятся попасть на стадионы, в Консерваторию или МХАТ, интуитивно хорошо понимая, что личное присутствие дает нечто большее, чем трансляция. И получают -
Более сильный заряд энергии пассионарности. А если она чужеродна? Тогда..
Спасибо за Подписки, Лайки, Комментарии. Ссылки>[1][2][3][4]. Еще>Что ждёт Саудовскую Аравию> Ранее>Кто такие субпассионарии> Далее>Что такое пассионарный толчок>