Любовница и жена решают изощренным способом убить мужа последней. Это я о потрясающем французском нуаре «Дьяволицы» (1954) режиссёра Анри-Жоржа Клузо, который был снят по мотивам детективного романа Буало-Нарсежака «Та, которой не стало» (1952). И сегодня я вам хочу посоветовать и фильм, и литературный первоисточник, которые сильно различаются и которые стали революционными для истории кино и для истории мировой литературы.
Роман «Та, которой не стало» был сенсационной для своего времени книгой: Буало-Нарсежак трансформировали привычный классический детектив, где развязка преступления наступала в финале. Писатели же раскрывают замысел убийц и описывают жестокое преступление в самом начале, а затем разворачивают ход повествования очень необычным, «триллерным» образом (не стану тут спойлерить). Также в «Та, которой не стало» авторы концентрируются на описании внутреннего мира жертвы: именно жертва, а не сыщик становится главным персонажем романа. В начале книги совершается преступление: главный герой вместе со своей любовницей решает избавиться от своей жены. Таким образом мы изначально знаем ответ на вопрос «Кто убил?», но самое интересное, полумистическое и интригующее в этой книге начинается после убийства, о чем я вам, конечно же, не расскажу.
В фильме «Дьяволицы» Клузо, снятым в мрачной нуарной эстетике, но лишенным классической игровой формы, присущей американским «чёрным фильмам», сюжетно все иначе. Лишить жизни себялюбивого и высокомерного героя-ловеласа хотят его ранимая и набожная жена и роковая и смелая любовница, которые вступают в увлекательный и опасный криминальный сговор. Финал вас по настоящему удивит. Не зря критики называли эту картину «зверски блистательной» и эталонным психологическим триллером, а Стивен Кинг включил «Дьяволиц» в список самых значительных хорроров ХХ века.
В центре романа и фильма лежит тайна, которую мы пытаемся разгадать по ходу действия. Здесь и зловещая готическая меланхолия, и хичкоковские сюрреалистические приёмы (в экранизации), депрессия и галлюцинации героев, и, конечно, хитроумное преступление. В общем, горячо советую и Буало-Нарсежака, и Клузо.