Найти тему
Всё о шахматах

Важно для новичков: особенности и ценность шахматных фигур

Оглавление

На канале «Всё о шахматах» стартует рубрика для начинающих, которые хотят научиться играть в шахматы. Сегодня поговорим о таком важном понятии, как ценность фигур и их особенности.

Пешка

Пешка стоит обособленно от остальных фигур. В шахматной нотации (о которой поговорим в другой раз) она не имеет обозначения. Тем не менее, «пешка - душа шахмат», как в 18-м веке говорил известный шахматный теоретик Франсуа-Андре Филидор.

Действительно, зачастую исход битвы зависит именно от пешек. Хотя она и считается самой слабой фигурой на доске, потому что ходит лишь вперёд на одну клетку (если ходов пешкой ещё не сделано - на две по выбору игрока).

Пешка способна получить «повышение» - дойдя до последней горизонтали, пешка может превратиться в любую фигуру на выбор. Расположение пешек (другими словами, пешечная структура) определяет стратегический рисунок партии.

Ничейное пешечное окончание
Ничейное пешечное окончание

В пользу слов вышеупомянутого легендарного шахматиста говорит и тот факт, что единица измерения всех фигур как раз пешка.

Кстати, хотя пехотинец и является «слабым звеном», которое даже принято жертвовать в гамбитных дебютах, она способна решить исход битвы не только превращением. Например, тактическим приёмом «вилка», она же двойной удар - нападение на две ценные фигуры или фигуру и короля.

Слон

Слон иногда называется офицером, обозначается буквой «С» в русской нотации и «B» в английской. Оценивается примерно в три пешки, однако ценность может меняться в зависимости от положения на доске. Удачно расположенный слон ценится выше, неудачно или совсем плохо - меньше.

Есть два вида слона: белопольный, который ходит только по белым полям, и чернопольный - по чёрным. Является одной из двух лёгких фигур, и ходит только по диагонали.

В отличие от коней, наличие двух слонов считаются позиционным преимуществом, если удаётся разменять или устранить одного из слонов соперника. Такие слоны, расположенные на соседних клетках, представляют грозную силу.

Типичный мат двумя слонами
Типичный мат двумя слонами

Два слона способны объявить мат вражескому монарху.

Конь

Конь, вторая лёгкая фигура, оценивается примерно в три пешки. Записывается буквой «К» и «N». На мой взгляд, он является наиболее хитрой фигурой, потому что способен передвигаться «буквой Г», перепрыгивая другие фигуры. Король не может перекрыться от нападения коня - только устранить его или отойти в сторону, что позволяет создавать различные тактические угрозы и зачастую выигрывать фигуру «вилками».

Типичная «вилка», благодаря которой черные выигрывают ферзя
Типичная «вилка», благодаря которой черные выигрывают ферзя

Считается наиболее сильным, если расположен в центре доски, где способен атаковать максимальное количество полей - восемь. У края доски, к примеру, он нападает всего на четыре поля, а в самом углу - лишь на два.

В отличие от слона, который силён в открытых позициях (при которых пешечная цепь не ограничивает действие фигур), лучше себя чувствует в закрытых.

В эндшпиле (заключительной стадии игры), когда фигур и пешек остаётся мало, а расположение фигур на доске, как правило, носит открытый характер, считается слабее слона.

Как и слон, не способен в одиночку поставить мат королю соперника. Два коня - только при соблюдении определённых условий.

Ладья

Ладья - одна из двух тяжёлых фигур. В шахматной нотации пишется как «Л» по-русски и «R» по-английски. Условно оценивается в пять пешек. Передвигается по вертикали и горизонтали, а потому представляет собой максимальную угрозу для короля соперника.

Если сравнивать ладью с лёгкими фигурами, то она, как правило, сильнее коня и слона в отдельности. Кроме того, если на доске останутся лишь короли и одна ладья, легко ставит мат. На это не способны другие фигуры. Однако две (и более) лёгкие фигуры сильнее одной ладьи.

Типичное матование одинокого короля ладьей
Типичное матование одинокого короля ладьей

Наибольшую атакующую силу представляют сдвоенные ладьи - то есть вставшие на одну линию. Хотя и это зависит от конкретной позиции.

Ферзь

Ферзь или королева - сильнейшая фигура на доске. Пишется как «Ф» и «Q». Оценивается примерно в девять пешек. Сочетает в себе силу слона и ладьи, передвигается по диагоналям и горизонталям.

Как правило, лишний ферзь при наличии других фигур - практически стопроцентная победа. Однако одинокий ферзь не очень комфортно чувствует себя против двух ладей, ладьи и двух лёгких фигур, а также четырёх лёгких фигур.

Несёт максимальную угрозу королю соперника. Отлично действует в спайке с конём, но силён и в сочетании с другими фигурами.

Чёрные ставят мат ферзём благодаря помощи коня
Чёрные ставят мат ферзём благодаря помощи коня

Все сложности и хитросплетения в середины игры связаны с наличием ферзей. Считается, что когда они покидают доску, наступает эндшпиль.

Король

После пешки - слабейшая фигура. Помечается как «Кр» и «K». Не оценивается пешками, поскольку гибель короля - это поражение. Передвигается на одну клетку в любую сторону. Способен сделать рокировку, то есть «перешагнуть» одну клетку в сторону ладьи, которая, в свою очередь, «перепрыгивает» короля. Конечно, если поля между ними свободны от фигур и не обстреливаются фигурами соперника.

Наиболее слабым считается в самом начале игры, когда на поле сражения «работает» максимальное количество фигур. В самом начале игроку предстоит сделать всё возможное, чтобы обеспечить безопасность королю.

Самый быстрый мат в шахматах, который возможен благодаря беспечному раскрытию позиции короля
Самый быстрый мат в шахматах, который возможен благодаря беспечному раскрытию позиции короля

Сила короля растет с исчезновением фигур, особенно когда остаются одни пешки. И если вначале нужно стремиться спрятать короля, то в конце - вести к центру доски.

О других нюансах и аспектах игры фигурами поговорим в следующий раз. А пока, если вы хотите хотите получать больше шахматного контента, подписывайтесь на канал и ставьте «Нравится».