СЛОВА ИМАМА ПРО ОБРАЗ ЖИЗНИ НАШЕГО ПРОРОКА И ЕГО ХАДИСЫ
Имам Хасан (мир ему) предавал большое значение распространению хадисов нашего Пророка (С) и объяснению его поступков и духовного совершенства. Сейчас мы предлагаем некоторую выборку из хадисов, переданных им от его деда:
«Одно из условий прощения грехов - это воспитание в сердце любовь к его брату - мусульманину».
«О, мусульманин, гарантируй мне три вещи, и я гарантирую тебе рай. Если ты будешь знать, что Аллах сделал для тебя обязательным в Коране, то ты будешь самый набожный из людей. Если ты будешь обходиться тем пропитанием, что тебе предписано, ты будешь самым богатым. Если ты будешь избегать вещей, которые Аллах сделал запретным, то ты будешь самым богобоязненным из людей».
«То, кто после прочтения утреннего намаза, будет сидеть до восхода солнца на месте, где он прочел утреннюю молитву, Аллах защитит его от огня ада».
«Где бы вы не были, возносите мне салават. Потому что ваш салават достигает меня».
«Однажды к нашему Пророку (С) пришла одна женщина. Рядом с ней были два сына. Она попросила у Посланника Аллаха еды. Он дал той женщины три финика. Женщина дала каждому из сыновей по финику. После того, как дети съели финики, дети посмотрели на мать. После этого мать разделила оставшийся финик надвое и отдала каждую из половинок сыну. Увидевший это Пророк (С) повелел: «Пусть Аллах будет к тебе милостив за то милосердие, которые ты оказала своим сыновьям».
«Наш пророк в одной из молитв сказал так: «О, мой Аллах, прости мои оступившиеся ноги. Сохрани меня от того, чего я боюсь. Спроси с тех, кто перешел границы в отношении меня. Будь помощником и защитником от тех, кто угнетал меня. Покажи мне, как ты отомстишь им за меня».
Что же касается образа жизни Пророка (с) и его духовного совершенства, то имам Хасан (мир ему) уделял особое внимание распространению этого знания. Часть знаний об этом передаются от приемного сына нашего Пророка (С), брата нашей родительницы Фатимы и его дяди Хиндабин Абу Хала ат-Тамими. Потому что этот человек знал в тонкостях человеческие качества и духовное совершенство нашего Пророка (С). Вот некоторое, что он рассказал о том, как разговаривал наш Пророк (С): «Пророк (С) постоянно пребывал в грусти. Он постоянно был в раздумьях. Он никогда не был расслаблен. Он не разговаривал без причины. Его молчание длилось долго. Начало и конец его слов были яркими и ясными. Он говорил предложениями, где не было ничего лишнего и которые имели глубокий смысл. Он был обладателем мягкого обращения, находящегося между грубостью и слабостью.
Он всегда превозносил даже небольшое количество пропитания. Он не ругал никакой вид пропитания. Он не ругал и не хвалил то, что предстояло съесть. Он не гневался из-за этого мира и случившегося в этом мире. Однако, когда нарушалось право, то его никто не узнавал, он не переставал гневаться пока справедливость не побеждала. Если он на что-то указывал, то указывал все ладонью. Если он чему-то удивлялся, то поворачивал ладонь вниз. Когда он говорил, то соединял пальцы, и его правая ладонь соединялась с большим пальцем левой ладони. Когда он гневался, то отворачивал лицо и становился серьезным. Когда он радовался, то закрывал глаза. Он смеялся чаще всего лишь улыбаясь. Если же он смеялся, то были видны его зубы, словно жемчужины...»
Имам Хасан (мир ему) предавал очень большое значение поведению и образу жизни нашего Пророка (С). Сведения об этом он старался получить у своего отца Али Муртазы. Потому что его отец был приемным ребенком, учеником, зятем, братом нашего Пророка (С), его товарищем, который помогал нести груз пророческой миссии. Имам Али (мир ему) был с Посланником Аллаха (С) еще до того, как он стал пророком и оставался рядом до его кончины. По этой причине имам Хасан хотел, чтобы его отец рассказал, как вел себя и какие привычки были у нашего Пророка (С). Ответ имама Али (мир ему) ему и всем мусульманам, которые хотят взять в качестве примера нашего Пророка (С), заключал в себе описание совершенного пути. Имам Али (мир ему) сказал следующее об этом:
«Когда наш Пророк (С) возвращался домой, то делил время на три части. Одну часть времени он оставлял Аллаху, одну - семье, а еще одну - на себя. Затем оставшуюся на себя часть времени он проводил во встречах с другими людьми. Во время промежутка времени, отданного на дела уммы, по разрешению Пророка (С) предпочтение делалось для обладателей добродетели. Он разделял это время, исходя из степени добродетели посетителей. У кого-то из посетителей была одна потребность, у кого-то две, а у кого-то очень много потребностей. Он постоянно был занят ими. Он им говорил: «Пусть те, кто тут есть, передадут мои слова тем, кого нет. Кто не имеет сил, чтобы решить свою проблему, то сообщит мне. Кто же станет порученцем и передаст о нужде, того, кто не может сообщить сам, того Аллах укрепит в ногах в Судный день». Рядом с ним говорили только о подобных вещах, ничего другого от других не принималось. Посетители заходили к нему с просьбами, а покидали его обязательно довольными и выходили теми, кто мог показывать путь другим...»
Статья подготовлена используя перевод труда выдающегося профессора, доктора Хайдара Баша "Достопочтенный Имам Хасан(а)".
Перевёл с турецкого - Арслан Кули.