Как рассказал накануне премьеры автор идеи и продюсер Ринат Дулмаганов, проект — плод совместного труда Академии русского балета, Театрального музея имени Бахрушина, Музея театрального и музыкального искусства, Музея политической истории России, а также IT-специалистов. #INJECT_1# В основе спектакля — пьеса «Быть первой!», специально написанная драматургом Юрием Бутуниным. Пьеса не биографическая. Скорее, это сказка о судьбе балерины Матильды Кшесинской. Однако, как рассказала сотрудница Академии русского балета Марина Радина, основана эта сказка на историческом материале — мемуарах балерины, ее дневниках, документах. Так, например, зрители узнают, что именно Кшесинская была первой русской балериной, исполнившей блистательный трюк — 32 фуэте. До ее исполнения на русской сцене фуэте показала только однажды итальянская танцовщица Пьерина Леньяни в завершающей коде балета «Золушка». Многие балерины пытались повторить трюк, но тщетно. Сегодня фуэте исполняют по‑разному, часто усложняя и делая двойные и даже тройные туры. Но во времена Кшесинской это было прорывом. Поставил спектакль петербургский режиссер Игорь Коняев. В представлении заняты прима-балерина Мариинского театра Юлия Махалина и артист МДТ Евгений Шолков (который, кстати, учился в Академии русского балета). Вернее, артистов больше, но только этих двоих публика увидит, так сказать, во плоти. — Все остальные артисты у нас присутствуют в дополненной реальности, — рассказал режиссер. — В том числе Николай Буров, Николай Мартон. Для меня это интересный опыт. Я думал, что в моей жизни было все — ставил драматические спектакли, балеты, оперы, оперетты… Но не думал, что жизнь столкнет меня с дополненной реальностью. «Так что же такое эта самая «дополненная реальность?» — спросит, быть может, человек, далекий от технологий. Как объяснили на пресс-конференции, это то, что человек может увидеть с помощью цифрового устройства — смартфона, планшета, специальных очков. На спектакле «Матильда Кшесинская — блистательная реальность русского балета» зрителям выдают планшеты. С их помощью они могут видеть то, что обычным глазом увидеть нельзя. То есть происходящее в реальной среде — в данном случае в интерьерах особняка, с живыми актерами — дополняется образами, которые вы видите в планшете. Это и архивные кадры, и старинные фотографии, раскрашенные нейросетью, и актеры, которые играют свои роли. AR-технология сейчас переживает подъем во всем мире, но не в театре, а в музейных проектах. Однако она будет развиваться и обязательно придет в театр. — В Петербурге мы — первые, — заключил режиссер.
В Петербурге состоялась премьера AR-спектакля к 150‑летию со дня рождения Матильды Кшесинской
8 декабря 20228 дек 2022
19
2 мин