Найти тему

124 фото, посвящённые истории бывшего доходного дома гражданского инженера Фёдора Лумберга в Перекупном переулке, д.9.

Друзья, всем привет!

Ура! Предлагаю вашему вниманию очередной печатный пост, посвящённый истории ещё одного роскошного Петербургского дома.

Мы снова оказались на Песках. Здесь мы познакомились уже с домом купца Станового на Мытнинской улице и с домом дворянина и строительного подрядчика Канчиелова. И вот пришло время изучить историю бывшего доходного дома гражданского инженера Фёдора Фёдоровича Лумберга в Перекупном переулке.

Этот 6-ти этажный дом был построен в 1904-ом году. Его яркий и уникальный фасад решён в стиле "Модерн". Этакий концентрат ар-нуво и югендстиля, не характерных для Петербурга.

-2

Владелец здания и автор проект - гражданский инженер Фёдор Фёдорович Лумберг. Краткую историю о нём обязательно расскажу В этом посте.

-3

Сейчас же предлагаю познакомиться с внешним убранством фасада. Чертёж воплощённого в жизнь проекта.

-4

Похожего на этот дом, в Петербурге вряд ли найдёшь. Архитектор приложил немало усилий, чтобы создать этот шедевр.

-5

В общем, переходим к осмотру.

-6

Единственный парадный вход расположен в левой части дома. Прямо возле входа устроен круглый оконный проём в виде заглавной буквы греческого алфавита Омега. Гладкая штукатурка вкупе со вставками из гранитной шубы смотрится нестандартно и очень свежо.

-7

Дверной проём со скруглёнными краями сверху увенчан массивным гранитным козырьком-маркизой. Всё соответствует стилистике модерна.

-8

Оконные проёмы первого этажа сверху декорированы бровками из красного кирпича. Наличники из гладкой штукатурки на фоне гранитной шубы плавно переходят в основную часть фасада.

-9

Воротная арка, ведущая во двор выглядит неким входом в грот. Арочный проём неправильной формы, с кирпичной бровкой и трёхчастным замковым камнем по центру.

-10

Окна второго этажа ничем особым не примечательны.

-11

Разве что, своей изменяющейся шириной.

-12

Из фасада в левой части здания архитектор выделил трёхэтажный, со второго по четвёртый этажи, эркер. Оконные проёмы на всех его уровнях разной формы. В виду этого создаётся очень пластичный рисунок фасада.

-13

Перейдём к осмотру верхних этажей.

-14

Третий этаж этого дома был спроектирован под нужды владельца, хозяина. Вероятно, именно здесь проживал сам владелец дома - Фёдор Фёдорович Лумберг. Мы обязательно заглянем в помещения этой некогда бывшей квартиры.

-15

Фасад со второго по пятый этажи декорирован гладкой штукатуркой.

Отличительной особенностью третьего этажа является просто огромный оконный проём с сохранившимся оригинальным оконным заполнением в виде деревянной рамы.

-16

По периметру окно забрано кирпичным наличником, подоконник выполнен из гладкой штукатурки. Для себя лично отметьте трещину с тремя маркерами.

-17

Эркер третьего этажа по бокам окружён узкими арочными окнами с оригинальными оконными рамами.

-18

Очень жаль, что по фасаду поползли трещины. Интересно, из-за чего? На уровне четвёртого этажа, прямо над огромным окном третьего, в прямоугольную нишу вписано окно-фонарик.

-19

Очень жаль видеть современные стеклопакеты. Но что поделать, сегодня дешевле вставить пластиковые окна, чем отреставрировать старую столярку.

-20

Здесь же, на четвёртом этаже, в эркере вместо одного большого окна спрятались пять узких полуциркульных проёмов.

-21

Этот стройный ряд создаёт некоторое движение, ход.

-22

На уровне пятого этажа эркер увенчан балконом.

-23

Категорически жаль, что я не успел полноценно сфотографировать старую оконную раму. Спасибо владельцам и на том, что кованные ограждения балкона не спилили, не уничтожили.

-24

Ограждение балкона кованное, с применением приёма раннего модерна «удар бича», «удар хлыста».

-25

Из интересных особенностей пятого этажа отмечаем оконный проём прямоугольной формы, прячущийся в круглой нише.

-26

Последний, шестой этаж, является мансардным.

-27

Но ажурный щипец, воздетый к небу, прячет между своими колоннами, почти пинаклями, окно овальной формы (ольдебёф). Конечно же это решение является настоящей изюминкой этого здания.

-28

Металлодетектор состоит из изящных, ломаной формы, стеблей с цветочными бутонами.

-29

Балконное ограждение мансарды так же выполнено из кованных формальных мотивов.

-30

Очень изящно!

-31

Великолепный дом, типаж модерна, место. Роскошество, не иначе.

-32

Заглянем во внутренний двор. Со двора здание не менее респектабельное.

Кстати, люк изготовлен на механическом заводе Курта Зигеля. Хоть надписи и вытерты, но по основным признакам и остаткам клейм это точно Зигель!

-33

Вид на внутренний двор с высоты птичьего полёта.

-34

Со двора, на уровне третьего этажа, смонтирована массивная галерея. Вскоре мы побываем внутри неё.

-35

Отличное решение для устройства внутри квартиры небольшого зимнего сада.

-36

Вероятно, со временем галерея пришла в негодность и снизу её подстраховали подпорками.

-37

Очень красивый дом со скромным фасадным декором. Однако, грамотное применение приёмов компоновки материалов и форм позволило автору проекта сделать дом нарядным и узнаваемым. Пришла пора изучить историю участка.

-38

На плане Санкт-Петербурга на 1798 год между современным проспектом Бакунина, бывшим проспектом на Малую Охту с 1782-го и до 1868-го года занимала Александровская Сенная площадь. По-другому ещё она называлась Торговой площадью.

-39

План Санкт-Петербурга 1828-го года.

-40

Нынешний Перекупной переулок на участке между Херсонской и Конной улицами с 1836-года и до 1871-го носил название Торговый.

В атласе за 1849 год участок под номером "6" принадлежит некоему Крону.

-41

В том же справочнике на 1849 год участком под номером "6" владелицей представлена купчиха Крюкова Наталья Степановна с сыном Кузьмой Фёдоровичем.

-42

Под фамилией Крон вероятнее всего скрывался владелец пивоваренного завода "Енни Крон и Компаньоны", содержавшего контору в доме Овсянникова на современном проспекте Бакунина. Выдержка из справочника 1854 года.

-43

В начала 1860-х годов хозяином участка представлен столярный мастер, купец 2-ой гильдии Иван Дементьевич Дементьев.

-44

Постройки на участке, принадлежащие Петербургскому купцу Ивану Дементьеву.

-45

На тот момент главный дом был двухэтажным и вероятнее всего деревянным.

-46

В следующем справочнике от 1875-го года участок будет находиться в собственности государственного крестьянина Семёна Федосьева.

-47

При нём постройки на участке располагались именно таким образом.

-48

Главный дом видоизменён, но по высоте остался двухэтажным.

-49

Почти до самого конца 1880-х годов Федосьев будет представлен домовладельцем.

-50

В 1889 году участок под номером "5" получит свой окончательный номер - "9"! В это время очередным домовладельцем будет представлена жена инженера -архитектора Екатерина Михайловна Курганович. Фамилия в справочнике за 1889 год указана неверно.

-51

Муж екатерины Михайловны - статский советник, инженер -архитектор, архитектор Петербургского кредитного общества, преподаватель Центрального училища технического рисования барона Штиглица, казначей Общества Гражданских инженеров.

-52

Кургановичи в 1903 году расстанутся с этим участком, продав его гражданскому инженеру Фёдору Фёдоровичу Лумбергу.

-53

Первоначальный проект, утверждённый Санкт-Петербургской городской управой 11 марта 1903 г. был доработан в процессе строительства.

-54

Первый вариант здания выглядел так!

-55

Полгода спустя, в сентябре 1903 года, осуществленная вчерне постройка получила второе утверждение. Главное изменение заключалось в том, что рисунок всего фасада стал намного более выразительным. Что побудило инженера Лумберга к созданию оригинальной композиции и сконцентрированного образа нового стиля неизвестно, но лицевой фасад дома вобрал в себя лучшие черты стиля "Модерн".

-56

Фёдор Фёдорович Лумберг - надворный советник, гражданский инженер, архитектор Обуховского сталелитейного завода и карточной фабрики ведомства учреждений императрицы Марии, а так же Калинкинской больницы.

-57

Фёдор Фёдорович родился в 1867 году в семье военного инженера, полковника по Адмиралтейству.

Архитектор скончался 13 сентября 1938 года в Териоках в возрасте 71 года и был похоронен в 5-м квартале местного православного кладбища. Все уцелевшие дореволюционные и довоенные захоронения находятся в центре современного кладбища Зеленогорска на участке № 16. Увы, могила Лумберга не сохранилась.

-58

На чертежах можно обнаружить подписи Фёдора Фёдоровича.

-59

В 1911 году Фёдор Фёдорович Лумберг продаст это здание. В этом же году он построит массивный дом на участке 10 по Коломенской улице. Чертёж здания на Коломенской улице.

-60

Нынешний вид дома на Коломенской улице. Вероятно неплохо заработав на продаже дома в Перекупном переулке инженер Лумберг построит новый и более крупный дом.

-61

Последними владельцами доходного дома в Перекупном переулке станет семейство Фёдоровых, в частности его жена Елена Николаевна.

-62

Супруг Елены Николаевны - отставной генерал-лейтенант Александр Александрович.

-63

В 1917 году Елена Николаевна Фёдорова числится владелицей не только дома 9 в Перекупном переулке, но дома под номером "7".

-64

Изучив историю владения, давайте заглянем в парадную.

-65

Как оказалось, входные двери - оригинальные, сверху оббитые рейками.

-66

Вид на входные двери из тамбура.

-67

Проходим в помещение парадного вестибюля.

-68

Что уличные двери, что тамбурные - очень роскошные, с изящными переплётами.

-69

Вестибюль узкий, изогнутой формы. При входе в парадную жильцов и гостей встречает двухъярусная печь и пара атлантов, поддерживающих антаблемент.

-70

Некоторое время назад штаны атлантов были другого цвета.

-71

Вид на парадный вестибюль в сторону выхода.

-72

Современный вид на атлантов и двухъярусную печь.

-73

Цоколь печи окрашен в зелёный цвет.

-74

Вид на изогнутого типа вестибюль из 2013-го года.

-75

Осмотревшись по сторонам, поднимаемся наверх.

-76

Ступени лестницы очень удобные для подъёма.

-77

Скорее всего в этой нише было установлено ростовое зеркало.

-78

Верхняя часть оконного проёма на межэтажной площадке между вторым и третьим этажами неспроста заглушена фанерой.

-79

За фанерой прячется огромный оконный проём, выходящий в помещение бывшей галереи зимнего сада.

-80

В верхней части оконной рамы даже сохранились наборные паечные витражи.

-81

На площадке третьего этажа главный вход заглушен. Вход в помещение бывшей квартиры осуществляется через прорубленный в советское время проём.

-82

Помещение нынешней прихожей.

-83

Модерновый потолочный декор в помещении, поделённом на несколько комнат.

-84

Вид на потолок.

-85

По перегородкам видно что этой комнаты не существовало до революции.

-86

Неплохие обои поклеены на стены. Контрастные.

-87

Да и само трёхчастное окно роскошное.

-88

Скорее всего это посещение служило главной гостиной комнатой в квартире.

-89

Так же уничтожена часть потолочного готического декора. Свисающие гирьки-шишечки отсутствуют.

-90

Окном не налюбоваться.

-91

Оцените два небольших витражика с украшениями геометрической формы.

-92

Представляете, что когда-то вся рама была занята наборными паечными витражами.

-93

В углу гостиной спряталась изразцовая печь.

-94

Центральное керамическое панно называется "Возвращение с охоты".

-95

К сожалению, печь не действующая.

-96

Осмотрев две гостиных направляемся в галерею зимнего сада.

-97

Очень просторное и светлое помещение. Скорее всего здесь когда-то были расставлены кадки с цветами или даже с деревьями.

-98

Уникальное решение для обывательского дома.

-99

Переходим в следующую гостиную.

-100

Скорее всего и эта комната появилась в ходе перестройки.

-101

На пути нам повстречалась ещё одна угловая печь.

-102

Изразцы с гроздями винограда.

-103

Такое чувство, что это помещение в своё время выполняло роль домашнего театра.

-104

Ниша, декорированная модерновыми силуэтами.

-105

И оригинальные двери,у крытые в нишах.

-106

Ещё одна дверь!

-107

Далее следует комната поскромнее с купольным потолком. Утверждают, что якобы здесь могла размещаться домовая церковь.

-108

К сожалению, выяснить назначение помещения более подробно не удалось.

-109

В общем, осмотрев помещения бывшей квартиры гражданского инженера Фёдора Фёдоровича Лумберга, продолжим осматривать парадную.

-110

Старая вывеска говорит о том, что здесь размещался центр Досааф. На момент съёмки, замок металлических дверей был распилен болгаркой. Сами двери закрыты на навесной замок.

-111

Заглянем в нижний оконный проём.

-112

За рамой, внутри, скрываются каким-то чудом сохранившиеся паечные витражи.

-113

Далее ничего примечательного не обнаружилось. Стены поделены на панели.

-114

Оригинальные деревянные двустворчатые двери, за которыми скрываются коммунальные квартиры.

-115

Кованные лестничные ограждения с изгибами удара бича, удара хлыста великолепны!

-116

А здесь можно и посидеть, покурить.

-117

Ковры цементной плитки с клеймом, вероятно завода Бергенгейма из Харькова.

-118

Часто, жители последних этажей захламляют свою лестничную клетку.

-119

Здесь видим как раз тот самый пример.

-120

Познакомившись с парадной, выходим на улицу.

-121

Великолепный дом, интересные владельцы и убранство главной квартиры. Интересно было бы побывать во всех лицевых квартирах.

-122

Друзья, надеюсь, что вам понравился этот пост.

Если вы вдруг пожелаете помочь моему каналу финансово, то можете отправить любую удобную для вас сумму. Буду вам очень благодарен!

-123

До новой встречи!

-124

-125