Продолжаем разговор о создании образов. Предыдущие статьи по этой теме можете прочитать, перейдя по ссылке после текста.
Создание ярких и живых образов невозможно без воображения. Жалобы на проблемы с этим высшим познавательным процессом я слышу довольно часто, и мне кажется удивительным, что утверждение: «у меня проблема с воображением» люди считают приговором. Способности к воображению есть у всех людей, более того, это одна из видовых характеристик человека, наряду с прямохождением и членораздельной речью. Особи, лишённые воображения, вымерли в незапамятные времена, не оставив потомства.
Инертность мышления и слабость воображения
Другое дело, что у человека чаще активно репродуктивное воображение, то есть способность выполнять деятельность по образцу или описанию. Такое воображение не рождает ничего особо нового и оригинального, а память нам услужливо предоставляет набившие оскомину образы смешариков, эльфов и историю а-ля Гарри Поттер. Почему так?
Всё дело в инертности мышления. Представьте себе ручей, он бежит среди камней, между корнями деревьев, «выбирая» дорогу поровнее, а почву помягче. Вот и наша мысль движется также по удобной тропинке из цепочки привычных ассоциаций.
Психофизиологической основой мышления считаются импульсы между нейронами головного мозга, в результате которых образуются нервные связи. Многократное прохождение нервного импульса (сигнала) по одной и той же цепи, делает эти связи устойчивыми, и следующий импульс проходит легче по уже «проторённой тропинке»». А чтобы придумать что-то новое, нужно заставить мысль свернуть с привычной, удобной, но такой скучной цепочки ассоциаций.
Для этого требуется определённый навык управления воображением, связанный как раз с отказом от стереотипного мышления. Это непросто. Точнее, это непросто сделать взрослому человеку, у которого цепочки ассоциаций в мозгу настолько устойчивые, что попытки перестроить их часто воспринимаются на уровне бреда.
Я хочу сказать о том, что мозг взрослого человека, привыкшего мыслить по шаблону, активно сопротивляется попыткам заставить его мыслить по-новому.
- Во-первых, это более трудоёмко и энергозатратно, особенно на первых порах.
- Во-вторых, привычное мышление кажется безопасным и правильным и главное, логичным.
- В-третьих, упражнения для развития творческого воображения могут показаться странными детскими играми, и взрослый, ну, очень серьезный человек начинает испытывать чувство неловкости, когда ему предлагают заняться этой «ерундой».
Но я всё же рискну предложить вам несколько упражнений, которые помогут преодолеть инертность мышления и создадут условия для развития воображения.
Упражнения для развития воображения
Цель большинства этих упражнений — активизация творческого воображения и выработка навыка нешаблонного мышления. Но вы рассматривайте тренинг как увлекательную игру, в которую можно играть и в одиночку, чтобы скоротать время, например, в полёте или поездке. А можно развлекаться с друзьями и посмеяться, сравнивая результаты. Можно устроить соревнование на самого находчивого и оригинального. Можно проводить тренинг с детьми, правда, лучше не младше 10 лет — маленькие плохо понимают условия (проверено).
Упражнение «Всё на что-нибудь похоже»
Найдите в своём окружение или просто «в голове» любой предмет. Это может быть ручка, стул, кот, дерево за окном, самосвал и т. д. Покрутите этот предмет перед мысленным взором и скажите, на что он похож.
- Сначала найдите внешнее сходство, наиболее очевидное, рождённое самой близкой ассоциацией. Например, ручка похожа на карандаш, стул — на кресло, кот — на тигра и т. д.
- Теперь найдите тоже внешнее, но менее очевидное сходство с другим объектом. Для этого надо отойти от стандартной ассоциации и покопаться в голове в поисках аналогии. Например, ручка похожа на удочку, стул — на цифру «4», а кот — на диванную подушку.
- Найдя оригинальный образ, сделайте сходство более глубоким и понятным не только для вас. Для этого требуется придумать интересное объяснение, выходящее за рамки внешнего сходства. Например, ручка похожа на удочку, потому что она может ловить мысли и переносить их в текст. Стул похож на цифру «4», потому что его удобство можно оценить именно «на четвёрочку». «Отлично» получит кресло, а табуретка — «удовлетворительно». Кот похож на подушку не только потому, что он тёплый и мягкий, но и потому, что сладко спящий кот на меня действует убаюкивающее.
- Последний этап упражнения предполагает анализ внутренней сущности предмета и определение сходства уже на основе этого. Например, копирайтер может сказать, что ручка похожа на банкомат, так как от количества написанных ей букв зависит его заработок. Офисный работник может сравнить стул с каторгой, на которую он ежедневно отправляется. А кота — с рыцарем, борющимся против офисного ига.
В групповой игре будет интересно сравнить образы разных участников, выбрать самый оригинальный или самый точный. И порция позитива от такой игры гарантирована.
Упражнение «Найди общее»
Это упражнение только на первый взгляд кажется простым. И вы поймёте его сложность, если попробуете.
Выберите два максимально непохожих объекта, например, стул и лампочка, вилка и футбольный мяч, морковка и книжка. А теперь возьмите эту пару объектов и попробуйте определить, что у них общего. Думаете, никакого сходства нет? В этом и суть упражнения. Сходства нет, но его надо найти, посмотрев на объект с непривычной точки зрения, с другого угла.
Например, морковка и книга
- Оба объекта приносят удовольствие.
- Это удовольствие можно растянуть — книга читается, а морковка съедается не сразу.
- Оба объекта полезны.
- У них может быть одинаковый цвет, если у книжки оранжевая обложка.
- Оба объекта — продукт творчества человека и т. д.
Чем больше вам удастся найти общих черт, тем выше ваш творческий потенциал. Упражнение хорошо проводить в группе и устроить соревнование на самого креативного.
Образ звука
С самого рождения нас окружает мир звуков, многие стали настолько привычными, что без них мир кажется неуютным. А попробуйте описать какой-то звук, не называя его источник. И сразу возникнут сложности. Вот хруст морозного снега — какой он? Возможно, стоит описать его характер, эмоциональное воздействие, ассоциации с этим звуком. А, может быть, цвет и вкус этого звука, если вспомнить синестезию. Почему бы не попытаться пробудить в себе остатки этого явления? Можно также использовать олицетворение и наделить звук характеристиками живого существа.
Звук выберите по желанию или наугад (тиканье часов, шелест листьев, звук дождя и т. д.). А если вы выполняете упражнение в компании, можно предложить другим участникам угадать, о каком звуке идёт речь.
Вот два примера описания одного и того же звука, сделанные моими студентами.
«Этот звук нарушает пустоту в заброшенном доме. Он резкий, противный, похож на голос старухи с седыми волосами и крючковатым носом. Он возмущается, так как вторгаются на его территорию. Этот звук не терпит света, старается убежать от него, скрыться, поэтому, когда светло, он звучит тише».
«Этот звук, противный всем окружающим, приятен человеку, который создаёт его. Этим звуком можно доставать других людей и получать при этом колоссальное удовольствие. Но, если его смазать, то всё сразу закончится и станет скучно».
Сможете определить, что это за звук? Это несложно, потому что в одном описании есть прямая подсказка.
На этом сегодня закончу, надеюсь, упражнения вам пригодятся. Более подробно о развитии воображения можно послушать аудиоверсию моей книги «Практикум по развитию творческого мышления и воображения».
Статьи по теме "Воображение и образы в литературе"