В предыдущей статье речь шла об оживлении текста. Важную роль в этом играет создание образа. Я имею в виду не образ героя, а реальность в целом, то есть образный характер текста. Средств для этого существует много, те же литературные тропы: метафоры, гиперболы, олицетворение, метонимия и т. д. Все они подробно описаны и вполне доступны.
Однако проблема в том, что это только инструменты, от них мало толку, если автор плохо представляет, что такое образ, что в итоге должно у него получится. Вот с этого и начнём цикл статей об образном характере текста.
Что такое образ
Для того чтобы разобраться в этом вопросе, привлечём науку психологию, но не современные полуэзотерические фантазии, а классическую советскую психологию.
Образ — это основа нашего сознания, оно преимущественно состоит из чувственных образов, которые являются отражением разнообразных воздействий внешней среды. Разрозненные ощущения, возникающие в мозгу под воздействием внешних раздражителей, обрабатываются, комбинируются и превращаются в целостные конструкты — образы.
Образ — это не просто отпечаток внешних воздействий, не бездушная фотография, он результат нашей психической деятельности. Все мы воспринимаем мир по-разному, поэтому каждый образ индивидуален. Эта индивидуальность, неповторимость образов очень важна в творчестве. Но уникальные образы, рождающиеся в нашей голове, ещё нужно научиться воплощать в тексте, облекать в слова, фразы, предложения.
Особенность чувственных образов не только в их уникальности. Наша психика единое, целостное образование. Да, в мозгу есть центры, отвечающие за обработку сигналов разной модальности, то есть поступающих от разных органов чувств. Однако мозг — это не шкаф с многочисленными ящиками и полками, на которых лежат отдельно друг от друга разные чувственные образы — тут звуки, что мы слышим, на этой полке визуальные картинки, а на той – запахи. Между отделами головного мозга постоянно происходит обмен сигналами, поэтому и образ мира состоит из комплекса ощущений. Он многогранный и многомерный.
И, соответственно, создание в тексте полноценного образа мира также требует привлечения разных ощущений. В описании должны присутствовать и краски, и формы, и звуки, и запахи. И снег хрустит под ногами так вкусно, а холодный ветер пахнет морозом и хвоей. Меховой воротник ласково льнёт к щекам и покрывается серебристым инеем, таким же чистым и льдисто-колючим, как белоснежная вуаль на ветвях берёзы.
И здесь настало время поговорить о синестезии.
Что такое синестезия
Это очень интересный психический феномен, который проявляется в так называемом соощущении. Слово "синестезия" так и переводится — «совместное ощущение». То есть при воздействии на человека раздражителя одной модальности (звуков, цветов, текстуры поверхности, запахов и т. д.) одновременно возникает ощущение, характерное для раздражителей совсем другой модальности. Самое известное проявление синестезии — «цветной» слух, когда звуки разной тональности вызывают у человека различные цветовые ощущения. То есть человек не только слышит звуки, но и видит их разноцветными. Таким цветомузыкальным слухом обладали композиторы А. Н. Скрябин, Н. А. Римский-Корсаков, художник и композитор М. К. Чюрлёнис и, возможно, художник В. В. Кандинский.
Синестезия не ограничивается цветомузыкальным слухом, звуковые ощущения могут дополняться вкусовыми или тактильными, а цвета —вызывать ощущения запахов. Существует даже лексически-вкусовая синестезия, когда вкусовые ощущения вызывают слова. В книге А. П. Журавлёва «Звук и смысл» описаны результаты исследований восприятия звуков русского языка — оценка их цвета, характера (добрый, злой), тактильных ощущений (мягкий, твёрдый, шершавый, колючий и т. д.). А в книге В. Ф. Петренко «Основы психосемантики» представлены результаты исследования оценки уже понятий русского языка с точки зрения их цветового, тактильного восприятия, графической формы, веса и т. д.
Особый вид синестезии – это связь между чувствами и разными видами ощущений. Вы когда-нибудь задумывались, какого цвета радость? А какого вкуса тоска? Как пахнет разочарование? Кто-то скажет — это бред, а кто-то с удивлением отметит, что всегда именно так и чувствовал. Связь чувств с цветоощущениями хорошо изучена (М. Люшер, Б. А. Базыма и др.). А вот это отрывок из прекрасного стихотворения В. Солоухина:
«Какого вкуса чувства наши
— И скорбь, и лютая тоска?
И впрямь горька страданий чаша?
Любовь и впрямь как мёд сладка?
Горчинка лёгкая в стакане
У грусти явственно слышна.
Живая соль на свежей ране,
Когда обида солона».
Рекомендую найти и прочитать всё стихотворение целиком.
Виды синестезии
Я не буду здесь перечислять разные виды синестезии, в зависимости от комбинации ощущений и чувств. Таких видов насчитывается более 70. Остановлюсь на двух принципиально для нас с вами важных.
Выделяют две больших разновидности синестезии: проекционная (от слова «проекция») и ассоциативная. Проекционная (или истинная) синестезия выражается именно в одновременном возникновении ощущений разных модальностей. Люди, обладающие этой синестезией, проецируют дополнительные (нехарактерные) ощущения на воспринимаемые. Они ясно чувствуют их — видят звуки, слышит вкусы, обоняет чувства и т. д. Таких людей называют истинными синестетами (синестетиками), и их очень мало — менее 1%.
Другой вид синестезии — ассоциативная, которая проявляется в возникновении ассоциаций, то есть представлений, например, о цвете того или иного звука или о тактильных ощущениях, связанных с оттенками цвета. Такие ассоциации могут быть более или менее яркими и осознанными. Ассоциативных синестетов намного больше, чем проективных или истинных. Более того, способности к такой синестезии есть у большинства людей.
Исследования показали, что в самом раннем детстве всем младенцам свойственна синкретичность (нерасчленённость) восприятия, они не выделяют ещё отдельные ощущения, а воспринимают мир целостно. Недаром же погремушку они не только слышат и видят, но и пробуют на вкус, без этого образ не будет полным. Дифференциация ощущений появляется с возрастом. Но многие взрослые сохраняют о ней память в форме ассоциативной синестезии. Причём она присуща в большей степени людям творческим, видимо, потому что у них вообще более развитое восприятие, они тоньше чувствуют мир.
Синестезия в тексте
В нашем языке легко можно найти словосочетания и обороты, доказывающие, что признаки синестезии есть если не у всех, то, по крайней мере, у многих людей. Для нас нет ничего необычного в таких словосочетаниях, как «сладкие звуки», «кислотные цвета», «медовый голос», «холодный тон», «горящий взгляд», «режущий звук», «бархатная ночь», «белое безмолвие», «резкие цвета» и т. д. Конечно, вы скажите, что всё это метафоры. Но на чём они основаны? Не потому ли возникла метафора «бархатная ночь», что тёплая летняя ночь вызывает ассоциацию с прикосновением бархата? Я уже не говорю про холодный или ледяной тон, когда слова, сказанные таким тоном, вызывают мурашки.
Осознанное подключение синестезии к созданию литературных образов, позволит не только сделать их более живыми и интересными, но и вызовет у читателей яркие ассоциации, заставит не просто увидеть картинку, а испытать всю полноту ощущений и чувств.
«В чарующем голосе гитары чувствовался бархат и изысканный шёлк, пьянящая терпкость вина и алые отблески страсти». Вы можете ради интереса придумать сами подобные синестетические образы, а я «на закуску» вам предложу своё стихотворение, которое написалось для студентов-художников.
«Какая разная бывает тишина.
Попробуй, друг, увидеть её краски —
Цвет одиночества, иль доброй старой сказки.
И блеск в бокале терпкого вина.
А, может быть, в живом огне заката
Серебряная зазвенит струна,
И мир застынет в мареве сфумато.
Такая разная бывает тишина».
И студенты, выполняя творческое задание, с увлечением рисовали такую разную тишину.
А мы с вами ещё вернёмся к теме создания образов в следующей статье.
Для тех, кто жаждет ссылок на научные источники:
А. А. Забияко «Синестезия: метаморфозы художественной образности». (Особенно рекомендую)
Сидоров-Дорсо А.В. Синестезия естественного развития как предмет исследований в функционально-генетической парадигме. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 3(11). – С. 3-8.
Синестезия: мнения и перспективы. / Антон Викторович Сидоров-Дорсо, Шон Эндрю Дэй (Sean Andrew Day, Ph.D). – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. – 277 с.