Найти в Дзене
АиФ Волгоград

Мельпомена за партой. Актеры из школьных театров выступают на лучших сценах

Оглавление
   Воспитанники школьных театров чувствуют себя уверенно даже на большой сцене.
Воспитанники школьных театров чувствуют себя уверенно даже на большой сцене.

«Весь мир – театр. В нём женщины, мужчины – все актёры. И каждый не одну играет роль», – сказал Шекспир. Школьники, стало быть, тоже актёры. И помимо своего главного амплуа – прилежного ученика – могут исполнить множество разных ролей.

Стопроцентный охват

Примерить на себя плащ дʼАртаньяна, перевоплотиться в загадочного Печорина или болтливого Хлестакова – это можно сделать, если в школе есть театральный кружок.

Сейчас в Волгоградской области действует 247 школьных театров. Все они зарегистрированы на портале Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий.

Но это, считают педагоги, не предел. Согласно «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Волгоградской области» к 2024 году запланировано создать школьные театры в 100% образовательных организаций региона.

Зачем? Ведь столько актёров не нужно. Оказывается, дело не в профориентации, а в ценном воспитательно-образовательном потенциале, заложенном в сценическом искусстве.

– Необходимо создать условия, чтобы каждый ребёнок имел возможность попробовать себя в актёрском мастерстве, – объясняет начальник отдела дополнительного образования комитета образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области Яха Лунева. – Театральная деятельность формирует навыки коммуникации, ораторского искусства, развивает эмпатию, даёт возможность для рефлексии. Занимаясь сценическим искусством, ребёнок соприкасается с классическими образцами литературы, музыки, живописи, приобщается к национальной культуре.

Для того чтобы школьные театры успешно развивались, специалисты сфер образования и культуры региона совместно разработали дорожную карту. Она предусматривает проведение профориентационных каникулярных школ в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» нацпроекта «Образование», различных мастер-классов.

Также организуются профильные смены по разным театральным профессиям и специальностям. Ведь театр, как известно, искусство синтетическое, это прекрасная творческая площадка не только для юных лицедеев, но и начинающих художников, музыкантов, танцоров, сценаристов. И, конечно, участники школьных театров – желанные зрители на творческих встречах с заслуженными деятелями театра, режиссёрами и актёрами.

В зале – заслуженные артисты

Какой же театр без премьер? Школьные театры региона имеют возможность показать свои новые спектакли не только в актовом зале родной школы или районном ДК, но и... в Новом экспериментальном театре Волгограда.

С 2006 года в нашей области проводится конкурс-фестиваль школьных театральных коллективов, направленный на приобщение учащейся молодёжи к золотому фонду русской литературной и театральной классики, развитие творческих способностей детей и юношества.

В конкурсе участвуют школьные театры из всех районов области. Он состоит из двух этапов: муниципального и регионального. Финал проходит в Волгограде, театры-конкурсанты показывают фрагменты своих постановок в НЭТ.

Отличие проекта в том, что школьники демонстрируют свои творческие работы на профессиональной сцене, при поддержке специалистов театра, с использованием современного оборудования. Работы оценивает авторитетное жюри, состоящее из ведущих актёров волгоградских театров.

Темы проекта в разные годы посвящались творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Островского, Чехова, Есенина. Ребята пробовали себя в разных жанрах: русском водевиле, комедии, литературной сказке.

Так, в 2017 году фестиваль проходил под девизом «Памяти павших будем достойны!», в 2018-м был посвящён 200-летию со дня рождения И. С. Тургенева. Масштабным получился фестиваль в 2019-м, когда в России проходил Год театра. 14 театральных коллективов в НЭТе представили свои работы на суд жюри под председательством заслуженного артиста России Сергея Симушина.

– Удивительно, насколько достоверными были актёрские работы ребят, – делится впечатлениями Яха Лунева. – Школьники, конечно, волновались, выходя на сцену одного из крупнейших российских театров, но созданные ими спектакли по-настоящему захватывали. Хочется также отметить серьёзное отношение к проекту со стороны сотрудников НЭТ. Видно, что они заинтересованы в воспитании молодёжи, своих будущих зрителей, в формировании культуры восприятия театральных постановок.

В последние два года из-за коронавирусных ограничений фестиваль проходил в онлайн-формате, но в 2023 году его планируют провести очно. А, значит, будущей весной прославленный театр вновь распахнёт двери для школьников, делающих свои первые маленькие шаги к большой сцене.

На творческой волне

Большим подспорьем для школьных театров и ярким событием в жизни их воспитанников являются профильные смены, проходящие в региональном центре одарённых детей Волгоградской области «Волна».

Так, весной 2021 года для участия в смене «Школа театра» в «Волну» съехались более ста ребят из школьных театров области. Организаторами выступили волгоградское отделение Российского движения школьников, ВРОО «Центр творческой молодёжи» и Волгоградский государственный институт искусства и культуры. В течение двух недель для ребят проводились мастер-классы по различным театральным дисциплинам, встречи с актёрами, режиссёрами, деятелями культуры и искусства.

– Участники смены получили замечательную возможность, как говорится, на людей посмотреть и себя показать, – рассказывает специалист регионального центра одарённых детей «Волна» Ирина Чернова. – И педагоги – руководители школьных театров, и сами дети признавались, что «Школа театра» стала для них настоящим глотком свежего воздуха, своего рода первыми гастролями. Они обменялись опытом, наработками, получили новые знания и навыки.

А летом того же года «Волна» приняла ещё одну творческую смену – «Магия театра». Ею руководили преподаватели Института художественного образования ВСПУ. Особенностью программы стало то, что в ней участвовали не школьные театральные коллективы. У каждого из участников свой список побед в конкурсах различного уровня: вокальных, хореографических, литературных... И только в лагере «Зелёная волна» они собрались на одной сцене. Ребята учились актёрскому мастерству, пробовали себя в роли декоратора, гримёра, костюмера, реквизитора, звукорежиссёра. Итогом двухнедельного погружения в «Магию театра» стал мюзикл «Снежная королева». Причём участники смены не только сыграли все роли, но и выполнили костюмы, декорации, сами накладывали грим.

В программе «Магия театра» также было фольклорное направление под названием «Казачий лад». Его участники познакомились с традиционной культурой казаков, видами казачьего фольклора. Занимались народным вокалом, бытовой хореографией, народными играми, фланкировкой. В завершение смены участники этого направления показали театрализованный народный обряд «Троица». Девочки плели венки, мальчишки показали искусство владения шашкой. Народные песни, хороводы не оставили зрителей равнодушными, они тоже включились в праздничное действо.

   Готовясь к театрализованному празднику Троицы, юные актёры учились владеть шашкой. Фото: РЦОД "Волна"
Готовясь к театрализованному празднику Троицы, юные актёры учились владеть шашкой. Фото: РЦОД "Волна"

– Большим плюсом является то, что профильные смены проходят в загородном лагере, – говорит Ирина Чернова. – Помимо образовательной программы, у ребят много интересных форм досуга, который организуют вожатые. Всё это способствую быстрому знакомству ребят друг с другом, формированию сплочённой команды.

Кстати, театральная смена проходит в «Волне» и сейчас, правда, в онлайн-формате. А ещё на платформе дистанционного обучения «Волны» (https://edu.volna-talant.ru) открылся курс «Основы актёрского мастерства и ораторского искусства». Он предназначен для школьников от 12 лет, занятия бесплатные. Этот курс является отборочным на участие в театральном проекте «Смысл» в региональном центре одарённых детей «Волна».

Публикация подготовлена в рамках проекта «Дело молодых»